Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему Путешествуем на паровозе.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
Тема: Путешествуем на паровозе.
Программное содержание:Закрепить количественный и порядковый счет, закрепить обратный счет, сравнение чисел. Продолжать формировать пространственные временные представления: «слева», «справа», «посередине», «вверху-внизу», «за», «перед». Формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Знание геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции, вариативности мышления, быстроту реакции, познавательный интерес. Формировать навыки самостоятельной работы. Методические приемы: показ, вопросы, объяснение, игра. Материал: тетради, ручки, карандаш, геометрические фигуры, рисунки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в наш детский сад по дороге я встретила Незнайку. Он мне рассказал, как он живет – поживает и передал для вас этот конверт. Посмотрим, что нам приготовил Незнайка? Да это же стихотворение и какой - то непонятный листок. С них мы с вами и начнем.
Давайте, ребята, учиться считать! Запомните все, что без точного счетаНе сдвинется с места любая работа, Без счета не будет на улице света, Без счета не сможет подняться ракета, И в прятки сыграть не сумеют ребята. Беритесь ребята скорей за работуУчиться считать, чтоб не сбиться со счету. 2. Основная часть. Воспитатель: Ребята, а хотите мы с вами мы с вами отправимся в путешествие? Во время путешествия нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. А на чем мы с вами отправимся? Вот вам листок бумаги от Незнайки, а на ней …. Соединив все черточки по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами будем путешествовать. Воспитатель: Так на чем мы с вами отправимся в путь? Что у нас получилось? Дети: паровоз (Выставляется картинка с изображением паровоза) Воспитатель: Теперь нам необходимо составить маршрут. (Работа в тетрадях.) Одна клетка вверх, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вниз, одна вправо. Далее самостоятельно по образцу. (Работа с геометрическими фигурами.)Воспитатель: Ну вот, сели удобнее, заняли свои места. Но чтобы наш паровоз отправился в путь, нам надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них. Вот они перед вами – разноцветные геометрические фигуры. (У каждого ребенка набор геометрических фигур.) Воспитатель: Поднимите и покажите самый большой круг? Теперь поменьше круг? Еще меньше? Сколько красных фигур? Сколько желтых? А сколько всего геометрических фигур? А сейчас в правую руку возьмите желтый треугольник, а в левую красный квадрат, сравним их. Чем они похожи? Чем отличаются? Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке. Каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить радКак зовут его…. Дети: квадрат. Воспитатель: Поехали. А пока мы с вами едем, чтобы не было скучно, давайте вспомним названия сказок, в которых живут числа. Дети: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Два мороза».(Работа с числовым рядом.) Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как быстро добрались до места. Я предлагаю поиграть с цифрами. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.Сколько дней в неделе? (7)Сколько углов у квадрата? (4)Сколько хвостов у пяти коров? (5)
Сколько лап у двух гусей? (4)
Какие арифметические знаки вы знаете?
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
Если стол выше стула, то стул…?
Если дорога шире тропинки, то тропинка?
Назови соседей цифры 5, 6, 7
Назови соседа цифры 7 слева, справа
Назови число, следующее за числом 5. (6)
Сколько месяцев в году? (12)
Назови предыдущее число 5, последующее…(4,6) Физкультминутка. Воспитатель: Мы с вами ребятки попали в сказочный лес. Из него нам с вами надо выбраться, а поможет нам зайчик. Игра на внимание: дети встают в круг. Зайчик называет запрещенное животное (например, кошка). Затем бросает кому-то из ребят мяч и называет любое животное. Ребёнок ловит мяч, а если это «кошка», то мяч ловить нельзя. Игру можно усложнить: выбрать 2 или 3 запрещённых животных.
Игра "Четвёртый лишний".Воспитатель: Ну, поедем теперь дальше. Смотрите, дома стоят. Воспитатель: Здесь каждый дом может быть лишним. Дети:1) 1-й домик с одним окошком, а остальные - с двумя;2) 3-й домик выше остальных;3) 4-й домик имеет прямоугольную крышу, а остальные – треугольную. (Математический диктант.)Воспитатель: А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы мы смогли вернутся, нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки. Математический диктант: В левом верхнем углу нарисуем прямоугольник. В правом нижнем углу треугольник. В левом нижнем углу квадрат. В правом верхнем углу круг. А посередине овал. Воспитатель: Мы готовы вернутся домой. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Поехали! 3. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот мы и дома! Где же мы сегодня с вами побывали? (ответы детей.) Что вам понравилось в путешествии, Давайте вспомним что делали? Какое задание было самым трудным (ответы детей.) И мне, ребята, очень понравилось с вами путешествовать. Вы такие молодцы, всё знаете! Всё умеете! До новых путешествий.