Адаптация обучающихся 5-го класса при переходе в среднюю школу


«Адаптация» от латинского слова «adapto»- приспособляю. риспособление индивида( ученика) к условиям новой социальной среды и принятие новой социальной роли. Переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. 1. Новый период развития – ОТРОЧЕСТВО 2. Переход на новую ступень обучения. Возраст детей пятого класса – это переход от младшего школьного к младшем подростковому. Психологически он связан с формированием главного личностного новообразования младшего подростка - чувства взрослости. СЛОЖНОСТЬ ПЕРИОДА:детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов.Начинает увеличение роста и веса (изменение пропорций тела, появление подростковой угловатости: увеличение размеров головы, удлиняются руки и ноги и в последнюю очередь туловище). Появляются вторичные половые признаки. Возникают перепады сосудистого и мышечного тонуса (резкая смена физического состояния и настроения ) Бурное протекание и смена эмоций.Смех подростка легко переходит в слёзы. Состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии. ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии со взрослыми. Повышенный интерес к собственной внешности. Стремление к независимости и свободе. Группирование со сверстниками. Резкость и безапелляционность суждений. Ранимость в сочетании с показной холодностью.Потребность в уединении. Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.Повышенный интерес к взаимоотношениям полов. Часто появляющиеся у учащихся 5-х классов негативные явления (дисциплинарные проблемы, резкое падение интереса к учению, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) – это не типичные признаки возрастного кризиса подросткового возраста, а следствие изменения образовательного процесса.   новый классный руководитель;много разных учителей (разные: манера общения, методика преподавания, темп урока, требования);новое расписание;возросший темп работы;возросший объем учебного материала в классе и д/з;ослабление учительского и родительского контроля;кризис подросткового возраста.  Самооценка все меньше зависит от учебных успехов, а от того, как ребенка ценят и воспринимают! Как никогда ждет позитивной оценки себя, но только не своей успеваемости, со стороны взрослого.Трудности в сфере общения со сверстниками, одноклассниками, в умении «занять определенную ступень». ЭТО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ УЧЕБА! ОЧЕНЬ ВАЖНО помочь ребенку сохранить на этом этапе накопленный позитив, уберечь от неудач, негативного отношения к жизни. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активным, умным и независимым, нужным и успешным, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Хотелось бы, чтобы педагоги, принимая на обучение пятиклассников, умели оказать поддержку своим подопечным.    Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе,хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками. отстранение от взрослыхпротестующий характер поведения по отношению к взрослым Насколько легко и быстро подросток приспособится к условиям средней школы, зависит от всех участников образовательного процесса.   Профилактика школьной дезадаптации является важным направлением в работе м/о классных руководителей и годичной команды педагогов, работающих в 5-м классе.  1. Социально – педагогическая и психологическая диагностика.  2. Консультативная работа с педагогами и родителями.  3. Методическая работа.  4. Профилактическая работа.  5. Коррекционно-развивающая работа.  6. Аналитическая работа.   Организационно- координирующая коммуникативная аналитико-прогностическая контрольная Внешний круг Внутренний круг Кл. руководитель Ребенок Учителя-предметникиПедагоги доп. образованияПедагог-организаторБиблиотекарьМедицинский работник Семьи обучающихсяВнешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие поддержка УчебныеПоведенческие Проблемы выстраивания новых отношенийПроблемы освоения нового пространства ОБЩЕНИЕ ИНТЕРЕС УВЛЕЧЕННОСТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ДРУЖБА Важно  взаимодействие классного руководителя, педагогов, работающих в 5 классе и родителей, которое имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.    Создают атмосферу доброжелательности, Строят взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.Обеспечивают постепенный переход на самостоятельную работу учащихся.Развивают групповые формы организации урока.Развивают умения учащихся смотреть на себя со стороны. Постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.Постоянно соблюдать стиль педагогического общенияХвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами. Создавать уместную ситуацию успеха для учащегося, особенно для тех которые недостаточно успешны в учебной деятельности. Не скупитесь на похвалу! Нет такого "двоечника", которого не за что было бы похвалить. Зная тебя, я уверен, что ты все сделал хорошо.Ты делаешь это очень хорошо.У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Физкультминутка снимает напряжение, уменьшает утомление, однако учителя не всегда находят для нее времени. Механизм работоспособности имеет определенную цикличность: 3-5 минут - врабатывание;15-20 - оптимум;с 20 минуты- утомление.