Конспект урока по математике на тему Час. Минута. Определение времени по часам.
Открытый урок по математике 2 класс.
Тема: «Час. Минута.Определение времени по часам.»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
1. Развивающие:
-формирование интеллектуальных умений (наблюдения, анализа, сравнения);
- развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
- формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности)
2. Обучающие:
-познакомить детей с новой величиной;
-формировать представление о единицах времени; час, минута;
- учить определять время по часам;
- совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи
3. Воспитывающие:
- формировать умение осуществлять самоконтроль;
- развитие лидерских качеств и организаторских способностей (при работе в парах)
Оборудование: тетради учащихся, ручки, линейки, карандаши, карточки с заданиями, доска, мел, магниты, макет часов, песочные часы.
Ход урока.
1. Организационный момент.(1 мин)
Сегодня нас встретят большие дела
Задания уже приготовлены.
Нам с вами в путь уже пора
Нас ждет дорога трудная!
2. Актуализация опорных знаний.
Устный счет.
Вспомним состав числа 12, заселив домики.(Дети поднимают карточки с числами).
12 12 12 12 12 12
5 3 6 8 10 1
Найдите закономерность и восстановите числовой ряд.
, , , 20,25,30,35,40, , , , .
(Слева 5, 10, 15,
Справа 45, 50, 55, 60. Т.к. счет идет через 5 единиц)
Самостоятельная работа по карточкам. Решение примеров на время.
- У вас на партах лежат карточки с примерами. У первого варианта – голубые, у второго – зеленые. (Напечатать на голубой и зеленой бумаге)
- Подпишите листочки.
- Решаем примеры на время, но помним, что качество важнее количества.
Я переворачиваю песочные часы, время пошло
Дети решают
Самопроверка с доски.
- Время прошло. Закончили.
- Положите ручки, возьмите карандаши. Проверяем свою работу.
- Исправляем ошибки карандашом.
Дети проверяют
- Поднимите руку те, кто решил все примеры без ошибок.
- Кто решил половину примеров, но не допустил ни одной ошибки.
- Молодцы!
- После урока я проверю правильность вашего решения примеров и оценю вашу работу.
Подготовка к восприятию нового материала.
- Чем я пользовалась чтобы определить время вашей работы с карточками? (Песочными часами)
- Всегда ли удобно пользоваться песочными часами? ( Не всегда, т.к. они определяют небольшой промежуток времени)
- И нельзя определить время, когда песок еще сыплется.
3.Постановка целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться работать с механическими часами, определять время.
- Поднимите руку, кто умеет определять время по часам?
-Сейчас проверим.
Физкультминутка.
- Встаньте, посмотрите вокруг, найдите часы в классе. Кто определил время?
Спросить несколько человек
4.Формирование знаний, умений, навыков.
1. Формулировка вывода.
- Где находятся часы?
- Как выглядят часы? (На них есть стрелки и числа)
- Числа на часах называют циферблат. (Это слово на карточке вывешиваю на доску)
- Какие числа на кремлевских часах? (Римские)
- Как расположен циферблат? ( По кругу)
- Сколько чисел на циферблате? (12)
Сколько стрелок на часах? (Две, а может быть и три)
- Как они называются? (Часовая, минутная, секундная)
- Мы сегодня будем говорить о таких единицах времени, как час и минута. Поэтому воспользуемся только двумя стрелками.
- Кто знает как выглядит часовая стрелка? (Она маленькая)
- Сколько времени проходит, пока стрелка передвигается от одного числа до следующего, от одной большой черточки до другой?
Показываю на макете (1 час)
- Как называется большая стрелка? (Минутная)
- Посмотрите внимательно на циферблат. Между числами с большими черточками есть маленькие.
- За какое время минутная стрелка передвигается от одной маленькой черточки до другой? ( За 1 минуту)
- А сколько минут между двумя соседними числами? (Пять)
- Посчитаем, сколько минут потребуется большой стрелке, чтобы совершить путь по кругу?
Показываю на макете и считаем через 5
- Маленькая стрелка какое расстояние пройдет за это время? (1 час)
- Значит какой вывод мы можем сделать, вспомнив все то , о чем сейчас говорили? ( В 1 часе – 60 минут)
2. Работа с учебником.
- А теперь проверим по учебнику правильность нашего вывода, стр.27. Прочитайте правило про себя.
- Правильный мы вывод сделали?
- Прочитайте правило в учебнике вслух. Запишите вывод в тетрадь.
Переворачиваю карточку на доске.
5.Первичное закрепление.
1. Решение устных задач и выборочная работа на карточках в парах.
- Ребята, у кого на парте лежит желтая карточка, работает в паре, разберите задание, договоритесь, кто будет большой стрелкой, кто минутной стрелкой.
- А все остальные внимание в учебник. Задача №2 Читаем, отвечаем.
2. Игра «Стрелки».
На доске плакат часов без стрелок.
- Что отсутствует на часах?
- Вот ребята, которые работали в парах и побудут этими стрелками.
Выходит одна пара. Берут указки разной длины, показывая время. А дети называют время на часах.
Аналогично со второй, третьей и четвертой парами.
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так.
Тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так,
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
3. Разбор и решение простой задачи.
-Прочитайте задачу номер 3.
-О чем говорится в задаче?
-Повторите вопрос задачи.
- Какие ключевые слова в краткой записи? (Пойдет к доске и запишет условие задачи)
Что сказано про первую партию шахмат?
-А про вторую?
-Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Можем)
-Записываем решение задачи в тетрадь.
-Назови ответ задачи. (20 минут заняла вторая партия)
Самостоятельная работа.
Учащиеся решают примеры номер 5.
6. Подведение итога урока.
-Чему научились сегодня на уроке?
15