Выступление на областной методической секции Совершенствование форм и методов самостоятельной работы и развитие творческих способностей обучающихся


Совершенствование форм и методов самостоятельной работы и развитие творческих способностей обучающихсяВыполнила: Абрамова С.А.ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. ДемидоваТула 2015 Федеральные государственные стандарты установлены в Российской Федерации в соответствии с требованиями Ст.7 «Закона об образовании» и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных общеобразовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию При переходе на новые ФГОС учитываются:- современные технологии образовательного процесса;- интерактивные формы обучения;- новые подходы к проектированию самостоятельной работы обучающихся;организация и обеспечение качества самостоятельной исследовательской и научно-исследовательской работы обучающихся ФГОС СПО третьего поколенияВ стране осуществляется реформа профессионального образования. Что меняется в содержании обучения для студентов, преподавателей, какие взаимоотношения возникнут при этом с работодателями - эти и другие вопросы волнуют сегодня всех.2011 год – явился годом перехода средних профессиональных учебных заведений на новое поколение стандартов – Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), которые коренным образом отличаются от предыдущих двух поколений стандартов новым подходом – компетентностным. ФГОС СПО третьего поколенияУчебные заведения при обучении должны перейти от обязательного минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессиональных компетенций.Сложность для педагогов заключается в том, чтобы на основе стандарта правильно разработать учебный план, в котором компетенции будут грамотно «поделены» между дисциплинами, выстроить последовательность дисциплин так, чтобы компетенции действительно «перетекали» одна в другую. В ФГОС большее внимание уделяется самостоятельной работе студента. ФГОС СПО третьего поколенияОтдельно в ФГОС включены положения требующие обеспечения более широкого доступа студентов к сетевым ресурсам в Интернете, и вообще, к более активному использованию различных электронных учебно-методических материалов; развития электронных библиотек. Своеобразие самостоятельной деятельности заключается в том, что студенту предоставляется возможность самостоятельного определения собственной образовательной траектории, он выступает как субъект собственной учебно-познавательной деятельности. Одна из важнейших целей работы в нашем лицее- воспитать в обучающихся потребность самостоятельно добывать знания, умение творчески пользоваться объяснениями учителя, помощью товарищей, книгами, конспектами, электронными ресурсами.Современный этап педагогической практики предполагает переход от объяснительной технологии к деятельностно-развивающей. Надо так организовать процесс обучения, чтобы обучающийся усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, но способы получения этих знаний, умел творчески применять их на практике. ГОУ НПО ТО «Профессиональный лицей №25 им. Н.Демидова» Функции самостоятельной деятельности в рамках внедрения новых ФГОСразвивающая, поскольку именно самостоятельная деятельность способствует повышению культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности, обогащению интеллектуальных способностей студентов;информационно-обучающая, так как учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, не подкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной; Функции самостоятельной деятельности в рамках внедрения новых ФГОСориентирующая и стимулирующая функции позволяют придать процессу обучения так называемое профессиональное ускорение, выражающееся в том, что в ходе самостоятельной деятельности у обучающихся не только развиваются интеллектуальные способности и повышается культура умственного труда, но и формируется умение видеть горизонты научно-технического прогресса; Функции самостоятельной деятельности в рамках внедрения новых ФГОС- воспитывающая функция тоже проявляется в самостоятельной деятельности, поскольку личность специалиста, его профессиональные качества развиваются, формируются, а иногда и корректируются в процессе непосредственного выполнения того или иного вида задания для самостоятельной работы; Функции самостоятельной деятельности в рамках внедрения новых ФГОСпедагогической коррекции, поскольку организация самостоятельной деятельности обучающихся есть определенное отражение всего педагогического процесса в образовательном учреждении;исследовательская функция выводит обучающихся на новый уровень профессионально-творческого мышления. Развитию самостоятельного ума помогает проверка (и оценка), все её виды: текущая, промежуточная, рубежная, итоговая. Поэтому важно сориентировать её на выяснения не только знаний, но и умений и способностей самостоятельно думать, учиться. Ведь не редко проверяются знания лишь путём воспроизведения заученного материала, то есть проверяется способность к запоминанию. Чтобы повысить уровень самостоятельности мышления, необходимо поднимать требования к проверке знаний обучающихся, выяснить умение мыслить, особенно анализировать, делать заключения и выводы. Формирование самостоятельности способствует и сама самостоятельная работа студентов. Важно не то, что обучающиеся сами работают, без непосредственного руководства со стороны преподавателя, а то, что они сами (с помощью преподавателя) ставят задачи и находят их решения, сами решают, делают выводы и оценки, анализируют результаты, выявляют просчёты, ошибки и причины их появления, сами думают – коллективно, индивидуально.Только через самостоятельную работуобучающийся может стать хорошим специалистом. Чтобы студенты умели самостоятельно думать, надо учить их также методам мышления. Такими методами (приёмами) являются анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация, классификация и другие. Учить с учётом требований дидактики: объяснять, повторять, применять, проверять. Особенно учить применению, показывая примеры, отрабатывая его на разных формах обучения: уроках, практических и контрольных работах, экзаменах, производственной практике, дипломных работах. Самостоятельная работа всегда вызывала и вызывает у обучающихся, особенно первых курсов, ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации бывших школьников к новым формам обучения. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать своё время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил её организации. Четыре типа самостоятельной работы:Первый тип работ позволяет сформировать у обучающихся умение выполнять заданный алгоритм действий, распознавать полученную информацию. Причем существенным здесь выступает то, что признаки явления должны быть ярко выражены, представлены в четком виде через задание и инструкцию к его выполнению. К этому типу относятся задания по образцу.Второй тип работы позволяет сформировать умения воспроизведения усвоенной информации по памяти, на основе репродуктивного воспроизведения и частично самостоятельного поиска решения типовых учебно-познавательных задач. К этому типу относят конструктивно-вариативные задания. Четыре типа самостоятельной работы:Третий тип работы позволяет обучающимся научиться решать нетиповые поисковые задачи на основе ранее накопленного опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, ее формулировки, поиска и реализации способов решения. К этому типу относятся задания эвристического характера, например разрешение различного вида ситуаций.Четвертый вид работы направлен на творческую деятельность, когда студенты способны глубоко проникать в сущность рассматриваемых объектов, устанавливать новые факты, преобразовывать их.К этому типу относятся исследовательские задания. Активное применение компьютеров в качестве средств решения задач и индивидуализация обучения при грамотно подобранных методиках и учебных материалах позволяет существенно интенсифицировать практическую работу обучающихся и тем самым повысить глубину и качество освоения ими общих компетенций.В целом интеграция информатики и математики в перспективе ведёт к качественно новому уровню математического образования подрастающего поколения, при наличии которого и только при этих условиях возможно будет эффективное использование ИКТ.ГОУ НПО ТО«Профессиональный лицей №25 им. Н. Демидова Исследование систем линейных уравнений разными методамиМАТЕМАТИКАИНФОРМАТИКА и ИКТ В наше время методы решения линейных систем приобрели особую важность в связи с задачами математической экономики. Обычно такие задачи сводятся к линейным системам с огромным числом неизвестных. Крамер родился в семье франкоязычного врача. В 18 лет защитил диссертацию. В 20-летнем возрасте Крамер выставил свою кандидатуру на вакантную должность преподавателя на кафедре философии Женевского университета.1727: Крамер 2 года путешествовал по Европе, заодно перенимая опыт у ведущих математиков — Иоганна Бернулли и Эйлера, Галлея и де Муавра, Мопертюи и Клеро.В свободное от преподавания время Крамер пишет многочисленные статьи на самые разные темы: геометрия, история математики, философия, приложения теории вероятностей.1751: Крамер получает серьёзную травму после дорожного инцидента с каретой. Доктор рекомендует ему отдохнуть на французском курорте, но там его состояние ухудшается, и 4 января 1752 года Крамер умирает.Габриель Крамер- швейцарский математик, ученик и друг Иоганна Бернулли, один из создателей линейной алгебры31 июля 1704, Женева, Швейцария –4 января 1752, Баньоль-сюр-Сез, Франция Транспортная задачаВ двух пунктах отправления А и В находятся соответственно 150 и 90 т горючего. В пункты 1,2,3 требуется доставить соответственно x, y, z т горючего. Стоимости перевозки тонны горючего из пункта А в пункты 1,2,3 составляют соответственно 6, 10, 4 тыс. руб. Определить, сколько тонн горючего необходимо доставить в пункты 1,2,3, чтобы получить прибыль по перевозкам в пункты назначения соответственно 240 тыс. руб., 1500 тыс. руб. и 1740 тыс. руб. Решение систем уравнений с тремя неизвестными  


Решение систем уравнений с тремя неизвестными   Решение систем уравнений с тремя неизвестными   Решение систем уравнений с тремя неизвестными  + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными   + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными   + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными   + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными    + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными    + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными    + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными     + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными     + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными     = -36 + - + Решение систем уравнений с тремя неизвестными     = -36 + - +

Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36   Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36    Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36    Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36    Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36     Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36     Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36      Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36      Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36      Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36     = - 2160
Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36  = - 2160 60

Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36  = - 2160 60х = 60
Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36  х = 60 Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36  = - 2520х = 60 70

Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36  = - 2520х = 60 70y = 70
Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36  х = 60y = 70 Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36  х = 60 110y = 70= -3960

Решение систем уравнений с тремя неизвестными  = -36  х = 60 110y = 70= -3960z = 110
Решение систем уравнений с тремя неизвестными х = 60y = 70z = 110Проверка 
Математика на уроках информатики и ИКТ Успех в воспитании самостоятельности обучающихся в решающей степени зависит от преподавателя, его глубокого и системного понимания своего предмета, связи этого предмета с другими дисциплинами, осознание его роли в подготовке студента к жизни и профессиональной деятельности. Ориентируясь на четыре компонента содержа­ния образования - знания, умения решать традици­онные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности, — целесо­образно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для практических занятий, вы­делить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы. Математика на уроках по предмету «Электрический двигатель» Математика на уроках по предмету «Электрический двигатель» Математика на уроках по предмету «Электрический двигатель» ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД  Впервые определение функции было дано гениальным русским математиком Н.И. Лобачевским, термин «функция» введен Лейбницем. Символическая запись в виде формулы впервые введена Л. Эйлером. Из определения функции следует, что необходимо указать два множества чисел (значений аргумента и функции) и закон соответствия между ними, это может быть сделано графически. Такой способ применяют в естествознании, технике. ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович [2 ноября (11 декабря) 1792 Нижний Новгород - 12 (24) февраля 1856 Казань], российский математик, создатель неевклидовой геометрии.ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1 июля 1646, Лейпциг - 14 ноября 1716, Ганновер), немецкий философ, логик, физик, математик и языковед.Леона́рд Э́йлер 4 (15) апреля 1707(17070415), Базель, Швейцария — 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) — швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Построение графика функции y = sin x




style.rotation

style.rotation


style.rotation
style.rotation



style.rotation
style.rotation



style.rotation
style.rotation



Построение графика функции y = sin x



style.rotation
style.rotation



style.rotation
style.rotation



Построение графика функции y = sin x.
Функция у = sin x3. Функция у = sin α нечетная, т.к. sin (- α) = - sin α1. Областью определения функции является множество всех действительных чисел ( R )2. Областью изменений (Областью значений) - [ - 1; 1 ].Функция периодическая, с главным периодом 2π. sin ( α + 2π ) = sin α.5. Функция непрерывная6. Возрастает: [ - π/2; π/2 ].Убывает: [ π/2; 3π/2 ].+++---

















Построение графика функции y = cos xГрафик функции у = cos x получается переносомграфика функции у = sin x влево на π/2.Sin (x + π/2) = sin x cos π/2 + sin π/2 cos x = cos x







Функция у = соs x3. Функция у = cos α четная, т.к. cos (- α) = cos α1. Областью определения функции является множество всех действительных чисел ( R )2. Областью изменений (Областью значений) - [ - 1; 1 ].Функция периодическая, с главным периодом 2π. cos ( α + 2π ) = cos α.5. Функция непрерывная6. Возрастает: [ π; 2π ].Убывает: [ 0; π ].---++++


















Найди ошибку.12345?















Какая из схем лишняя?123456















Какие из схем лишние?123456





















Установите соответствие:sin x = 0 sin x = - 1 sin x = 1 cos x = 0 cos x = 1 tg x = 1 cos x = -1 1234567










Дата рождения: 1550 годМесто рождения: замок Мерчистон, в те годы предместье ЭдинбургаДата смерти: 4 апреля 1617Место смерти: ЭдинбургНаучная сфера: математикаАльма-матер: Сент-Эндрюсский университетИзвестен как: изобретатель логарифмовДжон НеперJohn Napier71

Леонард Эйлернем. Leonhard EulerДата рождения: 4 (15) апреля 1707Место рождения: Базель, ШвейцарияДата смерти: 7 (18) сентября 1783 (76 лет)Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империяНаучная сфера: Математика, механика, физика, астрономияСовременное определение показательной, логарифмической и тригонометрических функций — заслуга Леонарда Эйлера, так же как и их символика.72

xy0aay = x11 График функции симметричен графику функции относительно прямой y = x.73











xy01231248- 1- 2График функции y = loga x.Опишите свойства логарифмической функции.1 вариант: при a > 12 вариант: при 0 < a < 174
















Основные свойства логарифмической функции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№a > 10 < a < 11D(f) = (0, + ∞)2не является ни чётной, ни нечётной; 3возрастает на (0, + ∞)убывает на (0, + ∞)4не ограничена сверху, не ограничена снизу5не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений6непрерывна7E(f) = (- ∞, + ∞)8выпукла вверхвыпукла вниз75

Решим графически уравнение:у = х2у = - 1,5х + 1Парабола.1.2.Ответ: Ветви вверх.ху012- 2-20,5







Задание.Определите, какое уравнение решено:Ответ:


На рисунке изображена парабола и три прямые. Укажите систему уравнений, которая не имеет решений.ух0








r



r


r

stroke.colorstroke.on
ух011Пользуясь рисунком, укажите систему уравнений, Решением которой является пара Такой системы нет43-4-4














ppt_yppt_yppt_ystroke.colorstroke.onstroke.colorstroke.onr
ух011Ответ:(;)Используя графики функций и ,решите уравнение 11Найди ошибку!!!1



Исключи лишнее-1
На одном из рисунков изображен график функции Укажите номер этого рисунка. Задание из ЕГЭ 2011 года1234



Найдите значение b по графику функции у = aх2 + bx + c, изображенному на рисунке. ПодсказкаЗадание из ЕГЭ 2011 года



Советы преподавателя для самостоятельной работыобучающихсяУспешность и результативность работы зависит от умения постоянно анализировать учебно-познавательную ситуацию, выявлять в ней то, что вызывает затруднения и препятствует эффективному усвоению знаний. Для этого надо знать, чего хотите достичь; выяснить, какие внешние и внутренние причины мешают достижению цели, определить возможные и эффективные пути преодоления трудностей.2. Старайтесь преобразовать полученную информацию так, чтобы сделать для себя более удобным ее усвоение.3. В любой деятельности одну из важнейших позиций занимает умение выделить главное, т.е. информацию или действие, которые наиболее существенно позволяют приблизиться к цели. Вопрос « А что здесь самое важное? » должен сопровождать вас постоянно. Новые подходы к проектированию самостоятельной работы студентов при переходе на ФГОСТаким образом, самостоятельная работа студентов как вид их учебно-познавательной деятельности способствует выработке установки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умений ориентироваться в потоке информации при решении учебно-профессиональных задач ФГОС СПО третьего поколенияТем, кто будет учиться по новому стандарту, придется меньше переучиваться и доучиваться: новый стандарт учитывает современные тенденции и дает учреждениям среднего профессионального образования гораздо больше по организации учебного процесса, позволяя ориентировать выпускников на местные рынки труда.Учиться по новому стандарту будет, несомненно, интереснее. С другой стороны, учиться будет труднее. А будут ли сильнее выпускники, с уверенностью можно будет сказать только через несколько лет.