Конспект урока по окружающему миру Откуда в дом приходят вода, газ, электричество(1 класс, Перспектива)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Чистополь РТ
Урок окружающего мира в 1 классе по ФГОС
( УМК «Перспектива», автор учебника Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.)
Тема: Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество?
Составила: Шакирова Резеда Ирековна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5» г. Чистополь РТ.
Урок окружающего мира в 1 классе по ФГОС (по системе «Перспектива», автор учебника Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.)
Тема: Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество?
Цель урока: познакомить с природными источниками воды, используемой в быту; с тем, как электричество поступает в дом, обсудить значение воды, газа, электричества в доме.
Задачи урока:
1) проконтролировать степень усвоения учащимися знаний о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом.
2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде.
3) воспитывать экономное отношение к воде, электричеству, безопасное – к газу, электричеству.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают о способах получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, запоминают правила безопасного обращения с бытовыми приборами.
Познавательные: получают представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами.
Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Коммуникативные: уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные: выражают внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету; соблюдают основные моральные нормы поведения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, слайды, мультимедийная презентация.
Урок окружающего мира в 1 классе по ФГОС
( УМК «Перспектива», автор учебника Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.)
Тема: Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество?
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя на уроке Деятельность учащихся на уроке Формирование УУД на каждом этапе урока
1.Организационный момент. Мотивационный настрой
(1 мин).
СЛАЙД 1
- Добрый день, уважаемые гости и ребята!
- Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.
- Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
- Я желаю вам успехов на уроке! Учащиеся приветствуют учителя и друг друга.
Личностные: выражают внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету; соблюдают основные моральные нормы поведения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Актуализация знаний.
СЛАЙД 2
Повторение темы «Природа в доме».
- Повторим материал прошлого урока.
- Сравните 2 рисунка. В какой комнате уютнее, красивее? Почему?
- Поговорите об этом с партнером по плечу.
- Какое есть мнение? Что сказал вам партнер?
Отвечает стол № 2, участник № 1.
- Какую роль они играют в нашей жизни?
- Подумайте, как мы можем воспользоваться этими знаниями в жизни?
- Там где есть комнатные растения, домашние питомцы.
- Воспитывают любовь к красоте, доброту к животным.
- Эти знания пригодятся, чтобы сделать свой дом, квартиру уютнее.
Регулятивные: учатся строить полные ответы на вопросы, думать, размышлять, слушать и уважать чужое мнение.
Коммуникативные: уметь рассказывать об уюте в доме с опорой на материалы учебника и собственные представления.
Рассказ учителя. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙДЫ 3-5
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
Путешествие в прошлое.
- Прежде чем, мы начнем изучать новое тему, я приглашаю вас, ребята, заглянуть в прошлое.
- Давайте вернемся на много лет назад.
1. О воде.
- Что вам известно, как к людям в дом попадала вода? Внимание на экран.
2. О приготовлении пищи.
- Как люди готовили пищу? Внимание на экран.
3. Об освещении.
- Как они освещали жилище? Внимание на экран.
- Все это было тяжело и неудобно. И человек, используя свой ум, трудолюбие и богатства неживой природы, нашел выход из положения. - Он изобрел много интересных вещей. Из реки, колодца, из проруби.
На костре. В печи.
Костер, факел. Лучина. Свеча. Керосиновая лампа. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Коммуникативные: уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
Физминутка Разминка. Обучающая структура МИКС- ПЭА-ШЭА.
- Сейчас прошу встать размяться перед серьезной работой.
- Найдите пару, кто выше вас ростом.
- Подумайте, какие интересные вещи изобрел человек, чтобы в доме было уютно?
- Что сказал вам партнер? Под музыку двигаются по классу.
Находят пару.
Обсуждение в паре.
Отвечают на вопрос. Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Самоопределе-ние к деятельности. Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 6
Постановка проблемы. Прием «Корзина идей».
- А теперь, ребята, подумайте над вопросом: «Без чего невозможна жизнь современного человека в доме, квартире?».
- Идей много, но точнее ответить на этот вопрос помогут загадки:
1. По ночам, когда темно, Освещает дом оно.
2. Если в доме меня нет, то не сварится обед.
3. Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
- Знаете ли вы, откуда они приходят в дом?
- Итак, о чем мы будем говорить на уроке окружающего мира? Что должны выяснить, уточнить?
- Правильно. Кто поможет мне сформулировать тему урока?
Высказывают свои предположения.
На доске по мере ответов учеников появлялись надписи:
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ГАЗ
ВОДА
Нет.
Используют фразы «Сегодня на уроке я хочу …»
Узнать…Уточнить…
Понять… Выяснить… Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
Работа по теме урока. Как вода приходит в дом.
ВИДЕО
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
- Что вам известно, откуда в наш дом приходит вода? - Вы правы. Но сразу ли она попадает в наш дом?
Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД.
Работа в парах.
- Откройте учебник на с.59. Рассмотрите нижний рисунок. Попробуйте выяснить, каким путем вода приходит в дом к людям? Обсудите это с партнерами по плечу.
- Какое есть мнение? Что сказал вам партнер?
Отвечает стол № 3, участник № 2.
- Правы ли мы, узнаем, посмотрев видео.ВИДЕО
- Правильно ли мы указали путь воды в дома?
- На рисунке видно, что вода приходит в дом не только из реки, но и другим путем. Каким? - Подземная вода более чистая, чем речная. Её сразу подают в дома. - Скажите, мы выяснили, откуда приходит к нам в дом вода?
Проблемная ситуация.
- Что видите на картинке? Чем занята девочка?
- О чем предупреждает нас плакат справа?
- Что мы должны запомнить? Человек берет воду из реки.
Из реки вода поступает на станцию очистки оттуда в дома.
Не совсем.
Да, выяснили.
Девочка разговаривает по телефону. Вода из крана льется впустую.
Беречь воду: не лить зря воду. Предметные: узнают о способах получения воды, её доставки в наш дом, запоминают правила бережного отношения к воде.
Как газ приходит в дом.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙДЫ 9-12
- А сейчас мы совместно должны выяснить, каким образом приходит в дом газ. Внимание на экран.
Беседа.
- Где добывают газ в природе?
- Там, где обнаружено месторождение газа бурят скважину. Затем по газопроводу газ поступает на газораспределительную станцию. Там газ очищается. А еще в него добавляется специальное вещество для запаха, чтобы в случае утечки можно было почувствовать носом. Далее газ попадает в городские газопроводы, при помощи которых распределяется между жилыми домами.
- Итак, с чем сейчас познакомились?
- Обращали ли вы на такую надпись на газовых будках:
ГАЗ. ОГНЕОПАСНО»
- О чем предупреждает надпись?
- По какому номеру телефона надо позвонить, если почувствуете запах газа в квартире? Из-под земли.
Как приходит в дом газ.
Взрывоопасен.
По телефону 04. Познавательные: получают представление о том, что газ в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов газа, его доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами.
Физминутка Кто живет у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.) Учащиеся выполняют физические упражнения. Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Как электричество приходит в дом.
- Исследуем, откуда в наш дом приходит электричество.
- Положите в нашу корзину слова, связанные со словом ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.
Внимание на экран.
ВИДЕО
- А теперь проверим, выяснили ли вы путь электричества в наши дома.
Игра «Путь электричества в дом»
- Сделаем вывод: Откуда электричество приходит в дом?
- Какая опасность исходит от электричества? Свет, провод, выключатель, электролампочка, электросчетсчик, электростанция
РЕКА-ПЛОТИНА-ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ-СВЕТ В ДОМЕ
Может ударит током, опасно для жизни. Пожар. Познавательные: получают представление о том, что электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения электричества, его доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами.
IV Закрепление изученного. - Подведем итоги.
- Вода, газ, электричество в нашем доме - результат труда человека, использующего богатства неживой природы.
Обучающая структура ТЭЙК-ОФ-ТАЧ-ДАУН
- Давайте проверим полученные вами сегодня знания. Встаньте, если вы согласны с утверждением:
1) Электричество вырабатывается на электростанции.
2) Газ не имеет запаха.
3) Вода проходит через очистные сооружения.
4) Древние люди готовили пищу на газовой плите.
5) Газ взрывоопасен.
6) Вода поступает в квартиру прямо из реки.
7) Выходя из комнаты надо включить свет.
8) Опасно играть около электролиний!
9) Надо экономить воду!
10) При пожаре звонить 01.
- Молодцы. Вы правильно уяснили тему урока.
- А еще мы знаем правила обращения с водой, газом, электричеством. Дома вы подготовили плакаты, давайте используем их.
Обучающая структура КОНЭРС
- Рассмотрите свой плакат. Определите его тему. Подойдите к соответствующему углу:
1. БЕРЕГИТЕ ВОДУ – источник жизни.
2. ОСТОРОЖНО ГАЗ.
3. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО наш друг и помощник, но может стать и врагом.
- Кто выступит в защиту своего плаката? Учащиеся встают если согласны с утверждением, сидят - если не согласны.
Учащиеся расходятся по углам в соответствии с темой своего плаката.
По 1 ученику от каждого угла. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
Рефлексия. Продолжите фразы:
1. Сегодня я узнал …
2. Я уверен в …
3. Дома я расскажу …
Ребята обосновывают свой выбор. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Подведение итогов урока. - Оцените свою работу на уроке с помощью светофорика?
- Кому урок понравился?
- Кто не все понял, мы продолжим разговор на эту тему на других уроках окружающего мира.
Оценивают свою работу на уроке с помощью светофорика. Регулятивные: оценивать результаты труда.
Личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
1. БЕРЕГИТЕ ВОДУ – источник жизни.
8743955264152
435800522675853. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО наш друг и помощник, но может стать и врагом.