Урок внеклассного чтения Басни Крылова
Тема урока: «Сказка ложь, да в ней намек…». Басни С. В. Михалкова для детей.Цель урока:
Познакомить с баснями – сказками С.В. Михалкова;
Задачи урока:
Учить выразительному чтению произведений и умению выражать своё отношение к героям произведений.
Развивать внимание к художественному слову и учить понимать образный смысл произведений.
Развивать воображение, фантазию, творческие способности.
Побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Оборудование.Для учителя: компьютер, мультимедийная установка.Для учащихся: листы с произведениями Михалкова, геометрические фигуры разного цвета.
Предварительная подготовка: инсценировка басни «Волшебное слово», заучивание стихов, краткой биографии писателя (индивидуальное задание).
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1.Организационный момент.
(Стих С.В. Михалкова «Как бы жили мы без книг») читают дети.Слайд 1. Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?Что бы делал ученик,Если б все исчезло разомЧто писалось для детей:От волшебных добрых сказокДо веселых повестей...Ты хотел развеять скуку,На вопрос найди ответ.Протянул за книжкой руку:А ее на полке нет.Нет, нельзя себе представитьЧтоб такой момент возник,И тебя смогли оставить Все герои детских книг. Умение выразительно читать стихи.
2. Вводная беседа - Ребята, а кто дарит нам такое разнообразие детских книг? - Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы?- Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает?- Попробуйте закончить предложения на доске
Слайд 2.
- Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили? Расскажите о нём.
Слайд 3.
- 13 марта у Сергея Михалкова юбилей - 100 лет.
- В каком году родился? - В каком городе прошли его детские годы? - Какая первая книга стихов вышла в 1936 г.?- Что еще интересного вы запомнили из его биографии? - Писатели
- Поэты
Сказки пишут... (сказочники)Басни пишут... (баснописцы).Переводят с других языков...
(переводчики).Театральные пьесы пишут...
(драматурги).Статьи в газеты и журналы пишут... (журналисты).
Серге́й ВладимировичМихалков родился 28 февраля1913 в Москве. Советскийрусский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текстов гимновСоветского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.
Кто не слышал это замечательное, доброе, смешное и трогательное произведение С.В.Михалкова. Стихи, сказки, басни Сергея Владимировича читает уже не одно поколение. С ними росли ваши дедушки, бабушки, мамы, папы, вы, дорогие ребята. И совсем еще крошечные детки, которые не умеют читать, а уже знают и любят дядю Степу. И сегодня мы собрались поговорить о творчестве великого мастера пера – С.В.Михалкова.
(1913г.)
(В Пятигорске).
(«Про Фому», «Дядя Степа») Умение вести диалог, монолог, отвечать на вопросы, рассуждать, логически мыслить.
Знать жанры литературных произведений, уметь их распознавать. Знать фамилии авторов детских произведений и их краткую биографию, профессии людей.
Постанов
ка цели - На уроках чтения вы уже многое узнали о творчестве, В. Михалкова. Познакомились со многими его стихотворениями. А еще он пишет басни и сказки. Сегодня мы откроем страничку сказочного творчества Михалкова.
- Вспомните, какая присказка обычно используется в русских народных сказках?
- Это тема нашего урока. Слайд 4.
- Сформулируйте цель урока.
- А вот какие уроки мы извлечем из сказок, написанных Михалковым, зависит от нашей работы.Будьте внимательны и активны. - Сказка ложь, да в ней намек,Добрым молодцам урок.
- Познакомиться с баснями Сергея Михалкова. Уметь определять тему урока, ставить цель.
Знать элементы композиции сказки.
Работа над темой 1) - Вспомните, какие сказки о животных вы знаете?- Какие персонажи в них встречаются? - Опишите характеры этих героев. Какие черты характера людей они нам показывают? Как ведут себя в сказках?- Этих героев можно встретить и в сказках, написанных С.В. Михалковым. Слайд 5.
- А давайте-ка, ребята,
Викторину проведем.
1.Кто этот упрямец?
Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной реке.
2. У кого?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
3. Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно.
4. И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза.
5. Что искала старушка?
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, валенки, ботинки,
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала.
И пошла искать сначала.
2) - Сегодня мы познакомимся с несколькими баснями. Басня «Жадный заяц» лежит на ваших столах. Вы будете читать по плану, написанному на доске. Слайд 6.План:
1.Прочитать текст.
2.Обсудить прочитанное в парах, определить главную мысль сказки.
3. Ответить на вопросы на доске.
Вопросы:
Назови главных героев сказки?
Опиши характер героев.
Назови черту характера Зайца, которая тебе не понравилась.
Как бы ты поступил на месте медведя?
Какова главная мысль сказки?
Проверка.
3) - Ребята из нашего класса приготовили нам инсценировку сказки.
- Показ инсценировки сказки «Волшебное слово».- Мы посмотрели сказку, а теперь ответьте на вопросы, записанные на доске.
Проверка.
4) Басню «Заячье горе» нам расскажет один из ребят. Послушайте внимательно и подумайте, чему учит эта басня.
- Почему басню назвали «Заячье горе»? Чему завидовали Заяц и Черепаха? Чему учит басня? Какой вывод можно сделать?
5) - Со следующей басней мы познакомимся, посмотрев мультфильм. Может быть кто-то из вас уже знаком с ней. Она называется «Заяц - Симулянт» (мультфильм находится на видео на 5.20 минуте)
- Как вы понимаете слово «симулянт»? Слайд 7.
- Какие черты характера высмеивает Михалков в этой басне?
- Чему учит нас?
- Поработайте в группах Выберите любую басню, которая вашей группе больше всего понравилась и попробуйте переделать её. Как по вашему там должны развиваться события, если представить, что герои не обладают теми плохими качествами, которые высмеивает Михалков? Слайд 8. - Лиса, медведь, заяц.
- Лиса хитрая, заяц трусливый, медведь неуклюжий, глуповатый, добрый.
- «Фома»
- «Щенок»
- «Дядя Степа»
- «Про мимозу»
- «Где очки?»
Дети работают в парах.
Дети инсценируют сказку «Волшебное слово»
Дети работают в парах.
Чтение басни наизусть подготовленным учеником.
Дети отвечают на вопросы.
- Не надо завидовать другим.
Просмотр мультфильма.
- Симулянт обманывает, сказывается больным, хотя на мамом деле у него ничего не болит.
- Михалков высмеивает обманщиков, тех, кто притворяется, что болен, лентяев.
- Быть симулянтом плохо. Правду всё равно узнают.
Дети составляют рассказы и представляют их всему классу.
Знать
- сказки о животных, их отличительные особенности. - поэтические произведения С. Михалкова.
Уметь
- определять характерные черты животных из сказок.
- работать самостоятельно, в парах и группах, инсценировать прозаическое произведение, выразительно читать наизусть.
- вести диалог, грамотно отвечать на вопросы, самостоятельно работать по плану.
- выделять главное, мораль басни, делать выводы.
- определять лексическое значение слов.
- составлять рассказ.
Итог урока. Рефлексия – Мы познакомились с 4 баснями С. Михалкова. - Что для вас показалось новым, интересным?- Поможет ли вам творчество Михалкова изменитьсвой характер или развить новые черты характера? - Ребята вы согласны сегодня с темой урока «сказка ложь – да в ней намек...»? Слайд 9. Дети рассуждают. Уметь делать выводы, рассуждать, анализировать.
Домашнее задание. - У Михалкова очень много басен. Прочитайте некоторые из них по своему выбору. Самостоятельно по своему выбору читать литературные произведения.
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
- Теперь я сильнее всех! - сказал однажды Заяц.
- Ну уж и сильнее? - усомнилась Зайчиха.
- Не веришь? Хочешь, я сейчас Кабану пинка дам?
- Одумайся! - испугалась Зайчиха.
- Ничего он мне не сделает! Я такое волшебное слово знаю!
Подошел Заяц сзади к Кабану и дал ему пинка. Рассвирепел Кабан. Обмерла
от страха Зайчиха, глаза закрыла... А Заяц спокойно лег на землю, лапки
кверху поднял и закричал:
- Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
Задумался Кабан... Ладно, коли так... Не тронул Зайца, отошел.
- Во! Видала?! - сказал Заяц Зайчихе.
- Герой! - даже задохнулась от восторга Зайчиха. - Герой!!!
Совсем обнаглел Заяц. Ходит с Зайчихой по лесу, всем направо и налево
пинки раздает... И ничего! Помогает волшебное слово!
Вот шли они как-то опушкой, видят: сидит Медведь на пеньке, морковку
ест.
- Как мне хочется морковки... - мечтательно сказала Зайчиха.
- Морковки? Сейчас будет!
Подошел Заяц к Медведю, дал ему пинка и вырвал морковку.
Промолчал Медведь, только поднялся на задние лапы и взял прут.
- Стой! - закричал Заяц, повалившись на землю и поднимая кверху лапки.
- Стой! Признаю свою ошибку! Лежачего не бьют!
- Знаю, - сказал Медведь. - А я тебя бить и не собираюсь. Я тебя
высеку!..
И высек. Пребольно высек на глазах у Зайчихи.
Стыд-то какой!
ЖАДНЫЙ ЗАЯЦ
Заприметил Заяц в дупле пчелиный улей. Решил медком посластиться.
Раздобыл большую кадушку.
Пошел в лес. По пути Медведя встретил.
- Куда ты, Косой?
- За медом, Косолапый! Я улей в лесу нашел.
- Возьми меня с собой.
- Не возьму! Мне одному мало будет.
- И пчелкам ничего не оставишь?
- А зачем им? Они себе еще насобирают...
Полез Заяц в дупло. За медом. Забила тревогу сторожевая пчела.
Напали пчелы всем роем на незваного гостя. И досталось же ему от пчел!
Уж так они его отделали, так нажалили, что он едва ноги унес.
- Больно ты, Косой, бессовестный, - сказал Медведь. - Пошел бы ты за
медом с кружкой, глядишь, пчелы тебя бы и не тронули. Они народ добрый!
- Хотел бы я посмотреть, как они тебя с кружкой встретят!.. - простонал
Заяц.
Взял Медведь небольшую кружку и полез в дупло. Забила тревогу
сторожевая пчела. Налетели пчелы на Медведя и давай жалить. Хуже Зайца
искусали.
- Все дело ты мне испортил! - сказал Медведь Зайцу. - Не полезь ты к
ним со своей кадушкой, они бы меня с кружкой не тронули... Вот что значит
жадность!
Басня Заячье горе
Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.
Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! - думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги - и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!
И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.- Что с тобой? - спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?- Из-за проклятой Черепахи, - ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком...
А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.