Конспект урока в 8 классе по теме Виды односоставных предложений


Урок русского языка в 8 классе
Тема: ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Задачи урока: 1) формировать навык разграничения односоставного и двусоставного предложений; 2) научить определять типы односоставного предложения по способу выражения главного члена; 3) развивать языковую догадку, умение работать в группе.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие, знакомство, начало работы в тетрадях.
Подготовка к восприятию новой темы.
Познавательная задача:
Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску. (Слайд 2)
- Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу. Докажите, что в этом предложении перед союзом И нужна запятая.
- В чём особенность 1 части предложения? Сравните грамматическую основу в 1 части и во 2-й.
- Почему важно отличать односоставные предложения?
- Вспомним, на какие 2 группы делятся простые предложения по строению грамматической основы. (Слайд 3)
Объявление темы урока. Постановка цели
Тестовая работа «Найдите односоставные предложения»
Цель: отработать навык разграничения односоставных и двусоставных предложений. Работа по вариантам. После выполнения ученики обмениваются друг с другом, проводится взаимопроверка, а затем проверка по слайду презентации. (Слайд 4)
Сообщение учеников по теме «О чём спорят учёные?» (Слайд 5)
Учитель: среди учёных нет единства в определении главного члена односоставного предложения. Послушаем два сообщения, чтобы понять, в чём разница позиций.
Сообщение 1
Учитель: авторы вашего учебника придерживаются этого взгляда, откройте с. , посмотрите задание к упражнению . Как предлагают подчёркивать главный член односоставного предложения?
Сообщение 2
Учитель: вторая классификация проще, большинство учителей используют её. Мы также будем говорить, что есть односоставные предложения с главным членом подлежащим и односоставные предложения с главным членом сказуемым.
Работа с таблицей «Виды односоставных предложений»
- Рассмотрите таблицу.
- С чего начинаем определение вида односоставного предложения?
- Сколько групп односоставных предложений с главным членом сказуемым?
- Сколько групп односоставных предложений с главным членом подлежащим?
Работа в группах (Слайд 6)
Цель: учащиеся в группе анализируют предложения и готовят по вопросам рассказ об одном из видов односоставных предложений.
( 5 – 6 человек в группе)
Выступление по группам
Обобщение
- Повторим, какие приёмы помогут нам отличать назывные предложения? Определённо-личные? Неопределённо-личные? Безличные?
Существуют также обобщённо-личные предложения. О них вы узнаете на отдельном уроке.
Закрепление
Цифровой диктант по слайду (Слайд 7)
Задание: определить грамматическую основу предложения и рядом с номером предложения кратко записать вид (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное).
1 -4 коллективно, 5 – 8 самостоятельно.
Брожу по набережной снова.
Изба лесничего. Медвежье царство.
Последние шутки. Объятия.
Повеет полем, первой бороздой.
Загляну в глаза волжанки.
Забыли о свете вечерних окон, задули рыжий очаг.
Весны без грозы не бывает.
Мне холодно
Резервное задание: (Слайды 8 – 10)
Односоставные предложения очень выразительны. Прочитаем строфы из стихотворений русских поэтов и найдём в них односоставные предложения.
Люблю октябрь, угрюмый месяц.
Люблю обмершие леса,
Когда хромает ветхий месяц,
Как половина колеса.
(И. Северянин)
Серебро, огни и блёстки.
Целый мир из серебра.
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно - голые вчера.
(В. Брюсов)
Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу.
Прокатилось над рощей немою.
Засветилось на том берегу.
(А. Фет)

Итог урока
Односоставные предложения – это…
Чтобы определить вид односоставного предложения нужно:
- найти главный член предложения;
- определить, чем выражен главный член предложения.
Домашнее задание: 1) по таблице выучить виды односоставных предложений; 2) придумать по 2 примера каждого вида.
1)Люблю октябрь, угрюмый месяц.
Люблю обмершие леса,
Когда хромает ветхий месяц,
Как половина колеса.
(И. Северянин)
2) Серебро, огни и блёстки.
Целый мир из серебра.
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно - голые вчера.
(В. Брюсов)
3)Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу.
Прокатилось над рощей немою.
Засветилось на том берегу.
(А. Фет)
1)Люблю октябрь, угрюмый месяц.
Люблю обмершие леса,
Когда хромает ветхий месяц,
Как половина колеса.
(И. Северянин)
2)Серебро, огни и блёстки.
Целый мир из серебра.
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно - голые вчера.
(В. Брюсов)
3)Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу.
Прокатилось над рощей немою.
Засветилось на том берегу. (А. Фет)
1)Брожу по набережной снова.
2)Изба лесничего. Медвежье царство.
3)Последние шутки. Объятия.
4)Повеет полем, первой бороздой.
5)Загляну в глаза волжанки.
6)Забыли о свете вечерних окон, задули рыжий очаг.
7)Весны без грозы не бывает.
8)Мне холодно
1)Брожу по набережной снова.
2)Изба лесничего. Медвежье царство.
3)Последние шутки. Объятия.
4)Повеет полем, первой бороздой.
5)Загляну в глаза волжанки.
6)Забыли о свете вечерних окон, задули рыжий очаг.
7)Весны без грозы не бывает.
8)Мне холодно
1)Брожу по набережной снова.
2)Изба лесничего. Медвежье царство.
3)Последние шутки. Объятия.
4)Повеет полем, первой бороздой.
5)Загляну в глаза волжанки.
6)Забыли о свете вечерних окон, задули рыжий очаг.
7)Весны без грозы не бывает.
8)Мне холодно