Разработка интегрированного урока по математике и технологии по теме «Конструирование из геометрических фигур» в 1 классе
Егорова Татьяна Николаевна – учитель начальных классов.
Разработка интегрированного урока по математике и технологии
«Конструирование из геометрических фигур»
Цели урока:
Формировать универсальные учебные действия:
познавательные (умения классифицировать, ставить проблему, работать со схемой, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),
коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами),
личностные (умение соблюдать установленные правила).
Предметные:
отрабатывать умение узнавать одинаковую форму фигур, которые отличаются по другим признакам ( по цвету, размеру, расположению);
продолжить работу над формированием умения распознавать в реальных предметах форму плоских геометрических фигур;
продолжить работу над усвоением факта равенства числа сторон и числа вершин многоугольника;
продолжить обучение технике выполнения аппликации.
Метапредметные:
учить планировать деятельность;
осуществление самоконтроля и контроля в форме сличения с заданным образцом;
развитие мыслительных операций: анализа и синтеза;
формирование умения прогнозировать.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, модели плоских геометрических фигур, заготовки деталей аппликации для всех обучающихся.
.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
-. Мозговая гимнастика.
Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь)
«надевают шапку», то есть мягко заворачивают уши от верхней точки до мочки три раза.
2. 2. Этап мотивирования к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес
(Слайд 1)
– Ребята, сегодня у нас необычный урок технологии. На этом уроке мы совершим путешествие в страну Геометрия, познакомимся с её жителями.
-Кто знает, что такое Геометрия и кто там живет?
3. Актуализация опорных знаний. Систематизация знаний о плоских геометрических фигурах
Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания
– Хотите, познакомимся с жителями этой страны? Отгадайте загадки:
1) Нет углов у меняИ похож на блюдце я.На тарелку, и на крышку,На кольцо, на колесо.Кто же я такой, друзья? (Круг) (слайд 3)
– Какие предметы имеют форму круга? Где в жизни встречается круг? (Слайд 4)– Приведите свои примеры.
2) Он давно знаком со мной,Каждый угол в нём прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад,А зовут его (квадрат) (Слад 5)
– Какие предметы имеют форму квадрата? (Слайд 6)– Приведите свои примеры.
3) Три угла,Три стороныМогут разной быть длины. (Треугольник) (Слайд 7)
– Какие предметы имеют форму треугольника? (Слайд 8)– Приведите свои примеры.
- Какие еще геометрические фигуры вы знаете?
4. Определение темы урока и постановка цели
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
- А почему вы так думаете?
- А что-то новое будем узнавать? Как можно назвать тему урока?
5. Открытие новых знаний. Знакомство с новыми геометрическими фигурами восьмиугольником и шестиугольником
– Послушайте историю, которая произошла в стране Геометрия (Слайд 9)
Жили два брата: Треугольник с Квадратом.Старший – квадратный, добродушный, приятный.Младший треугольный – вечно недовольный.Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?»Тот кричит ему в ответ: «Ты полней меня и шире!У меня углов лишь три, у тебя же их четыре!»Но квадрат ответил: «Брат, я же старше, я – квадрат.»И сказал ещё нежней: «Неизвестно, кто нужней». (Слайд 10)
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,Младший лезет воровато срезать старшему углы.Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов.Спать ложился – был квадратным, а проснёшься – без углов» (Слад 11)
Но на утро младший брат страшной мести был не рад.Поглядел он – нет квадрата. Онемел, стоял без слов
Как вы думаете, что случилось?
А сами попробуйте срезать квадрату углы.
Пересчитайте углы, в какую фигуру превратился квадрат?
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов.
– Назовите главных героев этой истории.– Почему треугольник завидовал квадрату?– Как он решил отомстить ему?– Какая фигура получилась из квадрата? –– Понравилось ли вам поведение треугольника?– Какие советы мы можем ему дать?– А какая фигура получится из треугольника, если ему обрезать углы? (Выслушиваются предположения детей)– А как мы можем проверить?(Опытным путём: отрезать углы на модели)Демонстрация «превращения» учителем.Пересчитайте углы.
6. Физминутка. Цель: снятие утомления через физические упражнения.
1) Игра «День – ночь» (Слайды 12,13,14)
– Внимательно рассмотрите фигуры на слайде. Запомните их количество, цвет, расположение. Закройте глаза. ( смена слайда)– Что изменилось?
2) Выполнение упражнений на релаксацию «Бутон – Цветок» (слайд 15)
7. Практическая часть. Конструирование из геометрических фигур
Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания
Формулировка темы работы– Сегодня на уроке вы будете конструкторами. Будете конструировать разные модели из геометрических фигур.
_ Кто такой конструктор? .
1. Демонстрация образцов. Из геометрических фигур можно сделать много красивых моделей, даже картин.
2) Анализ образца
– Из каких геометрических фигур состоит аппликация?– Сколько кругов? Сколько треугольников?
3) Можете работу выполнить по этому образцу, а лучше всего если вы сами придумаете свою модель. Но сначала составляем план работы.
Составление плана работы.
Сначала придумываем, что будем делать
Подбираем детали
Наклеиваем крупные детали
Приклеиваем мелкие детали
– По ходу выполнения работы обращайтесь к образцу. Контролируйте себя: правильно ли я выполняю работу?
4) Самостоятельная работа
Оказание детям индивидуальной помощи.
8. Рефлексия учебной деятельности
Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности
1) Демонстрация работ учащихся
– Что ты смоделировал?– Из каких геометрических фигур она состоит?– С какими новыми геометрическими фигурами познакомились на уроке?
-Как по - вашему мнению, где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?
2) Рефлексия деятельности (слайд 17)
– У вас на партах лежат две картинки: тучка и солнышко. Если урок вам понравился, было интересно, вы узнали что-то новое – приклейте на аппликацию солнышко.Если на уроке было неинтересно, ничего нового вы не узнали – приклейте на аппликацию тучку.
3) Организация выставки работ
– Давайте устроим выставку и посмотрим какая, погода у нас на уроке: солнечная или пасмурная?
(Слайд 18)
4) Уборка рабочих мест
Технологическая карта урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД, приемы
СО
1. Организационный момент. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
-. Мозговая гимнастика.
Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь)
Регулятивные УУД (самоконтроль)
2. Этап мотивирования к учебной деятельности
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес
Беседа о стране Геометрия. Ответы детей, предположения
Личностные УУД
(определение важности предмета)
слайд
3. Актуализация опорных знаний.
актуализация знаний, достаточных для построения нового знания
Систематизация знаний о плоских геометрических фигурах Отгадывание загадок
Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации)
Загадки слайды
4. Определение темы урока и постановка цели
Подведение к теме и цели урока
Обобщение , прогнозирование
Познавательные. Определение темы и цели урока
беседа
5. Открытие новых знаний.
При помощи деятельностного метода подведение к самостоятельному добыванию знаний
Самостоятельное получение многоугольников. Ознакомление с новыми геометрическими фигурами восьмиугольником и шестиугольником.
Познавательные УУД
(умение наблюдать, сравнивать и делать выводы)
Сказка
слайды
6. Физкультминутка
снятие утомления через физические упражнения.
1) Игра «День – ночь»
Коммуникативные УУД
7. Практическая часть. Конструирование
Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания
Оказание детям индивидуальной помощи.
Конструирование моделей
- Анализ образца
- Составление плана работы.
- Самостоятельная работа
Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)
Геометр.
Фигуры клей цветная бумага
8. Рефлексия учебной деятельности
способствовать формированию самооценки своей деятельности
- Рефлексия деятельности
Регулятивные УУД (самооценка)
картинки
9. Подведение итогов
Организовать выставку работ
- Уборка рабочих мест
15