Искусство бесконфликтного общения


МБОУ «Самофаловская сош»
Городищенского района Волгоградской области
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ
Искусство бесконфликтного общения.
Подготовила:
Байзель Т.Ю.
психолог,
учитель начальных
классов
Подготовила:
Байзель Т.Ю.психолог,
учитель начальных
классов
2014 г
Цель семинара:
-дать педагогам представление о конфликте, его причинах и последствиях;
-научить правилам бесконфликтного общения.
Задачи:
-формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;
- содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций;
-показать особенности педагогического конфликта;
-помочь осознать ответственность педагога за решение педагогического конфликта;
- помочь определить уровень собственной конфликтности и свою стратегию поведения в конфликте.
План проведения.
Рефлексивный круг.
Раскрытие понятия конфликта. Определение позитивных и негативных последствий конфликта.
Проведение тестирования на уровень персональной конфликтности педагогов.
Рассмотрение способов поведения человека в конфликте.
Проведение тестирования на определение стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Педагогический конфликт.
Разбор конфликтных ситуаций.
Рефлексивный круг
Оборудование:
-компьютер, проектор, памятки, ручки, листы бумаги.
Предварительная работа:
-педагоги на листах описывают конфликтную ситуацию, выход из которой не могут найти самостоятельно.
1. Рефлексивный круг.
2. Раскрытие понятия конфликта. Определение позитивных и негативных последствий конфликта.
Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же, нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать  дома, в школе, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. А впрочем, они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций, отношений.
Что же такое конфликт?
Конфликт- столкновение противоположных мнений, мотивов, интересов, точек зрения во взаимодействии разных людей (межличностный конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт).
Сегодня мы остановимся на межличностном конфликте.
Виды межличностных конфликтов:
-по потребностям:
Материальные
Статусно- ролевые
Духовные.
- направленности:
Горизонтальные
Вертикальные
Смешанные
- по временным параметрам:
Краткосрочные
Быстротечные
Длительные
Типы конфликтов:
Ценностные конфликты
Конфликты интересов
Конфликты, возникающие из-за нарушений норм
375767914776300160990216954600Последствия конфликта

позитивные
-важнейший фактор социализации человека, развития его личности; информирует о возникновении проблем в отношениях
негативные
- следствие неспособности участников конфликта разрешить вызвавшее его противоречие.
3.Проведение тестирования на уровень персональной конфликтности педагогов (Приложение № 1).
4.Рассмотрение способов поведения человека в конфликте. Формирование навыка перевода диалога в позитивное русло.
Знание способов поведения в конфликте и умение изменить свой способ поможет Вам избежать множество проблем: на работе, в общении с друзьями, в отношении с любимым человеком. Почти каждый человек в одних и тех же ситуациях реагирует абсолютно одинаково. И как всегда происходит это не осознано. Да, трудно изменить себя, но порой, это необходимо. Если Вы постоянно конфликтуете со своими близкими людьми, коллегами по работе, то не пора ли призадуматься и выбрать себе другой тип поведения, другую стратегию во время возникновения очередного конфликта? Возможно, Вам подойдёт наиболее «суровый»  или «мягкий» тип поведения. Прежде, чем это делать, сначала надо рассмотреть  стратегии поведения в конфликтной ситуации.
 Психолог К. Томас смог выделить все способы поведения в конфликтной ситуации и классифицировал их по двум критериям:
- Стремления человека отстаивать собственные интересы
-Стремления человека учитывать интересы другого человека
 На основании этих двух критериев, К. Томас смог выделить 5 способов поведения человека в конфликтной ситуации. Чтобы нам было наглядней представить это, мы каждую стратегию будем ассоциировать с образами животных. И так, вот эти стратегии:
Соревнование (конкуренция) – «акула»
Приспособление (улаживание) – «плюшевый мишка»
Избегание (усиление) – «черепаха»
Компромисс – «лиса».
Сотрудничество – «сова»
 Стоит сразу отметить, что каждая стратегия имеет свои плюсы и минусы. Всё зависит от конфликтной ситуации.
 1.Соревнование
 Соревнование – это такая позиция в конфликте, где человек стремиться добиться удовлетворения исключительно своих интересов нанеся при этом ущерб интересам другого. Человек, который занимает данную позицию, убеждён в том, что победителем может быть только один. Человек с данной стратегией будет настаивать на своём до конца, и интересы другого – будет воспринимать в «штыки».
 Плюсы данной стратегии:
 Такая стратегия поможет одержать вверх над интересами другого человека и позволит повысить свою самооценку и уверенность в себе.
Необходима тогда, когда лицо обличенное властью должна навести порядок для общего блага.
Минусы данной стратегии:
Данная стратегия неприемлема для длительных отношений.
Эта стратегия редко бывает долгосрочной, так как другая сторона может не поддержать решение и даже принять попытки саботировать его.
Тактика поведения «акулы»:
- постоянное давление на противника всеми возможными способами
- использует уловки и хитрости
- провоцирование противника на необдуманные действия
- нежелание слушать противника, так как полностью уверен в своей правоте
Качества личности:
- властность и авторитетность
-боязнь критики по отношению к своему стилю поведения
- инакомыслие
- игнорирование мнений и оценок в принятии решений других участников
2.Приспособление
Приспособление – это такая позиция человека при котором, участник конфликта готов всеми возможными способами пожертвовать своими интересами другой стороне, ради того чтобы избежать противостояния. Такую стратегию используют люди с низкой самооценкой, которые считают, что их интересы могут особо-то не приниматься во внимании.
Плюсы данной стратегии: 
если предмет спора не имеет важного значения, а значение имеет: сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то пойти на уступки и дать ему самоутвердиться, является весьма хорошим стилем поведения.
Данная стратегия – стратегия улаживания может быть разумным способом тогда, когда разногласия в конфликтной ситуации незначительны, и другая сторона не желает вступать в диалог.
Минусы данной стратегии:
если конфликт затрагивает важные вопросы, то данную стратегию вряд ли можно назвать продуктивной, так как уступивший будет испытывать злость, обиду, разочарование долгосрочных отношениях  это вызовет потерю взаимопонимания и доверии.
Но если конфликт задевает важные вопросы, то поведение «Плюшевого мишки» не приводит к разрешениям споров.
Тактика поведения «Плюшевого мишки»:
- постоянное соглашательство с требованиями противника
- лесть
- потакание противнику (не препятствовать)
- демонстрация не притязания на серьёзное сопротивление
Качества личности:
- желание всем угодить
- бесхребетность – отсутствие своего мнения в различных (чаще сложных) ситуациях
- легко манипулируем, идёт на поводу у других
 3. Избегание
Нередко люди стремятся избежать конфликтной ситуации и откладывают вопросы «на потом». В этом стиле поведении человек не отстаивает интересы ни свои, не другой стороны.
Плюсы данной стратегии: 
эта стратегия полезна тогда, когда предмет конфликта не имеет особого значения («Если Вы не можете договориться, какую программу по телевизору смотреть, Вы всегда можно заняться другим делом» - пишет американский психолог С. Кови).
Второй вариант приемлемости этой стратегии, когда стороны конфликтной ситуации не стремятся поддержать длительность отношений (не имеют таковой цели).
 
Минусы данной стратегии:
Данная стратегия –бездействие. Позиция такого поведения привлекательна для сочувствия и поддержки со стороны других участников, но если вопрос носит серьёзный характер, то «черепаха» не в состоянии, что-то изменить.
Стратегия «черепаха» приводит к тому, что причины и конфликт загоняются внутрь и остаётся там. Далее всё становиться сложнее. Неразрешимый конфликт опасен тем, что он остаётся в подсознании, нарастает и может вызывать некоторые болезни.
Тактика поведения «Черепахи»:
- отрицание серьёзности конфликтных вопросов
- отказ от вступления в диалогах
- избегание; - медлительный процесс принятия решений
Качества личности.
- застенчивость и робость
- неприязнь к критике – воспринимается как атака, даже если критика носит в себе положительный характер
- нерешительность в сложных ситуациях
 4. Компромисс
Компромисс – это неполное (частичное) удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
Плюсы данной стратегии: 
эта стратегия наиболее справедливая, так как учитываются интересы и той и другой стороны.
Компромисс – это оптимальный способ разрешения конфликтных ситуаций.
Минусы данной стратегии: компромисс рассматривается как промежуточный этап разрешения конфликтной ситуации, и ведётся поиск решений, при котором обе стороны могли бы полностью быть удовлетворены.
Отрицательная сторона стратегии заключается в том, что одна из сторон может увеличить «объём» претензии, чтобы потом показать своё великодушие.
Тактика поведения «Лисы»:
- использует лесть, обман
- любит торговаться
- ориентирована на равенство в дележе
Качества личности:
- осторожность в оценках, критике, мнениях, обвинениях (элементы высокой культуры)
- нежелание слушать людей с ярко-выраженными и открытыми мыслями
- ожидания красивых слов и мягких формулировок
 5.Сотрудничество
Это стратегия подразумевает в себе, чтобы все участники конфликта оказались в выигрышном положении. Они учитывают свои интересы и позиции, но и стремятся, чтобы и другая сторона оказалась удовлетворённой.
Плюсы данной стратегии:
Такой стиль поведения формирует в себе уважение, понимания, доверие, и в результате создаются прочные и долгосрочные отношения.
Этот подход является конструктивным, если формирование долгосрочных отношений - важно.
Минусы данной стратегии:
Но следует также отметить, что найти решение, которое смогло бы удовлетворить обе стороны иногда трудно, особенно тогда, когда одна из сторон отказывается от сотрудничества. Тогда процесс разрешения конфликтной ситуации может быть длительным.
Тактика поведения «Совы»:
- собирает всю необходимую информацию о конфликте, проблеме, противнике
- конфликт обсуждает открыто без всякой боязни
- принимает разумные и здравые решения другой стороны
Качества личности:
- принимает конкретные решения, а не обвиняет участника споров
- умело использует свои навыки для достижения целей
- критикует «по делу», а не обижает
-  имеет положительный настрой
5.Проведение тестирования на определение стратегии поведения в конфликтной ситуации (Приложение №2).
Теперь предлагаю вам пройти тест и узнать свой способ поведения в конфликтной ситуации.
6.Педагогический конфликт
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком)
Виды педагогических конфликтов:
Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.
Конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы.
Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Необходимо помнить, что одни и те же причины могут порождать разные конфликты.
Особенности педагогических конфликтов
(по М.М. Рыбаковой)
Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа –модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
Разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
Различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
Присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
Контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;
Приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
Не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
Стараться не выгонять ученика из класса;
По возможности не обращаться к администрации;
Не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности, давать оценку только его конкретным действиям;
Дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
Независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
Не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Типы педагогических конфликтов.
«ученик - ученик» 
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Может обозначиться конфликт трех-четырех человек с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности.
«учитель – родитель - ученик» 
Иногда случается так, что учитель и ученик не могут поладить друг с другом. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет. В большинстве подобных ситуаций можно легко разобраться. Но не стоит при этом пренебрегать интересами детей. Их вы должны учитывать в первую очередь! Как и в любой конфликтной ситуации, путь к решению проблемы пролегает через переговоры. Иногда, личностный конфликт учителя и ученика может так сильно сказаться на последнем, что вызовет у него состояние депрессии. А это совсем ни к чему. В таком юном возрасте организм и без того слаб и восприимчив ко всему окружающему.
«Учитель – учитель - администрация» 
Профессия педагога обязывает его каждый день вступать во взаимоотношения с разными группами людей: учениками, коллегами, администрацией. Общение сложное искусство, не всегда оппоненты им владеют, и тогда возникают конфликты.  Стремительные изменения, происходящие в сфере труда в последние время, порождают трудовые споры, нарушения прав и интересов работников, конфликты.
Причины педагогических конфликтов
(по С. Ю. Теминой)
1. Объективные причины педагогических конфликтов:
-Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.
-Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика
-Существенное ограничение степеней свободы (требования жёсткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.).
-Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).
-Зависимость ученика от учителя.
-Необходимость оценивания учащихся учителем.
-Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
-Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
-Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
-Социальная нестабильность и др.
2. К субъективным причинам относятся:
-Психологическая несовместимость учителя и ученика.
-Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность»
-Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.
-Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.
-Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.
-Недостаточная компетентность учителя.
-Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
-Чрезмерная загруженность учителя или ученика.
-Вынужденная бездеятельность ученика.
-Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.
-Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
Совместное решение конфликтных ситуаций (ситуации заранее педагоги написали на листах. После разбора ситуаций, педагогам даются советы по избежанию и конструктивному решению конфликтов).
Что следует помнить учителю.
Конструктивное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
Если ученик бросил вызов учителю, значит у него есть на это причина.
Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.
Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.
Конфликт легче предотвратить, чем разрешить! Правила педагогического общения
Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении
Правила грамотного преодоления конфликта: 
Поставьте себя на место конфликтующей стороны; 
Дайте участникам некоторое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию; 
Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал; 
Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами. Выводы: 
Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия; 
Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным; 
Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации; 
При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
Рефлексивный круг.
Список использованной литературы.
Бернс,Д. Ругаться нельзя мириться: Как научиться предотвращать и разруливать конфликты.- М.: Эксмо,2010.
Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии.- СПб.: Питер, 2003.
Журавлёв, В.И. Основы педагогической конфликтологии.-М., Российское педагогическое агентство, 1995.
Стюхина, Г. А.Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения.- М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2011.
Приложение №1.
Тест «Насколько вы конфликтны?»
Инструкция: Вам предлагается ответить на 7 вопросов. Каждый вопрос имеет три варианта ответов. Выберите тот, который больше всего вам подходит. Вопросы: 1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы: а) избегаете вмешиваться; б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав; в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения. 2. На собрании (совещании и т.п.) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки? а) нет; б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему; в) всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает. 3. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями? а) только если они не обидчивы и эти споры не портят ваших отношений; б) да, но только по принципиальным, важным вопросам; в) вы спорите со всеми и по любому поводу. 4. Дома на обед вам подали недосоленное блюдо. Ваши действия: а) не замечаете такой пустяк; б) молча возьмете солонку; в) не удержитесь от замечания и, может быть, демонстративно откажитесь от еды. 5. На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция: а) с возмущением посмотрите на обидчика; б) сухо сделаете замечание; в) выскажитесь, не стесняясь в выражениях. 6. Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы: а) промолчите; б) ограничитесь кратким тактичным комментарием; в) устроите скандал из-за пустой траты денег. 7. Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это? а) постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать; б) не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещаете взять реванш; в) билет без выигрыша надолго испортит настроение. Обработка результатовКаждый ответ «а» оцените в 4 балла, «б» – в 2 балла, «в» – 0 баллов. Подсчитайте сумму баллов по всем вопросам. Интерперетация результатов
Если вы набрали: От 20 до 28 баллов – вы тактичны, не любите конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих. От 10 до 18 баллов – о вас говорят, что вы – конфликтная личность, но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на вашем положении, при этом не выходите за рамки корректности. За все это вас уважают. 8 и менее баллов – вы ищете повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы стремитесь навязывать свое мнение, даже если не уверены, что правы.
Приложение №2. 
Тест «Мой способ поведения в конфликте»
Для этого внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По пятибалльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использованию в своем обычном поведении: 5 баллов — типично для поведения, 4 — часто, 3 — иногда, 2 — редко, 1 — совсем нетипично,  0 — не понял смысла пословицы. Результат занесите в бланк.  
Полученные  оценки суммируйте по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения.
Список пословиц
 1  Худой мир лучше доброй ссоры.
 2  Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
 3  Мягко стелет, да жестко спать.
 4  Рука руку моет.
 5  Один ум хорошо, а два — лучше.
 6  Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
 7  Кто сильнее, тот и правее.
 8  Не подмажешь — не поедешь.
 9  С паршивой овцы — хоть шерсти клок.
10  Правда — то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
11  Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.
12  Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13  Убивай врагов своих добротой.
14  Честная сделка не вызывает ссоры.
15  Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16  Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
17  Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18  Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
19  Ты мне — я тебе.
20  Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
21  Кто спорит — гроша не стоит.
22  Кто не отступает, тот обращает в бегство.
23  Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый — ни одной.
24 Кто дарит, друзей наживает.
25 Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
26 Лучший способ решать конфликты —  избегать их.
27 Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28 Кротость торжествует над гневом.
29 Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
30 Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
31 На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
32 В этом мире есть две породы людей: победители  и побежденные.
33 Если в тебя швырнули камень — брось в ответ кусок ваты.
34 Взаимные уступки прекрасно решают дела.
35 Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.
Бланк для ответов
Номер пословицы 1 2 3 4 5
Оценка в баллах
Номер пословицы 6 7 8 9 10
Оценка в баллах
Номер пословицы 11 12 13 14 15
Оценка в баллах Номер пословицы 16 17 18 19 20
Оценка в баллах Номер пословицы 21 22 23 24 25
Оценка в баллах Номер пословицы 26 27 28 29 30
Оценка в баллах Номер пословицы 31 32 33 34 35
Оценка в баллах Сумма баллов Тип I II III IV V
Интерпретация значений
По мнению Э.Фромма, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижения своих личных целей — материальных, духовных, престижных  и т.д. и создания хороших взаимоотношений с другими людьми.
Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию.
Тип I «Черепаха» — уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).
Тип II «Акула» — силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).
Тип III «Медвежонок» — сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).
Тип IV «Лиса» — стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).
Тип V «Сова» — мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество).
В случае, если сумма баллов равна по нескольким типам, можно говорить об использовании нескольких стратегий взаимодействия с людьми.