Планирование по русскому языку на тему Разносклоняемые имена существительные
Краткосрочное планирование по русскому языку 10 класс
19.11.2015
Наименование урока
Разносклоняемые имена существительные
Общие цели
- познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания.
Ожидаемые результаты
умеют находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные
Ключевые идеи
10 существительных ср. рода на –мя, существительного м. р. путь
Источники
Статья в учебнике, схемы.
Материалы и оборудование
компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, магниты, доска
Ход занятия
Этапы проведения урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Оргмомент. Приветствие Установление благоприятного климата и доверительного настроя на ход урока
3 мин
Учитель с доброжелательным настроем приветствует учащихся
Учащиеся настраиваются на урок
Этап актуализация опорных знаний
10мин
Мозговой штурм – А что такое склонение? Сколько типов склонения в русском языке у имён существительных?– Какие слова относятся к 1 склонению? Приведите свои примеры.– Какие слова относятся ко 2 склонению? Приведите свои примеры.– Какие слова относятся к 3 склонению? Приведите свои примеры. Проверка домашнего задания Упр. 157, с.87-88.
Ребята отвечают на вопросы.
Взаимооценивание
Этап изучения нового материала
5 мин
Работа с фразеологизмами - Зачем мы изучаем склонение имён существительных? Где нам это пригодится?- Узнай фразеологизмы. – Ею нельзя разлить неразлучных друзей? – Его проглатывают, упорно не желая говорить? – Не ударить в это лицом? (Грязь) - Определите склонение - В Стране «Существительное» много есть тайн, которые нам предстоит отгадать и открыть. – А к какому склонению относится слово путь? Почему?– Что мы должны написать в окончании? – Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу? Работа по группам - Давайте решим эту задачу, используя нашу опорную таблицу, просклоняем слово путь (1 вариант), слово время (2 вариант). Вы работаете в тетради.– Сравните его окончания с окончаниями разных склонений. Найдите общее. Какое склонение считаем его своим?- Можем мы отнести это слово к какому-то одному склонению? - Такое слово называется разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами открытие? Лексическая разминка
– Ребята, значения каких слов вам не понятно? (Бремя, стремя, темя.)– Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»).– Объясните значение
Водой
Язык Грязь
Склоняют слово путь (1группа), слово время (2 группа).
- Д: Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл.
Нет.
- Да. Мы открыли разносклоняемые существительные.
Этап первичного закрепления знаний
7 мин
- Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем? Творческая работа Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то врем на. – Известны вам эти выражения, а как они называются?– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В них есть разносклоняемые существительные. – Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их?
Устно 1группа упр.130; 2 группа упр.131,с.71-72.
«Фразеологический словарь»
Разминка
3 мин
Австралийский дождь.
Этап подведения итогов урока.
Рефлексия
10 мин
Выполнение письменно Упр.164;165; с.90 (по выбору) “Метод пяти пальцев”.М(мизинец) – мыслительные процессы.
– Какие знания, ты получил на уроке?Б(безымянный) – близость к цели.
– Что сегодня я делал и достиг?С(средний) – помощь, услуга.
– Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?У(указательный) – физическая форма.
– Что я сегодня сделал для своего здоровья?Б(большой) – состояние духа.
Самооценивание
В стародавнее древнее ВРЕМЯВ шалашах без окон и дверейЖило-было лохматое ПЛЕМЯПервобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
Оценивание
4 мин
Формативное оценивание
Домашнее задание
3 мин
Упр. 166; 167 с.91-92. От доброго семени – добрый поступок. Как Вы понимаете?(Ответы детей)- От того, как Вы работали на уроке, будет и зависеть результат вашего домашнего задания. Удачи! Спасибо за урок!!!
..
Ответы детей..
15