Разработка на тему Сложные предложение с различными видами связи

Бегметова Севара Толкиновна,
учитель русского языка и литературы
ОСШ № 111 им. М.Маметовой, г. Шымкент
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.
Задачи урока:
обучающая – повторить материал о сложных предложениях, обеспечить усвоение знаний по теме «Сложное предложение с различными видами связи»;
развивающая – обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи, умения проводить анализ языковых единиц, сформировать навыки работы с текстом;
воспитывающая – отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе, патриотическое воспитание, развитие исторической памяти, воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Оформление, оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс, мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация «Сложные предложения с различными видами связи.
Ход урока:

I. Организационный момент.
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Орфографическая разминка.
Индивидуальная работа.
а) 3 человека у доски. Списать, произвести орфографический разбор слов.
Первый ученик. Н – НН: глиняый, серебряый, деревяый, листвеица, берестяной, кожаый.
Второй ученик. ПОЛ-: (пол)моря, (полу)овал, (пол)Волги, (пол)ладони, (пол)открытой банки, (пол)столицы.
Третий ученик. ПРЕ-, ПРИ-: првышение скорости, прпорошить снегом, пршелец, прозёрный, прклонить ветку, прломление лучей.
б) 2 ученика работают на местах по карточкам.
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
Татьяна Афанасьевна подла брату знак, что бльная хочт уснуть, и все вышли птихоньку из свтлицы.
[  ], (что), и [    ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.
- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.
Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.
- Подберите СИНОНИМ.
Комната.
Карточка №2
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
С моря (в) ответ отрысто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лёг на свркавшие искрами волны, всё опять стихло.
[  ], и, (когда),  [    ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным времени.
Фронтальная работа (весь класс).
Слайд 2.
- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
решёый вопрос
приказао отойти
в вязаой шапочке
говорила путао
(она) чем-то встревожеа
некрашеый пол
зваый ужин
выглядела испугао
Слайд 3.
Самопроверка.
- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
решённый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)
приказано отойти (краткое причастие – Н, примыкание)
в вязаной шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
говорила путано (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)
(она) чем-то встревожена (краткое причастие – Н, управление)
некрашеный пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
званый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
выглядела испуганно (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)
2. Графический диктант (все). С последующей взаимопроверкой.
Слайд 4.

III. Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.
1. Работа в парах. Задание: составить кластер по теме «Сложное предложение». Кластер чертится на «Рабочем листе учащегося» (задание 1 «Рабочего листа учащегося»).
Слайд 5. Примерный образец.
2. Приём «РАФТ». Рассказать (с опорой на кластер) о сложных предложениях, о средствах связи между предикативными частями внутри сложного предложения, о различиях бессоюзных и союзных сложных предложений (задание 2 «Рабочего листа учащегося»).
«Р» - роль: учитель
«А» - аудитория: ученики 9 класса
«Ф» - форма: лекция
«Т» - тема: сложное предложение
3. Работа со схемами. Схема на доске.
Слайд 6.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
1) а) [ ],и [ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ].
Слайд 7.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
2 ) а) [ ], ( что. . . ).
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) [ ], и [ ].
Слайд 8.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
3) а) [ ] - [ ].
б) [ ]: [ ].
в) [ ], и [ ].
г) [ ]; [ ].
4. Тест.
Задание 3 «Рабочего листа обучающегося». Правильный ответ пометить крестиком.
IV. Изучение нового материала. (Вызов.)
Слайд 9.
1. Синтаксическая минутка. Предложение записано на доске. Найти ГО (грамматические основы), объяснить синтаксис предложения.
Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения, которые сыграли важную роль в решающих сражениях второй мировой войны.
2. Возникло затруднение с определением типа сложного предложения.
3. Обращение к учебнику (§ 37, с.141). Выделить главное. (Работа в группах постоянного состава).
Инсерт. (Метод активного чтения. Маркировка текста с использованием значков «V», «+», « - », «?» (по мере чтения ставятся на полях справа)). После прочтения текста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста (задание 4 «Рабочего листа учащегося»).
Слайд 10.
«V»
(известное)
«+»
(новое)
« - »
(противоположное известному)
«?»
(непонятное)








4. Обобщить. Тему урока формулируют учащиеся.
- Нашли вы ответ?
- Как же называется такое предложение?
- А почему оно так называется?
- Так как можно определить тему нашего урока?
5. Слово учителя.
- Так вот иногда людям, писателям просто не хватает рамок обычного сложного предложения, и тогда они используют сложные предложения с различными видами связи. В 10 классе на уроках литературы вы будете знакомиться с великими произведениями Л.Н. Толстого, и вот его язык, его стиль состоит из таких предложений, которые иногда занимают целые абзацы.
- А какая же задача сегодня будет стоять перед нами?
(Осмысление.)
6. Составление алгоритма работы с предложениями с различными видами связи.
Запишем предложение.
Шумел сурово Брянский лес, Спускались темные туманы, И сосны слышали окрест, Как шли на битву партизаны.
- Докажите, что это сложное предложение с различными видами связи.
Слайд 11.

3. Беседа.
- Правильно ли мы решили поставленную перед нами задачу?
- А есть ли еще гипотезы по построению схем к предложениям?
4. Слово учителя.
V. Запись домашнего задания.
§ 37, yпражнение 212.
VI. Итог урока.
- Справились ли мы с задачей, которую перед собой ставили?
- На какую тему были подобраны все предложения? Почему?
Заполните таблицу.
Знал(а)
Хотел(а) узнать
Узнал (а)






Рисунок 1Рисунок 115