Сценарий урока по русскому языку Виды односоставных предложений (8 класс)
Сценарий урока по русскому языку в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений»
Тип урока: урок изучения новых знаний на основе технологии развития критического мышления
Цель – формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
Учебно-методическое обеспечение: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой№ п/п Этапы занятия Временная реализация
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организационный момент: приветствие.
Грамматическая зарядка
Подведение к теме урока, постановка цели, составление плана
Знакомство с типами односоставных предложений (исследование)
Тренировочные упражнения в группе
ФизминуткаСоздание алгоритма
Выполнение теста с самопроверкой .Рефлексия
Домашнее задание.
1 минута
3 минут
5 минуты
10 минут
5 минут
5минут
1 минута
5минут
5минут
3минут
2минуты
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие. (Ребята сидят в группах 4 группы-практики и 1 группа- теоретики)
Грамматическая зарядка: на доске записаны выражения, задание – найти лишнее ,объяснить: обыкновенное чудо, смотреть фильм, дверь балкона, мы идем.(Учащиеся должны объяснить, что выражение мы идем не является словосочетанием, т. к это грамматическая основа)
3. Подведение к теме урока, постановка цели.
Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги:
На улице выпал первый снег.
Сижу у окна .В селе построили новую школу..Меня знобит.
Мороз и солнце!
6)Мы поедем в театр на каникулах.
- Ребята! На какие группы можно разделить эти предложения.
1На улице выпал первый снег 2)Сижу у окна . 6.Мы поедем в театр на каникулах 3)В селе построили новую школу.. 4)Меня знобит.
5)Мороз и солнце
- По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения – состав основы предложений).
Как называются предложения в первой группе? Что вы знаете о двусоставных предложениях? Чем выражены главные члены?
Определение темы урока, цели, составление плана.
Что вы можете сказать о предложения во второй группе? Как вы думаете какова тема сегодняшнего занятия?
Кто попробует определить цель урока? Для достижения ее какие действия нам надо сделать ? Составим план урока. В результате беседы учащиеся определяют цель занятия, составляют план )(Сегодня на уроке мы должны научиться находить односоставные предложения, определять их вид. Эти знания нам понадобятся на ЕГЭ в 11 классе. План :наблюдение над языковым материалом, знакомство с теорией, выполнение практических заданий в группе ,затем индивидуально ,рефлексия)
4 Знакомство с типами односоставных предложений (исследование) Работа в группах
1гр Наблюдение и анализ определенно – личных предложений Задание: Определите грамматическую основу, чем она выражена Попробуйте определить название этой группе односоставных предложений из предложенных:определенно-личные,неопределенно-личные,безличные,назывные)
а.) Сижу за решеткой, в темнице сырой
б) Давайте жить дружно!
в) Люблю грозу в начале мая
г)Пойдешь на каток?
2гр Наблюдение и анализ неопределенно –личных предложений. Задание: Определите грамматическую основу, чем она выражена. Попробуйте определить название этой группе односоставных предложений из предложенных: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.
а)В дверь постучали.
б) К кому-то принесли от мастера ларец.
в) По радио объявили о посадке самолёта.
г)В город привезли цирк.
3гр Наблюдение и анализ безличных предложений Задание: Определите грамматическую основу, чем она выражена. Попробуйте определить название этой группе односоставных предложений из предложенных: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.
а) Не спится, няня: здесь так душно!
б) В небесах торжественно и чудно!
в)Светает.
г)Мне нездоровится.
4гр Наблюдение и анализ назывных предложений Задание: Определите грамматическую основу, чем она выражена. Попробуйте определить название этой группе односоставных предложений из предложенных: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные
а) Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья
б)Зима.
в)Какая ночь!
5гр.Теоретики Задание Изучить материалы учебника ,подобрать примеры из карточки.
Каждая группа представляет свои ответы , делает выводы .После выступления практиков, слово теоретикам ,они расширяют ,дополняют ответы.
5.Тренировочные упражнения в группе. (см приложения)
6.Физминутка.
7.Составление алгоритма нахождения односоставных предложений.
Давайте восстановим ход нашего исследования:
1)Выделить грамматическую основу предложения.
2)Определяем, двусоставное или односоставное.
3)Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.
4)Если подлежащее – это назывное предложение.
5)Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель
6)Если подразумевается – выяснить: определенно-личное или неопределенно-личное.
7)Если нет – это безличное.
8 . Выполнение теста с самопроверкой.(см .приложения)
9. Рефлексия
Чему научились на уроке? Что нового узнали? Давайте составим синквейн:
( Например Односоставные предложения
Короткие, точные.
Рассказывают, затрагивают, впечатляют.
Эти предложения делают речь яркой.
Короткая мысль.
10. Домашнее задание. Выписать из стихотворений односоставные предложения разных видов.
Приложения
Проверь себя: Выпишите односоставные предложения:
На перевале караван задержался.
Тянуло вечерней прохладой.
Присаживаемся к костру.
Густой туман. Изморось.
Дождь гонит с гор ветер.
С утра морозит.
Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
К вечеру похолодало.
Снежинки медленно падали на сырую землю.
Найти односоставные предложения ,определить их вид.(работа в группе)
Вижу горы и долины.
Кому-то принесли от мастера ларец.
Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
Одной рукой и узла не развяжешь.
К вечеру похолодало.
Летнее утро.
Рассвет.
8.Не бери в лес ружье.
9 В дверь несмело постучали.
10 И снова мне легко.
11 Запах розы и жасмина.
12 Осенний день шуршал ломкой листвой.