Статья по литературе на тему: О способах повышения читательской активности учащихся
О СПОСОБАХ ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Н.Н.ДейнекоМКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 ст.Зеленчукской»
ст. Зеленчукская
Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Первым отказывается от чтения молодое поколение. Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, но и в уменьшении количества читающих детей. Исследования показывают, что уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. После "читательского бума" второй половины XX в. наблюдается спад читательской активности: снижается интерес к классической литературе; повышается спрос на литературу детективного, криминального, мистического характера; следствием отсутствия идеологического контроля становится вседозволенность содержания. Увеличивается влияние рекламы, наблюдается противостояние книжной и активно формирующейся электронной культур.
Утверждения о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения, интенсивно идет процесс изменения практически всех характеристик детского чтения: статус чтения, его длительность, характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др.
Согласно данным анализа чтения школьников 5-11 классов МКОУ «СОШ №4 ст.Зеленчукской», чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать. Доля тех, кто читает много, в младшем подростковом возрасте составляет 42%, а к 11 классу она падает до 20%.
Результаты анализа читательских формуляров в школьной библиотеке говорят о том, что 67% литературы читаемой подростками, составляет литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше - 34%. Трое из десяти опрошенных школьников не читают ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков.
Читательский портрет подростка во многом определяется в 10-11 лет. Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то можно полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».
Те подростки, которые прошли хорошую семейную школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной с дошкольного возраста, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к книге.
Однако семейное чтение как наилучший способ общения и ненавязчивого воспитания исчезает, и к четырнадцати годам подростки приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу ситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами: «рассказали друзья», «услышал по телевизору». Нередки случаи проявления с их стороны отношения к книге как к «отжившему» средству информации.
В системе ценностей подростка чтение перестает быть значимым, а значит и необходимым. Это связано с изменением досуговых ориентаций (переход к аудиовизуальным и электронным формам культуры), с падением авторитета основных институтов воспитания – семьи и школы, с переориентацией на сверстников и улицу.
Интересен опыт зарубежных стран в поиске решений проблемы приобщения к чтению современных школьников. Еще в 90-е гг. XX в. западные социологи констатировали, что процессы кризиса в отношении чтения приобретают устойчивый характер. Приобщение к чтению стало осознаваться как социальная общегосударственная проблема, эффективное решение которой возможно лишь вследствие целенаправленной политики в области развития читательской деятельности и в повышении статуса книги в социальной среде.
В большинстве развитых стран проблемы чтения и грамотности осознаны как национальный приоритет. В Великобритании, США и Финляндии были увеличены инвестиции в образование, в школах были введены ежедневные обязательные занятия по чтению, кардинальным образом изменены принципы работы со школьниками "группы риска", детьми с особыми нуждами.
Из наиболее интересных примеров вовлечения учащихся в читательский процесс можно выделить такие формы, как расширение круга чтения, включая фольклорные произведения и современную детскую литературу, введение специальных занятий по чтению газет и журналов, проведение ежедневных утренних чтений в школах (Норвегия); проведение еженедельного 20-минутного собрания всей школы, где каждый читает заранее подготовленный интересный отрывок из книги или периодического издания; организация "Вечеров книги" и "Ночи историй" (Финляндия); введение должности учитель чтения (США) и др.
В России таким ярким, объединяющим общество проектом должен стать Год литературы. Чем масштабнее и интереснее будут мероприятия, проводимые в его рамках, тем выше будет интерес российских граждан (и школьников в том числе) к классической и современной литературе.
Поиск и реализация эффективных способов приобщения школьников к чтению является одним из ключевых направлений работы учителя литературы.
Современная школа испытывает острую потребность в развитии новых, более эффективных форм обучения, повышающих мотивацию учащихся к чтению, вовлекающих их в активное самостоятельное познание. Важную роль в решении этой задачи играют новейшие технические средства и технологии обучения. С появлением компьютерных технологий, появилась возможность эффективной обработки и представления информации.
Сочетание традиционных методов и новых технологий работы приводит к разработке новых подходов, применяемых учителем в приобщении к чтению. Одним из них является создание медиатеки, объединяющей и систематизирующей различные информационные ресурсы на цифровых носителях. Эффективными в этом отношении являются и проведение различных встреч с писателями, художниками, музыкантами. Повышению интереса к чтению способствует деятельность литературных, мемориальных музеев. Среди новых форм работы по активизации читательской активности на уроках литературы хочется отметить создание буктрейлеров, которое уже стало отдельным самобытным жанром, объединяющим литературу, визуальное искусство и Интернет.
Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Его основная задача - заинтересовать, заинтриговать читателя; это анонс на книгу, включающий в себя самые яркие ее моменты. В этом жанре заложена масса возможностей, и в первую очередь - привлечение интереса юных читателей к чтению. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и почитать. Такие ролики можно создавать как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.
Большая роль отводится внеклассной работе по предмету (уроки внеклассного чтения, читательские конференции, олимпиады, брейн-ринги), что тоже способствует расширению читательского кругозора учащихся. Чем больше читают и знают школьники, тем больше шансов, что они смогут найти себя в литературе.
Новым оригинальным способом обратить внимание подростков на проблему чтения становится литературный флеш-моб, в рамках которого можно спланировать и провести яркие, интересные акции, направленные на популяризацию книги. Перспективным в этом направлении являются и конкурсы социального плаката, пропагандирующего чтение. Примером может послужить конкурс от издательства «Эксмо», проходивший под девизом «Читать не вредно. Вредно не читать».
Вообще в детском и подростковом возрасте все средства вовлечения в чтение хороши, и здесь особую роль играет совместная деятельность семьи и школы (участие родителей во внеклассных мероприятиях и их подготовке, присутствие родителей на уроках литературы, помощь в поисках и распространении литературных текстов, работа со списком литературы для внеклассного чтения).
Формирование читателя — сложное и продолжительное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.
Литература
1. Аскарова В. Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: Материалы Всероссийской конференции // Чтение в библиотеках России. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб, 2007. – Вып. 7. – С. 90–94
2. Голубева Е.И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала ХХI века // Homo legens – Человек читающий. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С.208–218.
3. Орлова Р.А. Отношение россиян к книге, чтению, библиотекам по данным социологических исследований //Всероссийская конференция «Чтение: исследовательские проекты библиотек России»: Программа. – СПб, 2006. – С.34.
4. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования [Текст] : науч.-метод. материалы : [реферат] / Т.Г. Галактионова ; авт. реф. Р.Ф. Перцовская. - СПб., 2008. - 200 с.
5. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации. Вып.1 Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова; [авт.-сост. Т. А. Лисовская] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. – 16 с.