Конспект урока по окружающему миру на тему Наша Семья

Предмет: окружающий мир
Класс: 2 «в»
Тема урока: «Наша дружная семья»
Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, учебная презентация.


Этап урока.
Методы и приемы.
Хронометраж
Содержание. Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный
Словес.: слово учителя

1 мин
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
– Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества


2. Постановка учебной задачи и ее решение
Словес.: слово учителя














Словес.: учебный диалог
4 мин
Чтение рассказа (читает учитель).
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история?
– Что особенного запомнилось?
– Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?
– Какое чувство испытал Толя в начале истории?
– Как изменилось его чувство в конце?
– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?
– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
Вывод. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Об общении, о семье).
– Сегодня тема нашего урока «Наша дружная семья».
– Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, на странице 42 учебника что мы узнаем сегодня на уроке?




Слушают внимательно рассказ учителя


















Отвечают на вопросы по прослушанному тексту














Определяют тему и цели урока







Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.




















К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

3. Решение частных задач
Словес.: беседа
Нагляд.: презентация
Практич.: изображение своей семьи






















Словес.: беседа


Практич.: работа по учебнику









Словес.: беседа
















Словес.: слово заранее подготовленной ученицы





















Словес.: беседа
38 мин
Работа над понятием «семья» 
– Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «семья»?
– Давайте обобщим, что же это такое «семья».
Слово «семья» у славян произошло от семь и я, то есть отец и мать, сам и еще 3–4 детей.
Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе.

–Сейчас ваше задание будет таким: нарисуйте свою семью.


Физ. минутка
- Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперёд –
Так деревья ветер гнёт.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

Работа над понятием «культура общения» 
– В каждой семье должна соблюдаться культура общения.
– А что же такое «культура общения»?
– Давайте обобщим, что же это такое «культура общения».
Культура общения – это часть культуры поведения человека, которая выражается в речи и поведении.
– В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
– Откроем учебники на странице 43 (обсуждение действий людей).
Работа над понятием «дружная семья» 
– Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»?
– Давайте обобщим, что же это такое «дружная семья».
Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время.
– Ребята, сейчас внимательно послушайте меня. Если вы хотите ответить да – хлопаете в ладоши, если ваш ответ нет – молчите. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет?
Вы часто говорите маме, что любите её?
Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.
Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами.
Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке.
Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию.

Обсуждение рассказа Валентины Осеевой «Печенье» (читает заранее подготовленный ученик).Богомолова Елизавета
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
Дели по одному, строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
Ровно? спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
Рассыпчатые! Сладкие! говорил Миша.
Угу! отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку она жевала корочку черного хлеба...
– Хорошо ли поступили мальчики?
– Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо?

Работа над понятием «семейные традиции» 
– У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции».
– Что такое «семейные традиции»?
– Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.
– Какие примеры семейных традиций вы можете привести?
– Семейные традиции: семейное чтение, семейные обеды, семейные походы.
– Расскажите о своих семейных традициях.

Отвечают на вопросы.




Читает ученик дополнительно из словаря











Выполняют физические упражнения









Участвуют в беседе.





Работают по учебнику.











Отвечают на вопросы в игровой форме


.










Слушают рассказ.

















Анализируют.



Отвечают на вопросы






Рассказывают о семейных традициях.
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.









П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.









К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.












П.: поиск и выделение необходимой информации





















Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.




П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.



4. Подведение итогов. Рефлексия.
Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

3 мин
– Что же такое семья?
– Какую семью можно назвать дружной?
– Какие правила культурного общения вы запомнили?
– Что такое «семейные традиции»?

– Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось?
-Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Урок окончен.
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.


К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р: осуществляют итоговый контроль.