Конспект урока по литературе на тему Агния Барто
Тема: Агния Львовна Барто « Почему телефон занят?»
Цели урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с творчеством Агнии Л. Барто;
закрепить понятия "юмор" и "сатира"
Развивающая:
совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения;
формировать умение работать с поэтическим текстом;
отработка умения работать в группе
Воспитательная:
воспитание нравственных качеств
Оборудование:
Выставка книг
Портрет
Видеозапись «Почему телефон занят»
Видеозапись « Агния Барто читает свои стихи»
Листочки зеленого, желтого и красного цвета
Межпредметная связь с познанием мира.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Ребята вот наступила долгожданная весна что происходит с природой с приходом весны? Если у вас хорошее настроение возьмите со стола зеленый листочек и прикрепите к дереву.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворениями Агнии Львовны Барто. С некоторыми из них мы уже познакомились на прошлых уроках с другими же вы знакомы с самого раннего детства.
Игра «Исправь ошибку»
1. Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу. (мишке)
2. Идёт медведь качается,
Вздыхает на ходу(бычок)
3. Наша Таня громко плачет,
Уронила в печку мячик. (речку)
4. Вертолёт построим сами,
Понесёмся над лесами(самолёт)
5. Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине(кота)
6. Зайку бросила лентяйка,
Под дождём остался зайка(хозяйка)
4. Повторение изученного. Проходит в в игровой форме.
- Я буду бросать мячик а вы должны поймав его сказать чтонибудь интересное из жизни писательницы либо назвать одно из ее стихотворений.
Агния Барто говорила, что к детям надо постоянно присматриваться, нужно знать их интересы, увлечения. Чувствовать, о чем они думают.Есть у Агнии Львовны одна необычная книга "Переводы с детского". Агния Барто много путешествовала, была в Болгарии, Исландии, Америке и отовсюду привозила стихи "невеликих поэтов" - так она в шутку их назвала. "Переводы с детского" - это стихи Агнии Барто, написанные от имени детей, встреченных ею во время этих поездок.-Кому посвящены стихотворения Агнии Барто?
5.Опрос домашнего задания.
Дети читают стихотворение по ролям.
6. Новая тема.
Ребята сегодня на уроке литературного чтения мы продолжаем знакомится с жизнью и творчеством замечательной писательницы Агнии Львовны Барто.
Предлагаю вам просмотреть презентацию посвященную писательнице. Вы должны не просто просмотреть ее но и зафиксировать самостоятельное новые интересные факты из жизни и творчества Агнии Барто. Открыли тетради записываем число классная работа. Ребята в своих стихотворениях писательница высмеивает недостатки детей обличает их это называется сатира. Давайте запишем в тетради определение этого жанра.
Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Давайте вспомним что такое юмор?
Юмор -
понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь;
насмешливая, шутливая речь.
Теперь открыли свои книжечки сейчас мы познакомимся с новым стихотворением Агнии Барто «Почему телефон занят».
Учитель читает выразительно стихотворение дети следят.
Далее дети читают по цепочке.
7. Анализ стихотворения.
_Вам понравилось стихотворение?
-Так почему же телефон занят?
-Кто говорил по телефону?
-Что они обсуждали?
-Сколько героев в этом стихотворении?
- А у вас бывали такие ситуации?
Теперь ребята я предлагаю вам прочитать это стихотворение по ролям, но прежде посмотрите видео .А как вы думаете, есть ли у Агнии Львовны любимое стихотворение? Давайте послушаем, как она сама отвечает на этот вопрос. Просмотр видео.
8. Межпредметная связь.
- Скажите мне ребята как звали первого человека который полетел в космос?
-Когда он полетел в космос?
-12 апреля отныне считается «Днем космонавтики»
-А что еще мы знаем о космосе?
Так вот ребята любимым автором Юрия Алексеевича Гагарина Была Агния Львовна Барто , а любимым стихотворением «Бычок».
Давайте вспомним его.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
7. Итог урока.
Вот и подошел к концу наш урок.
Согласны ли вы, что стихи Агнии Барто - это "незаметное воспитание"?
Объясните вашу точку зрения. (Читая сатирические стихи Агния Барто, дети смеясь над недостатками характера, воспитания, стараются исправиться. Ребята задумываются над своими недостатками и хотят их исправить. Автор направляет свое жало сатиры против дурных замашек, лентяев, зазнаек, эгоистов, тех кто не умеет слажено работать, договариваться, против тех, у кого дела сводятся к очередной галочке. Образы героев заставляют задуматься: а нет ли у нас самих - или у наших друзей, подруг некоторых похожих черт).Автор убежден, что читатель поймет и острый юмор и сатиру. Поэт верит в своего читатели, разговор ведет в стихах, не от своего имени, от лица "соседки по парте", становится на место ребенка, обращаясь к лентяям, зазнайкам, эгоистам, говорит без поучений, нотаций. Высмеивает настолько колко своих "героинь" и "героев", что врядли они захотят снова попасться ей на язык?
Сатира Агнии Барто острая, но не злая, автор знает, что у ребенка все впереди и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков, знает, что дети способны многое понять и почувствовать, доверяет уму ребенка.
Прошло уже более 100 лет со дня рождения А. Барто. И сколько бы лет не прошло, стихи А.Барто будут читать, и они будут жить рядом с детьми, будут всегда полезны. А стихи ее до сих пор помнят и знают все. Они сохраняют свою актуальность, направлены против всего того, что существует и в современной жизни, с чем и сейчас ведется работа.
Поэтические сокровища А.Барто будут принадлежать во все времена всем поколениям (портрет).
8. Рефлексия.
Вам интересно было на уроке?
С каким настроением вы уходите с урока?
Возьмите листочки и покажите мне свое настроение.