Разработка интегрированного урока по математике и технологии по теме «Конструирование из геометрических фигур» в 1 классе

Егорова Татьяна Николаевна – учитель начальных классов.
Разработка интегрированного урока по математике и технологии
«Конструирование из геометрических фигур»
Цели урока:
Формировать универсальные учебные действия:
познавательные (умения классифицировать, ставить проблему, работать со схемой, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),
коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами),
личностные (умение соблюдать установленные правила).
Предметные:
отрабатывать умение узнавать одинаковую форму фигур, которые отличаются по другим признакам ( по цвету, размеру, расположению);
продолжить работу над формированием умения распознавать в реальных предметах форму плоских геометрических фигур;
продолжить работу над усвоением факта равенства числа сторон и числа вершин многоугольника;
продолжить  обучение технике выполнения аппликации.
Метапредметные:
учить планировать деятельность;
осуществление самоконтроля и контроля в форме сличения с заданным образцом;
развитие мыслительных операций: анализа и синтеза;
формирование умения прогнозировать.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, модели плоских геометрических фигур, заготовки деталей аппликации для всех обучающихся.
.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
-. Мозговая гимнастика.
Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь)
«надевают шапку», то есть мягко заворачивают уши от верхней точки до мочки три раза.

2. 2. Этап мотивирования к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес
(Слайд 1)
– Ребята, сегодня у нас необычный урок технологии. На этом уроке мы совершим путешествие в страну Геометрия, познакомимся с её жителями.
-Кто знает, что такое Геометрия и кто там живет?

3. Актуализация опорных знаний. Систематизация  знаний о плоских геометрических фигурах
Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания
– Хотите, познакомимся с жителями этой страны? Отгадайте загадки:
1) Нет углов у меня И похож  на блюдце я. На тарелку, и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (Круг) (слайд 3)
– Какие предметы имеют форму круга? Где в жизни встречается круг? (Слайд 4) – Приведите свои примеры.
2) Он давно знаком со мной, Каждый угол в нём прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его  (квадрат) (Слад 5)
– Какие предметы имеют форму квадрата? (Слайд 6) – Приведите свои примеры.
3) Три угла, Три стороны Могут разной быть длины. (Треугольник) (Слайд 7)
– Какие предметы имеют форму треугольника? (Слайд 8) – Приведите свои примеры.
- Какие еще геометрические фигуры вы знаете?
4. Определение темы урока и постановка цели
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
- А почему вы так думаете?
- А что-то новое будем узнавать? Как можно назвать тему урока?
5. Открытие новых знаний. Знакомство с новыми геометрическими фигурами восьмиугольником и шестиугольником
– Послушайте историю, которая произошла в стране Геометрия (Слайд 9)
Жили два брата: Треугольник с Квадратом. Старший – квадратный, добродушный, приятный. Младший треугольный – вечно недовольный. Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?» Тот кричит ему в ответ: «Ты полней меня и шире! У меня углов лишь три, у тебя же их четыре!» Но квадрат ответил: «Брат, я же старше, я – квадрат.» И сказал ещё нежней: «Неизвестно, кто нужней». (Слайд 10)

Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы, Младший лезет воровато срезать старшему углы. Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов. Спать ложился – был квадратным, а проснёшься – без углов» (Слад 11)

Но на утро младший брат страшной мести был не рад. Поглядел он – нет  квадрата. Онемел, стоял без слов
Как вы думаете, что случилось?
А сами попробуйте срезать квадрату углы.
Пересчитайте углы, в какую фигуру превратился квадрат?
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов.

– Назовите главных героев этой истории. – Почему треугольник завидовал квадрату? – Как он решил отомстить ему? – Какая фигура получилась из квадрата? – – Понравилось ли вам поведение треугольника? – Какие советы мы можем ему дать? – А какая фигура получится из треугольника, если ему обрезать углы? (Выслушиваются предположения детей) – А как мы можем проверить? (Опытным путём: отрезать углы на модели) Демонстрация «превращения» учителем. Пересчитайте углы.
6. Физминутка. Цель: снятие утомления через физические упражнения.
1) Игра «День – ночь» (Слайды 12,13,14)
– Внимательно рассмотрите фигуры на слайде. Запомните их количество, цвет, расположение. Закройте  глаза. ( смена слайда) – Что изменилось?
2) Выполнение упражнений  на релаксацию «Бутон – Цветок»  (слайд 15)
7. Практическая часть. Конструирование из геометрических фигур
Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания
Формулировка темы работы – Сегодня на уроке вы будете конструкторами. Будете конструировать разные модели из геометрических фигур.
_ Кто такой конструктор? .
1. Демонстрация образцов. Из геометрических фигур можно сделать много красивых моделей, даже картин.
2) Анализ образца
– Из каких геометрических фигур состоит аппликация? – Сколько кругов? Сколько треугольников?
3) Можете работу выполнить по этому образцу, а лучше всего если вы сами придумаете свою модель. Но сначала составляем план работы.
Составление плана работы.
Сначала придумываем, что будем делать
Подбираем детали
Наклеиваем крупные детали
Приклеиваем мелкие детали

– По ходу выполнения работы обращайтесь к образцу. Контролируйте себя:  правильно ли я выполняю работу?
4) Самостоятельная работа
Оказание детям индивидуальной помощи.
8. Рефлексия учебной деятельности
Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности
1) Демонстрация работ учащихся
– Что ты смоделировал? – Из каких геометрических фигур она состоит? – С какими новыми геометрическими фигурами познакомились на уроке?
-Как по - вашему мнению, где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

2) Рефлексия деятельности (слайд 17)
– У вас на партах лежат две картинки: тучка и солнышко. Если урок вам понравился, было интересно, вы узнали что-то новое – приклейте на аппликацию солнышко. Если  на уроке было неинтересно, ничего нового вы не узнали – приклейте на аппликацию тучку.
3) Организация выставки работ
– Давайте устроим выставку и посмотрим какая, погода у нас  на уроке: солнечная или пасмурная?
(Слайд 18)
4) Уборка рабочих мест










Технологическая карта урока

Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД, приемы
СО

1. Организационный момент. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
-. Мозговая гимнастика.
Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь)
Регулятивные УУД (самоконтроль)



2. Этап мотивирования к учебной деятельности

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес
Беседа о стране Геометрия. Ответы детей, предположения
Личностные УУД
(определение важности предмета)
слайд

3. Актуализация опорных знаний.

актуализация знаний, достаточных для построения нового знания
Систематизация  знаний о плоских геометрических фигурах Отгадывание загадок
Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации)

Загадки слайды

4. Определение темы урока и постановка цели
Подведение к теме и цели урока
Обобщение , прогнозирование
Познавательные. Определение темы и цели урока
беседа

5. Открытие новых знаний.
При помощи деятельностного метода подведение к самостоятельному добыванию знаний
Самостоятельное получение многоугольников. Ознакомление с новыми геометрическими фигурами восьмиугольником и шестиугольником.
Познавательные УУД
(умение наблюдать, сравнивать и делать выводы)
Сказка
слайды

6. Физкультминутка

снятие утомления через физические упражнения.
1) Игра «День – ночь»
Коммуникативные УУД



7. Практическая часть. Конструирование

Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания
Оказание детям индивидуальной помощи.
Конструирование моделей
- Анализ образца
- Составление плана работы.
- Самостоятельная работа

Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)

Геометр.
Фигуры клей цветная бумага


8. Рефлексия учебной деятельности
способствовать формированию самооценки своей деятельности
- Рефлексия деятельности
Регулятивные УУД (самооценка)
картинки

9. Подведение итогов
Организовать выставку работ
- Уборка рабочих мест
















15