Сценарий классного часа Символы Российской государственности
Сценарий классного часа
для учащихся начальной школы
«Символы Российской государственности»
Работа подготовлена
учителем начальных классов
ГБОУ «Гимназия №1583» г.Москвы
Масловой Светланой Ивановной
Цели: рассказать детям о современной государственной символике; способствовать воспитанию патриотизма.
Задачи:
Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
Воспитывать чувства гражданства, формировать уважительное отношения к государству и государственной символике.
Подготовительная работа: попросить учащихся подготовить выразительное чтение стихотворений.
Оборудование: изображения флага и герба России; музыкальная запись гимна Российской Федерации; плакат со словами гимна; бело-сине-красные полоски для составления флага; видеопроектор с экраном, компьютер, музыкальный центр.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Перед ребятами появляются слова - картинки:
мама, семья, дом, друзья, школа, город, страна, Земля.
Слайд 1.
Включается запись песни “С чего начинается Родина?”
Учитель:
Ребята, а что такое Родина? Отчизна? Как связаны между собой слова и иллюстрации, которые мы только что увидели?
Ответы учащихся.
Учитель:
Все ваши ответы верны, Родину нельзя, так же, как и слово «счастье», определить одним словом или даже фразой. Родина – это место, где ты провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это твоя жизнь, жизнь твоего народа, к которой ты ощущаешь свою сопричастность.
Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? Какие литературные произведения о Родине вы читали?
Ответы учащихся с заранее подготовленными произведениями.
Слайд 2.
Нет на свете Родины дороже,
Надо всё нам сделать для неё.
Чтобы день, который прожит,
Каждым часом радовал её.
3. Сообщение темы урока.
Учитель:
Ребята, а как называется страна, в которой вы живете?
Ответы учащихся.
Учитель:
Да, страна, в которой мы живем, называется Россия! Она большая и красивая, здесь много лесов и полей, широких рек и глубоких озер. Но богатство нашей страны не только неповторимая природа, на территории нашей страны проживают люди многих народностей и национальностей, живущие в дружбе и согласии друг с другом. Россия – это страна с великим прошлым, страна имеет очень богатую историю, интересную культуру и традиции. Ну, как не гордиться русскому человеку за свою страну, если она столько пережила, столько отстояла. Государственная символика, о которой пойдет речь сегодня на уроке, является частью истории и культуры нашей страны.
На доске появляется тема урока:
Слайд 3.
Государственные символы России.
Учитель:
А что такое символы?
Ответы учащихся.
Учитель:
Да, ребята, вы правы.
Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление.
Сдайд.4.
Так символом Франции является Эйфелева башня.
Слайд 5.
Биг Бен – символ Англии.
Какие символы России вы можете назвать?
Ответы учащихся.
Учитель:
Действительно, символов России много – это и Кремль, Красная площадь, Покровский собор. (Слайд 6)
И березы. И Знамя Победы. И русская матрёшка. (Слайды 7,8,9)
Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции - это герб, государственный флаг и государственный гимн. Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Государственные символы представляют нашу страну за границей: например, при победе российских спортсменов поднимают российский флаг и звучит российский гимн.
Слайд 10
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядит гимн, герб, флаг родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли.
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наш герб, флаг, гимн? Начнем мы с герба. (Слайд 11)
Учитель:
Слово “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.
Учитель: Ребята, а где вы видели герб России?
Учитель:
Хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены символы, раскрывающие значения различных элементов российского герба. Я предлагаю вам познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.
Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах.
Корона – власть, благородство;
Конный всадник – победа;
Орел – сила, власть, величие;
Меч – военная слава, могущество;
Скипетр (жезл ) и держава (золотой шар с крестом )- символы царской власти – твердая центральная власть.
В течение нескольких минут учащиеся знакомятся с символическими изображениями.
Учитель:
Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель:
Давайте рассмотрим наш герб и узнаем какой смысл в нем заложен.
У России величавойНа гербе орёл двуглавый,Чтоб на запад и востокОн смотреть бы сразу мог.Сильный, мудрый он и гордый.Он России дух свободный.
Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. (Слайд 12) Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.
Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет. Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба? Ответы учащихся.
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Учитель:
Ребята, рассмотрим следующий государственный символ России.
Гордо рею я на мачте корабля,И в бою солдаты берегут меня.Я России часть и знак - Красно – сине – белый флаг!
Учитель:
Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище.
Слайд 12.
Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя)
Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
Учитель:
Государственный флаг – это символ свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран. Мы гордимся нашим флагом – ему уже более трехсот лет.
Учитель:
Для того чтобы лучше запомнить, что означают цвета нашего флага, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите, о каком цвете в них говорится, и постарайтесь понять, что он означает.
Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.
Снежинки так прекрасны и легки, Как совершенны у ромашки лепестки, Как на доске строка, написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете … (белом) Слайд 13
Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы, как вечер зимний И благородны и просторны неба своды Художник их раскрасил в … (синий) Слайд 14
Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под Знаменем Победы ярко…(красным) Слайд 15
На выполнение задания учащимся предлагается несколько минут.
Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Как вы смогли расшифровать цвета нашего флага?
У вас есть небольшое задание. Давайте раскрасим флаг в нужные цвета и запомним последовательность цветов флага.
Учащиеся выполняют задание.
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.
Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)Учитель:
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах, международных, спортивных соревнованиях, во время официальных визитов за рубеж главы нашего государства, мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь. Все торжественно, красиво и строго.
Слайд 16
Учитель:
Как вы думаете, как называется эта песня?
Ответы учащихся.
Учитель:
Правильно ребята, это гимн.
Где и когда вы слышали государственный гимн?
Ответы учащихся.
Учитель:
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Поэтому словам и музыке гимна предъявляются особые требования.
Учитель:
Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым, автором многих детских произведений. А каких?
Ответы учащихся.
В словах гимна звучит идея возрождения, величия и славы России.
Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. У вас на партах есть карточки со словами гимна.
Давайте прочитаем их.
Слайд 17
Учащиеся цепочкой читают слова гимна.
Учитель:
Я теперь прошу вас встать и послушать гимн России.
4. Итог урока:
Учитель:
Пришло время подвести итог нашего урока.
С чем мы сегодня познакомились?
Что нового узнали?
Ответы детей.
Учитель:
Сегодня мы с вами познакомились с государственной символикой нашей Родины – России, и ее значением. Я думаю, что каждый человек должен понять для себя, осознать, что для него есть Родина, в каком свете он её видит, и готов ли он на всё ради неё. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Слайд 18