Конспект интегрированного урока литературы в 6 классе «И сам я был не детище природы, но мысль ее!» (по стихам Н. Заболоцкого)


Конспект интегрированного урока по литературе в 6 классе
«И сам я был не детище природы, но мысль ее!» (по стихам Н. Заболоцкого)
Материалы к уроку:
- Презентация.
1 слайд: Название урока, даты жизни поэта (1903 -1958)2 слайд: Текст из письма Н. Заболоцкого: «Стихотворение подобно человеку – у него есть лицо, ум и сердце. Если человек не дикарь и не глупец, его лицо всегда более или мене спокойно. Также спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все игрища ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя. Фамильярничать с ним не хочу, так как уважаю его»
3 слайд: Фотографический портрет Заболоцкого.
4 слайд: Автопортрет Заболоцкого 1925 года.
5 слайд: Иллюстрация зимы. «Зимы холодное и ясное начало
Сегодня в дверь мою три раза постучало…»
- МР-3 запись песни А.Суханова на стихи Заболоцкого «Можжевеловый куст». https://yandex.ru/search/?lr=213&msid=1462642251.96645.20953.27617&text)( У учащихся тексты стихов «Лицо коня»(1926), «Можжевеловый куст» (1957) - Учебник-хрестоматия для 6 класса под редакцией В. Полухиной с текстами стихотворений Н. Заболоцкого.
Ход урока.
Разговор с учащимися:
Слайд 1. Что можно сказать о поэте по датам его жизни? (В подростковом возрасте пережил Первую мировую войну, революцию. Свидетель советской эпохи, Великой Отечественной войны. Жизнь недлинная, наверное, трудная).Слайд 3. Что можно сказать о писателе, глядя на его портрет? (Лицо спокойное, непроницаемое. Ни о чем не говорит).Слайд 4. Что можно сказать о писателе по его автопортрету? (Взгляд «за лицо», «за «непроницаемую спокойную маску»).
Слайд 2. Что добавляют к этому представлению строки из письма? К чему нам готовиться как читателям? (Наверное, будет трудно. Надо проникнуть «за спокойные лица стихотворений»).Слайд 5. Какие стихотворения Заболоцкого мы обсуждали на предыдущем уроке? («О первом снеге», «Начало зимы»:Зимы холодное и ясное начало
Сегодня в дверь мою три раза постучало…)Работа с текстами стихов:
- Предварительный вопрос учащимся: «Что можно сказать о поэте по его строкам из «Колыбельной»? (текст в учебнике-хрестоматии)
- Читает учитель, ребята воспринимают на слух «единый мир природы»; повторное чтение и ответы на вопрос («Меркнут знаки Зодиака»: все в природе одушевлено и имеет родовые - собственные имена).
- Восприятие на слух стихотворения «Лицо коня» с последующим чтением учащихся.
- Беседа:
1). Кто из героев литературных произведений, прочитанных вами, так же относится к животным? (Вася - герой рассказа А.П. Платонова «Корова». Он воспринимает корову и ее теленка как живые существа, наделенные человеческими чувствами.)2). Докажите текстом стихотворения, что у коня есть душа. (У него нет только слов, чтобы выразить себя, свою душу.)
3). Зачем в стихотворении последняя строфа? (Показать, что мы, люди, многое не видим за ежедневной суетой и заботой)
4). Запись вывода в тетрадь.
Прочитайте стихотворение «Одинокий дуб» и скажите, что вы увидели, о чем подумали. (Увидели дуб, а подумали о человеке. Иносказание.)- Самостоятельная запись вывода в тетрадь.
- Работа со стихотворением «Можжевеловый куст».
Он любил, а она ушла. Разлюбила или обманула, не важно. Ее нет, а его сердце болит от одиночества. Он думал о ней и увидел сон.
Учитель читает стихотворение.
- Что это был за сон? Что непонятно в этом сне? Спросите.
- Звучит запись песни А.Суханова.
-Что песня добавила к пониманию стихотворения? (В можжевеловом кусте герой увидел подобие человека)
- Работа со стихотворением «Журавли».
У коня, дуба, можжевелового куста – у всего в природе есть душа, но нет слов, чтобы ее выразить. Как же все-таки природе выразить себя? Через Поэта. Посмотрите тему урока. - Какую мысль выражает природа через Поэта в «Журавлях»?
- Чтение стихотворения учащимися.
Переведите мысль природы на язык прозы. (Ты стреляешь в себя. Ты и я – это одно. Физическое и духовное единство. Мы чувствуем боль вожака как свою. Мы – это он. Через слово Поэта мы едины.) - Что такое «искупленье собственного зла»? (Зло природы - это человек, который не слышит и не понимает. Получение прощения за содеянное, избавление от греха возможно будет тогда, когда человек поймет, что он сотворил.)
Вывод. Чтобы не быть «злом», надо иметь душу. Об этом стихотворение «Не позволяй душе лениться». Говорить о нем будем на следующем уроке.
Домашнее задание. Прочитать стихотворение «Не позволяй душе лениться», обдумать, приготовиться выразительно читать.