Час общения Учимся толерантности
Час общения "Учимся толерантности"
Цель: Формирование представления о толерантном отношении к одноклассникам, воспитание развития коммуникативной компетенции.
Задачи:
1.Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;
2.Углубить понимание его значения;
3.Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.
4.Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.
Оборудование: компьютер, проектор
1.Вступительное слово Здравствуйте, дети. Мы с вами живем в современном цивилизованном мире, в информационном обществе, которое достигло высокого уровня развития, которое имеет хорошо развитую науку и технику, пользуется передовыми технологиями. Но можем ли мы сказать, что все в порядке у нас с нравственностью? Можем ли мы считать мир, в котором живем, добрым, гуманным, нравственным? (Ответы детей)
К большому сожалению, нет. Часто в нашей жизни солнечный свет взаимопониманий заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.
Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
2.Сообщение темы и цели.
Тема классного часа так и звучит «Толерантность».
На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
3. История понятия толерантность.
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.
4. Этимология понятия “толерантность.
Обратимся к этимологии понятия “толерантность”.
В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;
Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.
- Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы детей)
- А что же объединяет эти определения?
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Слово учителя. Как правило, конфликт возникает в результате неуважения, от неумения общаться. Жизнь устроена таким образом, что иногда никак не удается избежать конфликтов. Но главное не конфликт, а умение выйти из него.
5.Упражнение «Привет, индивидуальность».
Ведь мы с вами такие разные
- А какие мы сами?
- Чем мы отличаемся друг от друга?
-Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Выполним упражнение «Привет, индивидуальность».
-Каждому из вас было предложено дома написать о каких-то трех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.)
-Предупреждаю, что записи зачитаю вслух, а вы должны отгадывать, кто автор утверждений.
Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.
Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно.
Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать особенности партнера.
6.Теперь давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
7.Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.
- Обратимся к надписи: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! Слово - цените”, закрыто. Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а
Все варианты произносятся и проецируются на компьютере.
- Невозможно нравится всем; невозможно любить всех; невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
8. Ситуация
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти - И как это происходит в нашем классе?
- Можно ли в нашем классе из конфликтной ситуации выходить с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство, не унизив другого и не привлекая родителей? (ответы детей)
Юля, выходя из класса, нечаянно зацепила пенал Олеси и уронила его на пол. Олеся рассердилась и специально скинула с парты Юли всё, что там лежало. В результате они начали друг друга, потом чуть не подрались
А что бы вы посоветовали девочкам, как лучше и правильней стоило поступить в данной ситуации обеим? ( ответы детей).
9.Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте попробуем составить правила толерантного общения.
(Предложения ребят)
10. Правила толерантного общения:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Прощай
Уважай права другого
Уважай человеческое достоинство
Принимай другого таким, каков он есть
Сострадай
Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться.
- Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый шаг в этом направлении.
11. «Первый шаг в воспитании толерантности»
Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.
12. Заключение.
Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии как в школьном коллективе, так и в обществе.
.
15