Конспект урока Огонь, вода и газ
Урок по окружающему миру.
Тема: «Огонь, вода и газ»
Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;
познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;
довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;
развивать такие качества, как находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации
Оборудование: презентация к уроку, видеофильм, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
Орг.момент (Слайд2)
Собрались мы ни ради шутки,
У нас нет свободной минутки,
Тот, кто хочет многое на уроке узнать,
Должен внимательно слушать и запоминать!
Введение в тему урока
- Сегодня мы начинаем 3 часть учебника «Окружающий мир». по новому разделу «Наша безопасность». (Слайд3)
-Как вы понимаете что такое безопасность? (Ответы детей)
- Тема нашего урока очень важна.
- А о чём мы будем говорить узнаем, когда отгадаем загадки.
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь) (Слайд4)
Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу! (вода) (Слайд5)
На железной клумбе
Цветы голубые
Помогают стряпать
Кушанья любые. (газ) (Слайд6)
-Огонь, вода и газ. Вот три опасности, о которых будем говорить на первом уроке по новому разделу «Наша безопасность» (Слайд7)
- Тема урока несложная, но очень серьёзная.
- Ребята, давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом.
3. Беседа об огне
-Человек научился высекать огонь минимум 790 тыс. лет назад. (Слайд8)
-Наши предки знали немало секретов и хитростей добывания огня.
-Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.
-Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге.
- Когда огонь будет человеку другом?
Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации.
Полезные свойства огня используют люди различных профессий:
- Попробуйте назвать профессии, в которых люди используют огонь?
(сталевары, электросварщики, стеклодувы, гончарных дел мастера ) (Слайд9)
Огнём мы пользуемся ежедневно,
без него мы не можем прожить.
Но когда мы небрежны с огнём, (Слайд10)
он становится нашим … ( врагом)
- Огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.
- Прочтите слова В. Маяковского: (Слайд11)
Запомнить твёрдо нужно нам –Пожар не возникает сам.
- Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)
- Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали: (Слайд12)
-неисправность электрических приборов; -забывчивость;
-искра из печи, камина;-легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)-игры со спичками;-керосин, бензин, газ.
Самые главные виновники пожаров – люди.
- Ни для, кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Статистика пожаров в России показывает, что 80% пожаров происходит в жилье . По данным Центра пожарной статистики на 1 миллион человек в России при пожарах погибают более 100 человек. (Слайд13)
В 2011 году произошло 180 тысяч пожаров, при которых погибло свыше 12 тысяч человек , получили травмы 13 тысяч человек.
- Как же уберечь своё жилище и себя от пожара?
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ АРТЁМА 1 серия ОГОНЬ(Слайд14)
- Что привело к пожару?
- Что советует Акадий Паровозов?
Физминутка… «Зоркие пожарные» (Слайд15)
- Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем чтобы в городе не было пожара.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И на лево тоже
Поглядим из под ладошек.
И – на право! И ещё
Через левое плечо!
Через правое плечо!
1.2 – выше голова
3,4 - руки шире
5,6 – тихо сесть
- А сейчас я предлагаю посмотреть учебный фильм и постарайтесь запомнить, как нужно вести себя во время пожара. Видеофильм (3,5мин.)
-Кто был внимательным, какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей)
- В какую службу можно обратиться за помощью?
-Читаем и запоминаем. (Со слайда)Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01.
- А как же правильно позвонить в пожарную часть? (Слайд16)
-сообщить что случилось,
-назвать адрес,
-сообщить номер телефона,
-на каком этаже горит,
Всё это нужно сообщить быстро, без запинок.
4. Беседа о воде
- Ребята, а что сильнее огня? (вода) (Слайд17)
- А вода друг или враг?
- Когда вода человеку друг ?
-Зачем нужна вода? (Слайд18)
-Несмотря на то что человек, без воды не может прожить, и она может отказаться для него враждебной силой.
- Какая беда может возникнуть из-за воды в доме?
- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?
Ответы детей по слайду: -прорвало -затопило -закрыть
- Прочитаем текст «Вода в природе» в учебнике на стр. 5 (Слайд19)
-Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?
(Прорвало трубу; Вентиль горячей и холодной воды; Звони соседям, диспетчеру, родителям.) - Читаем далее.
Вопросы по содержанию:
- Как действовать при аварии водопровода? (Слайд20)
- Какие новые слова встретились? (Вентиль, диспетчер)
- Давайте уточним и запоним что такое вентиль и кто такой диспетчер.
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа) (Слайд21)
- А в этом фильме какую ошибку допустили ребята?
- Что советует всем ребятам Аркадий Паровозов?
5. Беседа о газе
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита) (Слайд23)
- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде.
-Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу) (Слайд24)
- А газ человеку друг или враг?
- Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Во-первых, им можно отравиться.
Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.
- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа? (Слайд25)
(Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей)
- Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают? (Слайд26)
( Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу)
- Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа. (Слайд27-28)
Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:
Газовой службы телефон – 04. (Слайд29)
- Какую ошибку допустили наши герои в этой серии?
- Что советует всем ребятам Аркадий Паровозов?
6. Закрепление изученного
- Выполним задание в тетради стр. 3 № 1. (Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.) (Слайд31)
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Как действовать при аварии водопровода?
Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
Игра «Запрещается-разрешается» (Слайд32)
Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
Бросать горящие спички в помещениях.
Защищать дом от пожара.
Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
Дышать через мокрое полотенце.
7. Итог урока
- Прочитаем вывод в учебнике на стр. 7.
(Слайд33)
- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке? - Что вас удивило?
- С каким настроением вы уйдёте с урока?
- Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Кто на ваш взгляд был наиболее активным?
8. Домашнее задание
- Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответив на вопросы. В тетради стр.4 №3, 4 нужно начертить схему эвакуации из класса для этого изучите «План эвакуации» в коридоре школы. Творч. задание: Нарисовать рисунок на тему: «Огонь – друг, огонь – враг.»