Основы экологии Живая и неживая природа


Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: Познание
Раздел: Основы экологии
Тема: «Живая и неживая природа».
Цель: учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; объекты живой природы от объектов неживой природы; формировать представления о неразрывной связи человека и природы; развивать речь, мышление, интерес к явлениям природы; воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: понятия «живая» и «неживая» природа.
Оборудование: камень,ваза, ложка,цветок,предметы мебели,вода в стакане, и т.д, д/и «Что в мешочке».
Билингвальный компонент: вода- су , камень- тас, природа - табиғат .
Этапы деятельности Действия педагога Действия детей
Мотивационно-побудительный
Проводит д/игру «Что в мешочке?». Проявляют интерес к содержимому мешочка, достают предметы, рассказывают, что о них знают (как называются, из чего сделаны, для чего нужны).
Организационно-поисковый
Читает стихотворение Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом».
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Беседует по содержанию.
Объясняет понятия «живая» и «неживая» природа.
Поясняет, что предметы, сделанные руками человека не отосятся к «живой» природе.
Физкультминутка. «Ветер»
-А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)
-Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.
-Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
Слепой котенок—маленький котенок—подрастающий котенок—большая кошка.
-Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)
 Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
-А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки)
  Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.
-Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)
  Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
Организует д/игру «Живая, неживая природа»
Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.) Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы по содержанию, приводят примеры.
Запоминают значение новых слов,объясняют, почему тот или иной предмет относится к «живой» или «неживой» природе.
Выполняют действия под слова.
Рассматривают дидактические картинки и называют объекты живой и неживой природы, изображенные на них.
У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом—живая природа, с другой стороны красная цветом—не живая природа.. дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:
-Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)
 -Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.)
Рефлексивно-коррегирующий
Предлагает детям сделать выводы, дополняет ответы.
Читает стихотворение В. Орлова «Дом под крышей голубой.» (приложение 1)
Благодарит детей за работу. Делают выводы об объектах природы, о связи человека с природой и бережном отношении к ней.
Слушают стихотворение.
Делятся впечатлениями.
Ожидаемый результат:
Знать:
. понятия «живая» и «неживая» природа;
Иметь:
. представления об отличиях объектов живой и неживой природы от предметов
сделанных руками человека.О взаимосвязи объектов живой и неживой природы,
значении их в жизни человека;
Уметь:
. классифицировать объекты живой и неживой природы, называть признаки
отличия, отвечать на вопросы.