Конспект урока по русскому языку на тему: Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений.


Тема: Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений.
Цели урока:
Систематизировать и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице, об основных видах синтаксической связи; совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений, правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного; воспитывать навыки самостоятельной деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Словарный диктант на тему «-н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных»: Жжёный, пуганый, некипячёный, стираный-перестиранный, организованный, купленный, брошенный пленённый, раненый, нежданный, священный, бешеный, названый, посажёный, некрашеный, хорошо организованный, спортсмены организованны и дисциплинированны, обстрелянный пристрелянная цель, юноша взволнован, поле засеяно, глаженый, кошеный, исписанный, плавленый нерешённый, асфальтированный, рассеянный, сеяный, негашеный, мороженый, взволновано ветром, выкачанный газ.Пунктуационная разминка. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. К.Паустовский. Записать предложения, сделать синтаксический разбор.
Работа по теме урока.
Главные члены предложения.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Например: Установилась (что?) хорошая погода (М. Горький). Едва редела ночи тьма, (кто?) Людмила к водопаду шла умыться хладною струёю (А. Пушкин).
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим, обозначает действие и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и др.; например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).


Закрепление изученногоЗадание 1. Определить тип предложения, способ выражения главных членов предложения.
1) Гладь почти безветренная. 2) Мелкие волнишки мирно толкаются о борт. 3) Широкий след за кормой. 4) Простор, вода и небо. 5) Воздух такой чистый, что каждый вздох ощущаешь, как глоток свежей воды. 6) Лодка идёт легко, спокойно, устойчиво, чуть-чуть пожурчивает вода за бортом. 7) Хочется не говорить, а молчать. 8) Мы и молчим, глядя, как удаляется берег. 9) Молчим, покорные этому щедрому бескрайнему свету, этому подрагиванию и покачиванию. 10) Вот уже и первая чайка. 11) Вот уже не видно камней на нашем берегу. 12) Вот уже и людей не видать. 13) Вот уже слились в одну густую, плотную, чёрную толпу редкие прибрежные сосны, и за этой колышущейся толпой неразличима наша дача. (Л. Чуковская. «Памяти детства»).Задание 2. Паронимы. Объясните значение, составьте словосочетания:
Абонемент – абонент Лицо, имеющее абонемент. - Право по договору пользоваться чем-нибудь за плату в течение обусловленного срока; подписка на такое пользование.
артистичный – артистический:
артистическая жизнь, судьба; артистические способности, наклонности
артистичный ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение
барский – барственный:
барский дом, барская усадьба, барские дети
барственная осанка, поза, манера держаться
болотный – болотистый
болотный запах, туман; болотная вода, растительность, птица; болотные цветы, сапоги
болотистый лес, берег, грунт; болотистая почва, долина, дорога, местность
будний - будничный:
будний день
будничное настроение; будничная обстановка, одежда; будничное выражение лица;
Подведение итогов.
Что нового узнали?
Что осталось непонятным после окончания урока?
Домашнее задание.
Оценивание.