Презентация по иностранному языку на тему Рекомендации по отбору учебников и учебных материалов для формирования различных коммуникативных навыков и умений.


Рекомендации по отбору учебников и учебных материалов для формирования различных коммуникативных навыков Подготовилаучитель немецкого языкаМАОУ СОШ № 25г. БалаковоРезник Т. И. Обоснованный выбор учителем УМК и учебных материалов по иностранному языку оказывает существенное влияние на достижение результатов освоения образовательной программы, на формирование различных коммуникативных навыков и умений . Главным ориентиром в выборе УМК является Федеральный закон об образовании в РФ, в котором обозначается: «… определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников отнесено к компетенции и ответственности образовательного учреждения. Педагог имеет право свободно выбирать учебники и учебные пособия в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением» (cт. 28 п. 3, ст. 47 п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»). При реализации базисного учебного плана необходимо использовать учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденным приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 38 Также образовательная организация вправе использовать в течение 5 лет ранее приобретенные учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2016-2017 учебный год. Задача современной образовательной системы — не «напичкать» ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника — как навигатора получения знаний. Содержание современного учебника определяется следующими принципами: научности - предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;целостности картины мира - предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет ученику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями;культуросообразности – отбор содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России;непрерывного общего развития каждого ребенка - предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка;гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;  наглядности - определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации); с огромным количеством фактов, примеров, статистики – для того, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор; с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем; со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста;инструментальности — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации; это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Кроме того, инструментальность — это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках;интерактивности — прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Новые УМК по иностранным языкам В настоящее время создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по ИЯ.В 2002 году был начат системный и долгосрочный проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе», разрабатываемый в содружестве с ведущими научными организациями страны. Основной продукт проекта – учебно-методические комплекты нового поколения, которые в современном образовании должны стать не просто носителем научной информации, но помогать учителю и ученику сориентироваться в ее неограниченном потоке, формировать навыки познавательной деятельности. Главная идея проекта «РАН – РАО – «Просвещение» - обеспечить личностную и социальную успешность обучающихся, более полно учесть их индивидуальные потребности; согласовать образовательные запросы семьи, общества и государств; повысить эффективность, качество и доступность школьного обучения. УМКОсновные особенности УМК : - наличие аутентичных языковых материалов; - использование немецкого языка как средства изучения других дисциплин; - знакомство учеников с рациональными приемами изучения иностранного языка ; - включение материала о странах изучаемого языка и России ; - большой набор дополнительных интерактивных учебных пособий, входящих в состав УМК, позволяющих создать условия для личностного ориентированного обучения; - наличие текстов для дополнительного чтения УМК. УМК нового поколения для 5–9 классов нацелен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы по иностранному языку на ступени основного общего образования; реализует учет планируемых результатов, системно-деятельностный подход к обучению, новые подходы к оцениванию, принцип дифференциации требований к подготовке учащихся. Содержит материалы для резервных уроков для реализации дифференцированного подхода к обучению и обеспечения возможности построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. Содержание основано на сюжетной основе. УМКУМК обеспечивает обучение в контексте коммуникативнодеятельностного, социокультурного и личностно ориентированного подходов к развитию школьников; включает естественные ситуации общения; создает мотивацию, интерес на уроках немецкого языка с помощью коммуникативных творческих заданий. УМК призваны способствовать выполнению требований ФГОС к развитию фундаментального ядра содержания общего образования средствами немецкого языка, а также обеспечить преемственность результатов образования в начальной, основной и полной средней школе. Принципиально важным представляется осуществление соразвития универсальных учебных действий и иноязычных коммуникативных умений школьников. УМКУМК разработаны на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение немецкому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. УМК. Бим И. Л., Рыжова Л.И. Садомова Л.В., Санникова Л.М. «Немецкий язык» Методическая поддержка: http://www.prosv. ru/umk/bim Основные характеристики УМК: может быть использован в качестве пропедевтического курса и как элементарный систематический курс. учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников (ведущая роль игровой деятельности, непроизвольное внимание и эмоциональнообразная память, большая роль наглядности и др.) нацелен на формирование элементарных коммуникативных умений, ориентирован на речевое, интеллектуальное и эмоциональное развитие средствами иностранного языка. содержит задания игрового и творческого характера. обеспечивает многократное повторение и тренировку учащихся в использовании изучаемого материала. Радченко О.А., Хебелер К. «Немецкий язык» Методическая поддержка: http://www. drofa.ru/27/ «Дрофа» Отличительными чертами данного учебника, как и всего УМК в целом, являются следующие. Принципиальная ориентация на современный немецкий литературный язык, использующийся в ФРГ, с максимальным привлечением аутентичного материала. Взаимосвязь всех видов речевой деятельности и включение их в единую фабулу урока. Привлечение актуальной лингвострановедческой информации о культуре Германии и ее федеральных землях, которая отражает не только сведения о культуре и истории, но также содержит специфическую информацию о бытовой культуре и культуре повседневного общения. Использование исключительно аутентичных материалов, записанных с участием носителей немецкого языка. Использование разнообразных типов и видов упражнений, современных обучающих технологий и инноваций, некоторых элементов интенсивной методики. Разработка максимально подробных сценариев урока в рамках книги для учителя и рабочей тетради с привлечением дополнительного материала. Подробная разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и языковых клише. Радченко О.А., Конго И.Ф., Зайферт К. «Немецкий язык» Методическая поддержка: http://www.prosv. ru/umk/wuki «Просве- щение» Линия УМК «Вундеркинды» для 5–9 классов по немецкому языку как первому иностранному создана интернациональным коллективом авторов под руководством доктора филологических наук, профессора О.А. Радченко (автор УМК для 5 класса – Г. В. Яцковская). Линия ориентирована на современные требования общеевропейских уровней владения иностранным языком и выводит к концу 9 класса на уровень А2; Учебник чётко структурирован: один разворот содержит материал одного школьного урока; Все учебники имеют сюжетную основу; Материал учебников содержит темы и задания, которые интересны для освоения ученикам 5–9 классов; В темах учебников используются богатый материал из страноведения России и Германии, представлена информация о жизни российских и немецких школьников, их интересах и общении друг с другом; В состав УМК входят рабочие тетради, раздаточные материалы, контрольные задания, книги для учителя и аудиоприложения на CD (mp3). Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. Немецкий язык. Второй иностранный язык. «Просвещение» «Горизонты» - это новая серия по немецкому языку как второму иностранному, совместный проект издательства «Просвещение» и немецкого издательства «Cornelsen» (г. Берлин). («Горизонты») Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/ horizonte/ «Горизонты»созданы интернациональным авторским коллективом с учѐтом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам и документов Совета Европы по изучению иностранных языков (Общеевропейских компетенций владения иностранным языком). Основные характеристики УМК: - построен по модульной системе, то есть имеет единую типовую структуру, что позволяет учителю легко ориентироваться в компонентах; - учебник рассчитан на 2 часа в неделю, обучение начинается с 5 класса; - целостность комплекта позволяет учителю пользоваться только материалами комплекта, не обращаясь к дополнительным источникам; - материалы содержат дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки; - возможность использования при обучении по УМК технологии работы в форуме, работы над проектами; - материалы серии включают современныйстрановедческий компонент по немецкоязычным странам и России; - содержит задания игрового и творческого характер. Предметная линия рассчитана в основной школе на 5 лет обучения (5-9 классы), в средней школе на два года обучения (10 и 11 классы), и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим ввиду необходимости сохранения преемственности дидактических единиц, методологических и методических подходов. Ссылки на Интернет-ресурсыИнформационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по предмету «Иностранный язык». В образовательной деятельности учителя иностранного языка могут использовать следующие сайты: 1. Министерство образования и науки Российской Федерации: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/. 2. Министерство образования Калининградской области: http://www.edu.baltinform.ru/. 3. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/. 4. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества: http://www.openclass.ru/og. 5. Интернет-издание «Просвещение»: http://prosvpress.ru. 6. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru. 7. Калининградский областной институт развития образования: http://www.koiro.edu.ru/. 8. Вестник Образования. Официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.vestnik.edu.ru/. 9. Вести образования. Электронная газета для родителей и учителей: http://edunews.eurekanet.ru/ 10. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: http://standart.edu.ru/. 11. ФГОС НОО: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. 12. Примерная основная образовательная программа НОО: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768. 13. ФГОС ООО: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587. 14. Примерная программа по иностранному языку: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=262815. Информация о ФГОС НОО для родителей, подготовленная Калининградским областным институтом развития образования при поддержке Министерства образования Калининградской области: http://www.koiro.edu.ru/files/fgos/dlya_roditelei_o_fgos.pdf. 16. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/2966. 17. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ): www.fipi.ru 18. Официальный информационный портал ЕГЭ: www.ege.edu.ru19. Иностранные языки. Изучение и тенденции: http://www.college-training.ru 20. Сайт с программой переводов на иностранные языки: http://www.language.net 21. Агентство Лангуст: изучение иностранных языков: http://www.langust.ru Список использованной литературы: 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38); http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования; http://fgosreestr.ru3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования; http://fgosreestr.ru 4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. – М.: «Просвещение», 2013. – 239 с. 5. Albery D. The TKT course KAL Module. - Cambridge: CUP, 2012. Bentley K. The TKT course CLIL Module. - Cambridge: CUP, 2013. 6. Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. - Oxford: OUP, 2015.7. Littlewood W. Foreign and Second Language Learning. - Cambridge: CUP, 2015.8. Puchta H., Rinvolucri M. Multiple Intelligences in EFL. Exercises for Secondary and Adult Students. - Cambridge: Helbling Languages, 2015. 9. EUROPARAT (2015): Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: Lernen, lehren, beurteilen. München: Langenscheidt.