Занятие по занимательной математике Путешествие в страну геометрических фигур для детей 6 лет
Тема занятия
Путешествие «В стране геометрических фигур»
2476580010
Мальцева Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования,
объединение «Дошкольник»
Возраст учащихся: 5 – 6 лет.
Цель:
Сформировать представление о различии между плоскими и пространственными фигурами.
Задачи:
1. Познакомить детей с паспортом цилиндра и куба посредством исследовательской деятельности.
2.Развивать внимание, логическое и вариативное мышление; умение распознавать и называть геометрические фигуры; сравнивать группы предметов по количеству, используя знаки больше, меньше, равно; считать предметы.
3. Воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Оборудование и материально-техническое оснащение: компьютер, экран, проектор, магнитофон.
Учебно-методические пособия: презентация по теме занятия, квадраты, круги, теннисные мячики, кубики, листы бумаги А-4, карточки с заданиями; куб, цилиндр, обручи, кубики, куб с цифрами, 2 картинки с изображением квадрата, паспорт куба и цилиндра, простые карандаши, CD – диск «Ритмика и движения под музыку для детей 5 – 10 лет», аудио файл «Маленький кораблик».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я Звездочет, очень люблю открывать новое, это очень интересное занятие. Поэтому я хочу пригласить вас в страну геометрических фигур за новыми открытиями. Прежде чем отправиться в путь, сделаем разминку.
«Игра с кубом»
Дети образуют круг. Педагог бросает куб кому – нибудь из детей и говорит: «Считай дальше». Ребенок, поймавший куб, называет цифру на грани и считает дальше. Следующий ребенок считает в обратном порядке, следующий называет соседей числа и т.д.
Молодцы! Умение считать пригодиться нам в дальнейшем.
Дорога в эту чудесную математическую страну нелегка, но нам помогут наши друзья – геометрические фигуры. Помогите найти каждой фигуре свой домик, и они укажут нам дальнейший путь.
Упражнение «Закрой пустые квадраты жетонами»
Какая фигура живет в квадрате слева? (Квадрат.)
Кто живет в центре? (Треугольник.)
Кто живет в квадрате справа? (Круг.)
Молодцы! Все справились. В этом вам помогло знание геометрических фигур и умение ориентироваться на листе бумаги.
Под веселую мелодию отправляемся дальше.
2. Повторение пройденного материала.
(Слайд №1 Замок семи чисел)
Я вижу вдали главный замок Страны – Замок Семи Чисел. Как вы думаете, почему он так называется?
(Потому что на стенах семь башен, в озере плавает семь лебедей, во дворе растут семь деревьев, а на башнях семь флагов.)
Какой формы башни и крыши замка? ( Конусы и цилиндры.)
Как называется город, в котором живете вы? (Анива.)
В вашем городе есть здания такой формы, как в Замке Семи Чисел? ( Нет.)
Какой формы дома в Аниве? ( Дома квадратной, прямоугольной формы, а крыши похожи на треугольники.)
Ворота замка закрыты, а ключ утерян. Возможно, их удастся открыть с помощью моей волшебной тросточки? Не получается. Нужна ваша помощь! Если вы справитесь с заданием, и у вас получится ключ, мы сможем открыть ворота замка.
Графический диктант.
Найдите точку красного цвета, поставьте на нее карандаш. А теперь рисуем: 2 клеточки вниз. 2 клеточки вправо, 4 клеточки вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку влево, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх. 1 клеточку влево. 2 клеточки вверх. 2 клеточки вправо. 2 клеточки вверх, 5 клеточек влево.
Замечательно. Вы внимательно слушали, отсчитывали правильное количество клеток и у вас получился ключ. Отправляемся в замок.
Физкультминутка. Игра «Найди кусочек сыра»
Но что это? На замок напали мыши. Надо их увести из замка и накормить сыром.
На полу лежат несколько обручей на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики. Это сыр. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Дети под музыку бегают. Как только она остановится «мышки» разбегаются по норкам за кусочком сыра. Как только «мышки» разбегутся по норкам, педагог спрашивает: сколько мышек в норке и почему?
3.Изучение нового материала. Исследовательская деятельность.
В стране геометрических фигур живут куб, шар, круг и квадрат. Они очень любят играть в прятки. Прятаться можно только на столе. (У каждого ребенка на столе круг, квадрат, куб и шар, лист бумаги)
«Прятки»
Кому удалось спрятаться? (Кругу и квадрату)
Кто спрятаться не смог? (Куб и шар)
Почему? (Куб и шар спрятаться не могли, потому что они фигуры объемные, а круг и квадрат плоские.)
Вывод:
Куб и шар спрятаться не могли, потому что они фигуры объемные, а круг и квадрат плоские.
Какие еще плоские фигуры вы знаете? (Овал, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб.)
Какие объемные фигуры вы знаете? (Цилиндр.)
Скоро праздник новый год. Цилиндр и куб решили сфотографироваться, чтобы подарить фотографии своим друзьям. Но, к сожалению, фотограф заболел. Поможем фигурам сфотографироваться? (Поможем.)
(Слайд №2 Черный квадрат)
Какая фотография получилась? (Квадрат.)
В фотоателье напечатали фотографии черно-белые, но не могут определить, где чья. Попробуем помочь?
(Возникает затруднение, так как четырехугольник может быть и цилиндром и кубом.)
Смогли вы подобрать фотографии? ( Нет.)
Почему не смогли? ( Одна и та же фотография подходит к разным фигурам.)
Значит чему нам надо научиться? ( Фотографировать так, чтобы можно было точно определить какая фигура фотографировалась.)
У фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии.
Чем отличается цилиндр от квадрата? ( У цилиндра дно круглое.)
Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показ цилиндра с одной и другой стороны)? ( Получается 2 круга.)
Смотрим на экран. Эта фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке рассказывает его паспорт. Значит это паспорт цилиндра.
(Слайд №3 Паспорт цилиндра)
Аналогично разбирается куб.
(Слайд №4 Паспорт куба)
Фигурам вручаются паспорта.
Вывод:
Вот теперь вы настоящие фотографы, т.к. на фото сразу видно кто изображен. А мы видим результат нашего исследования в паспортах куба и цилиндра.
4. Заключительная часть.
Обрадовались куб и цилиндр. И предлагают поиграть с ними в любимую игру жителей страны геометрических фигур «Больше – меньше». В этой игре нужно узнать каких фигур больше, а каких меньше и на сколько. Сравнить их с помощью знаков больше, меньше и равно.
Игра «Больше – меньше»
Чего больше треугольников или четырехугольников? (Треугольников.)
Как вы узнали? (Сосчитали.)
Каких геометрических фигур поровну? (Кругов и овалов.)
По сколько их? (По пять.)
Какой знак поставили? (Знак равно.)
Где поставили знак меньше? (Между квадратами и прямоугольниками.)
(Слайд №5 Проверка задания)
Вывод:
Молодцы! Внимательно сосчитали и правильно сравнили геометрические фигуры.
В стране геометрических фигур живет веселый художник. Он постоянно что-нибудь путает.
Игра «Что перепутал художник?»
(Слайд №6 Найди ошибку)
Вывод:
Чтобы не оказаться на месте запутавшегося художника, нужно знать на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.
6. Рефлексия
Где вы сегодня побывали? (В стране геометрических фигур.)
Что интересного сделали? (Паспорт куба и цилиндра.)
Было сложно? (Нет.)
Пора прощаться со Страной геометрических фигур. Жители этой замечательной страны и я, Звездочет, желаем вам новых открытий.
Фонограмма песни «Точка, точка, запятая».
Литература:
1. Бочкарева О.И. Математика. Занимательные материалы / Бочкарева О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 – 128 с.
2. Козлова В.А. Умнейка. Математика в играх и задачах для малышей. Геометрические фигуры/ Козлова В.А. – М.: Школьная пресса, 2000. – 32с.
3. Новикова, В.П. Математика в детском саду: Учебно-методическое пособие / В.П.Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 104 с.
4. Петерсон, Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации/ Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Ювента», 2011. - 208 с.
Приложения.
15995659207515240158750
2254253175
Слайд №1 Замок Слайд №2 Фотография Слайд №3 Паспорт цилиндра
349186588265151384088265
-8001028575
Слайд №4 Паспорт куба Слайд №5 Варианты решений Слайд №6 Найди ошибку
Карточки для индивидуальной работы.
1424940144145-137160144145
Самоанализ занятия
Тема занятия связана с путешествием по Стране геометрических фигур. Для концентрации внимания и развития интереса у детей в занятие введен персонаж Звездочет, который провел интеллектуальную разминку «Игра с кубом» и пригласил детей в математическую страну. Единый сказочной сюжет, задания на мышление, сравнение и обобщение (Игра «Фотограф», «Больше – меньше», «Помоги художнику», «Найди кусочек сыра», «Прятки») логически связали друг с другом все этапы занятия. На этапе изучения нового материала использовались объяснение и показ, а так же элементы исследовательской деятельности. Перед детьми была поставлена проблема (сделать фотографии геометрических фигур так, чтобы можно было отличить куб от цилиндра), и вся учебная деятельность строилась на поиске решения данной проблемы. В результате исследовательской деятельности были сделаны паспорта куба и цилиндра. Для закрепления изученного материала была выполнена практическая работа (Игра «Фотографы», «Прятки»), а на этапе повторения – письменный контроль (Графический диктант «Ключ», работа с карточками «Больше – меньше») и слайд («Что перепутал художник»). Для того, чтобы активно отдохнуть и сменить вид деятельности, в коридоре была проведена физкультминутка в виде подвижной игры «Найди кусочек сыра». После каждого этапа подводился итог. Дети стимулировались к дальнейшей работе похвалой и одобрением педагога за их умения и знания, и правильно выполненные задания. Контроль за деятельностью учащихся осуществлялся с помощью опросов, координации самостоятельной работы на карточках и в процессе исследовательской деятельности (Игра «Прятки»). В результате дети успешно применяли ЗУН в новых условиях. Разнообразные задания поддерживали интерес учащихся на протяжении всего занятия. Дети охотно вступали в диалог, активно отвечали на проблемные вопросы (Как вы думаете? Почему? А что будет, если сделать по другому?), оказывали помощь друг другу (Игра «Помоги найти домик») и сказочным героям (Игра «Найди кусочек сыра», графический диктант «Ключ», слайд «Что перепутал художник?»). Использование различных средства обучения: раздаточный и демонстрационный материал, аудио записи, ПК, проектор, экран, что позволило оживить учебный процесс. Введен национально – региональный компонент (Чем отличаются дома в Аниве и в Замке семи чисел?), а так же связь с другими предметами (Ознакомление с окружающим, оздоровительные игры, музыка). Перегрузки и переутомления у детей на занятии не наблюдалось. Поставленные на занятии задачи решены, цель достигнута.