Математический проект Путешествие в страну геометрических фигур.


Математический проект «В мире форм» в старшей группе
Вид проекта: познавательно-творческий.
Проблема: «Какой формы предмет?»
Срок реализации проекта: в течение учебной недели.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с геометрическим образцом.
Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур.
Задачи:
Образовательные
Количество и счет. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке.
Познакомить с цифрами от 0 до 10.
Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1 (в пределах 10).
Называть предыдущее и последующее число к названному числу, определять пропущенное число.
Познакомить детей с монетами достоинством 1, 2, 3, 5, 10 рублей.
Составлять и решать простые задачи на сложение (когда к большему прибавляется меньшее), выделяя в задаче условие, вопрос, решение и ответ.
Величина. Совершенствовать знание о величине фигур.
Геометрические фигуры. Углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах. Анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. Закрепить представление о многоугольниках (на примере треугольника, квадрата, прямоугольника. Уточнить названия известных плоскостных геометрических фигур и их элементов (углы, вершины, стороны. Ориентировка в пространстве. Закрепить навыки ориентировки на ограниченной плоскости (лист бумаги, страница тетради), располагать предметы на плоскости в указанном направлении (справа, слева, на, под, за).
Ориентировка во времени. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем, различать длительность отдельных временных интервалов.
Развивающие:
Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Развивать умение различать модели близких по форме фигур. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую. Развивать логическое мышление, внимание, воображение, речь.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, желание помочь своей команде. Развивать умение работать в коллективе, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Воспитывать любознательность, интерес к фольклору.
Предполагаемый результат:
1. Освоение детьми математических знаний в области «Форма предметов».
2. Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.
3. Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.
Результат (продукт) проектной деятельности:
4. Создание сборника с загадками и стихами, оформление его детскими рисунками.
5. Презентация проекта: развлечение «Путешествие в город геометрических форм»
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Организация работы над проектом.
3. Практическая деятельность.
4. Подведение итогов (презентация).
Схема реализации проекта:
1. Работа с детьми.
 План реализации проекта.
Дни недели Программное содержание Форма и содержание
Непосредственно образовательная деятельность.
Продуктивная деятельность Программные задачи: учить детей создавать образ сказочного домика, передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур; закреплять умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию. Развивать умение различать модели близких по форме фигур. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую. Развивать логическое мышление, внимание, воображение, речь.

Программные задачи: Закрепить навыки ориентировки на ограниченной плоскости (лист бумаги, страница тетради), располагать предметы на плоскости в указанном направлении (справа, слева, на, под, за). Закреплять умение детей вырезать части предмета разной геометрической формы и составлять из них изображение; учить предавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения; закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое.
Программные задачи: закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей и фруктов; учить сопоставлять их форму с геометрическими формами, находить сходство. Совершенствовать знание о величине фигур. Развивать умение работать в коллективе, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Рисование «Сказочные домики».
Раскрашивание картин, состоящих из геометрических фигур.
Аппликация.
Тема: «Сказочная птица»
Лепка из пластилина.
Тема: «Овощи и фрукты для магазина».
Познавательная деятельность
Программное содержание: учить считать в пределах 10, показать образование числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10; закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур; продолжать определять свое местоположение среди окружающих предметов.ФЭМП. Тема: «Счет в пределах 10, образование числа 10, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве».
  Речевое развитие и чтение художественной литературы Программные задачи: учить пересказывать сказку самостоятельно по моделям заместителям, предавать интонацией характеры героев, рассказывать сказку в лицах (меняя голос, интонацию). Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, желание помочь. Воспитывать любознательность, интерес к фольклору.
Заучивание стихотворений
Ознакомление с художественной литературой Тема: Пересказ детьми словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» по моделям заместителям.
«Учим формы предметов» Кожевников А. Ю. и разгадывание загадок о геометрических фигурах..Продукт проекта Обобщить знания об основных формах окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур.
Развлечение «В страну геометрических фигур».
Создание картотеки дидактических игр .Создание книги «Страна геометрических фигур».
Игровая деятельность.
Цель: закрепить знание о формах (круг, квадрат, прямоугольник), размеры (большой, маленький). Цель: соотнесение форм предметов с геометрической фигурой.
Цель: Закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги по слову воспитателя, знание о геометрических фигурах, умение отсчитывать в пределах до 10.
Цель: прямой и обратный счёт
Цель: Закреплять умения детей ориентироваться на себе и вокруг себя, поворачиваться налево, направо по слову воспитателя.

Цель:закреплять ориентировку «лево – право» на себе и окружающих предметах.
Цель: Продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги
Цель: учить соотносить цифру и число в сюжетно – ролевой игре «Магазин».
Цель: развитие внимания, навыков счета в пределах 10.
Д/и «Собери целое»
Мозайка «Сложи узор»
Д/и «Цвет и форма»
Д/и
«Подбери ключик»
Д/и «Почини зайчатам одежду»,
«Найди заплатку».
Игра на бумаге: «Засели дом жильцами»
Игра: «Воздушная лестница»
Игровое упражнение: «Роботы»
ИГРА: «Ковёр - самолёт»
«Машинка на управлении»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Д/и «Сосчитай и запеши»
Д/и «Яблочки»
Самостоятельная деятельность Цель: развивать логическое мышление, совершать мыслительные операции
Цель: развить сенсорные способности, пространственное представление, образное и логическое мышление, сообразительность и смекалку Игра способствует развитию логического, творческого мышления и речи.
Цель: развивать умение совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу, данному воспитателем
Цель: закреплять знания о цветах, формы и размера предметов. Логические блоки Дьенеша,
Колумбово яйцо,
Головоломка Пифагора,
Вьетнамская игра,
«Продолжи ряд»
«Малыш и краски»
Совместная работа с родителями.
Подбор стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника и создание иллюстраций совместно с детьми. Подготовка оборудования к Развлечению «В страну геометрических фигур».
Вывод:
Гипотеза подтвердилась. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, находить их в окружающей обстановке.