Варианты контрольных работ 5 класс
Варианты итоговых контрольных работ за первое полугодие в 5 классе по УМК А.Д.Шмелева.
1. Отважный пингвиненок.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него только что выросли три пушинки на голов и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький, голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и…бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.
Это был отважный пингвиненок. Он первый раз искупался в холодном зеленом море.
(99 слов)
( По Г. Снигереву)
2. Дуб.
Дуб- удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и живет летучая мышь. Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли.
(111слов)
3.
Львиную долю всей площади Тихого океана занимает огромная впадина округлой формы. Границы ее проходят почти повсюду по краям материков. Глубина впадины равна в среднем четырем-шести километрам.
Прежде считалось, что она однородна, не делится на отдельные части и котловины. Исследования нашего времени показали, что это не так. Впадину разделяет на две части подводный хребет. Группы подводных вулканов, зоны разломов и цепи гор расчленяют впадину на отдельные котловины.
Сегодня на карту Тихого океана нанесены десятки подводных хребтов и горных цепей.
(79 слов)
(По А. Кондратьеву)
4.
За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи дорога к городу. И у дороги стояла белоствольная и развесистая плакучая береза. Глубокие колеи дороги зарастали травой с желтыми и белыми цветами. Береза была искривлена степным ветром.
Шелковисто-зеленое, белоствольное дерево в золотых хлебах!
Осень приходила к нам светлая и тихая. Казалось, конца не будет ясным дням.
Она делала дали нежно-голубыми, небо чистым и кротким. Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он. Очарованная осенью, она была счастливая и покорная и вся сияла. А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье.
(112слов)
(По И. Бунину)
5.
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множество блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.
(100 слов)
( По И. Соколову- Микитову)
Взято из «Русский язык: Проектирование учебного курса» (Л.О.Савчук, О.В.Донскова)