Конспект бинарного урока по литературе и обществознанию Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?


Тема бинарного урока по литературе и обществознанию:
«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» 7 класс
Цели:
1. Обобщить знания учащихся по творчеству А. Платонова рассказ « Юшка».
2. Научить высказывать свое мнение по спорному вопросу.
3.Проводить исследовательский анализ текста.
4. Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.
Оборудование: интерактивная доска.
Организационный момент
Учитель русского языка и литературы: Добрый день!
Учитель обществознания: Мы рады приветствовать гостей и конечно вас ребята.
Интерактивная доска ( Презентация)
Блок1(Юшка) (учитель русского языка и литературы.)
 У каждого человека в жизни бывали моменты, когда он остро нуждался в сочувствии  и поддержке других людей.  Чаще всего мы их находим среди родных, близких, друзей. Но иногда люди бывают жестоки, особенно к тем, кто не похож на них. И тогда они начинают унижать, издеваться над теми, кто не может, да и не захочет давать им отпор. Это  страшно. И не только для тех, кого обижают, но и для их мучителей, потому что умирает их душа.
 Сегодня у нас на уроке в классе расцвел цветок, который мы назвали «Цветком сочувствия и сострадания».
А нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?
Попробуем найти ответ в течение урока. В поиске ответа нам поможет замечательный писатель 20 столетия. А.П. Платонов и его рассказ « Юшка»
Прежде чем приступить к работе, объясним значение ключевых слов урока.
( Сочувствие и Сострадание)
Учитель русского языка и литературы:
Сострадание - сочувствие чужому страданию.
Сочувствие-
1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.
2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению
Работа в тетрадях ( запись понятий : сострадание, сочувствие)
Учитель русского языка и литературы:
 Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание? Мнение детей.
Вывод учителя: Сострадание - это сочувствие чужому страданию, горю, несчастью. А Сочувствие имеет более широкий смысл. Это не просто отзывчивое отношение к чужому горю, а еще одобрительное отношение к чьему-либо начинанию.
Беседа по рассказу А.П. Платонова « Юшка» с элементами дискуссии
1. Каким вы видите рассказчика?
2. Расскажите о главном герое рассказа?
3. Как относились взрослые к Юшке?
4. Как относились дети к Юшке?
Эпиграф “Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики.” А.П.Платонов.
5. Куда уходил Юшка каждое лето?.
6.«Сценка –Смерть Юшки» ( поговорим о смерти Юшки)
7.  Странная гостья( эпизод из рассказа)
8. Что оставил герой после себя?
Слово учителя русского языка и литературы.

Блок 2 ( Сострадание и сочувствие в наше время)
( Учитель обществознания)
Учитель обществознания: Ребята, спасибо за ваше мнение, за ваши ответы, за ваше понимания рассказа .

А сейчас посмотрите на экран.
Видеоряд с иллюстрациями « Сострадание и сочувствие »
Ребята ,что объединяет эти слайды?
Сострадание, сочувствие-это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но однажды все равно возникнет желание помочь человеку. Ситуации бывают различны, могут касаться любой сферы, любого периода жизни .
В любом случае, если у человека возникает чувство сострадания, значит он хочет и готов помочь...   А многие люди сочувствуют бездомным кошкам, собакам, не только сострадают, но и пытаются им помочь. А есть люди , к сожалению, которые совсем не сочувствуют животным , плохо к ним относятся…..
Давайте посмотрим как это бывает в нашей жизни…
Клип: Светлана Копылова « Про кота»)
Обсуждение: Учитель обществознания задает вопросы.
Что общего есть в песне Светланы Копыловой и рассказом А.Платонова « Юшка»?
Почему люди бросают животных, жестоко обращаются с ними?
Учитель обществознания : Как вы проявляете в своей жизни сострадание, сочувствие?
Блок 3 Работа в группах ( Ситуации для учащихся )
Учитель русского языка и обществознания:
Каждая группа (3)получит ситуативное задание , время обсуждение (3мин)
Защитник выскажет мнение от группы.
Ситуации:
1 группа : Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?
2 группа : Вы стали свидетелями драки друга с двумя подростками. Ваши действия?
3 группа: Твой друг и одноклассник находится в конфликте со всем классом. На чей стороне окажешься ты?
Спасибо ребята за ваше мнения !

Блок 4 Рефлексия
Учитель обществознания:
При помощи метода « Шесть шляп мышление» попробуем сделать выводы урока.
Используем 5 шляп.
Белая шляпа: Ребята, вспомните ,о чем мы говорили на уроке.?

Красная шляпа: Выразить свои чувства , эмоции , оценочные суждения по отношению к уроку

Желтая шляпа: Обобщите положительные моменты нашей темы, мысли о необходимости сострадания к человеку.
Зеленая шляпа: Творческое задание : Составим « Жизненное кредо»
На столе у вас есть слова. Необходимо выбрать 3 слова- ваше жизненное кредо .
Слова: Любовь, сострадание, зло, конфликт, милосердие, понимание, дружба, безразличие, сочувствие.
Через минуту ребята озвучивают жизненное кредо.
Синяя шляпа: Делаем выводы. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?
Как мы можем применить наши знания в реальной жизни?

Учитель русского языка и литературы:
Я хочу закончить урок словами А.Платонова: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию».
Учитель обществознания:
Пока мы сострадать умеем,не всё так в мире безнадёжно.Пока сочувствуем, жалеем,то счастье на земле возможно.Пусть сострадание и сочувствие будут идти с вами рядом по жизни.
Домашнее задание. Напишите сочинение « Сочувствие и сострадание в годы Великой Отечественной войны», используя материалы урока.
Оценивание учащихся.