Конспект урока по окружающему миру во втором классе по теме «В гости к зиме. Неживая природа зимой».


Конспект урока по окружающему миру во втором классе по теме «В гости к зиме. Неживая природа зимой».
Тип урока - Урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая цель урока:
- формировать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; - развивать речь, логические операции, способности обучающихся; - помочь увидеть красоту зимней природы.
Задачи:
Предметные: обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями в неживой природе.
Метапредметные: ·познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать ; искать и выделять необходимую информацию;·коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;·  регулятивные: учить в сотрудничестве с учителем; ставить новую учебную задачу; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
· личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно- поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. В 2-х частях. Изд-во Просвещение, 2011. (УМК Школа России)
Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов; Рос. Акад. наук. Ин-т русского яз. им. В.Б.Виноградова.-4-е изд., доп.-М.: Азбуковник, 1997.
Видеоролик , компьютерная презентация (3 слайда)
Раздаточный материал
Сборник « Формирование информационных умений младших школьников». Санкт – Петербург 2011 г.
Планируемые результаты
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с зимними явлениями в неживой природе.
Метапредметные:
познавательные: ученик получит возможность строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение.
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
3. Краткое описание хода урока.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Организационный момент
Организация и проверка рабочего места, создание положительного эмоционального настроя учащихся
Что мы будем делать с вами,Чтоб природе стать друзьями?Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать,Будем вместе развивать качество- внимательность,А поможет всё узнать,Наша любознательность. Проверка готовности рабочего места к уроку.
Учащиеся высказывают пожелания своему соседу.
Кроме обычных учебных принадлежностей на уроке учащимся понадобится раздаточный материал в виде конвертов с карточкой.
Этап мотивации, целеполагания и актуализации знаний.
Организация фронтальной работы.
-Давайте перенесемся в сказку
(Учитель читает сказку)
-Как вы думаете, какая колдунья появилась? Злая ли она?
-Как по-другому называют зиму поэты? Вспомните и прочитайте стихотворения о зиме?
-Поднимите руку, кто любит зиму? Почему?
-Сегодня мы отправляемся в гости к зиме.
-Посмотрите на кластер, изображенный на слайде.
-Какое слово надо написать по центру в кружочек? Почему? Что значит природные явления?
-Найдите определение в толковом словаре. На какие две группы можно разделить природные явления?
-Что такое явления природы? Определите тему урока.
-Так о чем у нас будет речь на уроке? Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи, лето радовало людей теплым солнцем. Осенью лили дожди. Но вдруг, появилась злая колдунья и исчезли дожди и ветры, грозы и туманы.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывают свою точку зрения, соглашаются или не соглашаются с мнением одноклассников. Учитель подводит к выводу, что в природе прекрасно все.
Ученики читают стихи.
Опираясь на свой собственный опыт, учащиеся высказывают свои знания.
Учащиеся размышляют и предлагают свои варианты ответов.
Два учащихся находят определение, используя источник информации (толковый словарь).
Ученики отвечают на поставленный вопрос.
Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия. Учитель использует мультимедийный
комплекс, для показа презентации.
Открывается слайд №1 презентации с изображением схемы кластера.
Работа по теме урока
Создание проблемной ситуации.
-Для чего нам необходимы нам знания о явлениях в живой и неживой природе?
-Кто считает, что это нам знать необязательно поднимите руку.
-Когда и при каких жизненных ситуациях они нам понадобятся? Мнения разделились. В конце урока постарайтесь отстоять свою точку зрения. Физминутка.
-Посмотрите на следующий слайд презентации.
(Слайд №2)
- Прочитайте его. На слайде №2 текст стихотворения Валентина Берестовая «Зима».
- По какому признаку вы догадались, о каких словах идет речь?
-Можно ли эти слова отнести в группу явлений неживой природы?
-Какие зимние явления в неживой природе вы еще знаете?
-В первом классе, мы говорили о том, как образуется снег?
-Зачем нужен снег? Вспомните и расскажите об этом.
-Как образуется лед? Как появляются сосульки?
- Какие еще зимние явления вам известны?
-Как вы понимаете слова: изморозь, оттепель, снегопад, гололедица? (Учитель дополняет ответы учеников).
-Учитель задает наводящие вопросы по теме урока.
-Как меняется температура?
-Как меняется продолжительность дня?
-Как выглядит небо?
-Что происходит с землей, с водоемами?
-Какие осадки выпадают зимой? Как образуется иней?
-А теперь, давайте посмотрим видеоролик, который поможет нам составить окончательно наш кластер и подскажет обоснование решения проблемных вопросов. Учащиеся учатся устно рассуждать над поставленными вопросами и принимать собственное решение.
Ученики поднимают руки.
Ученики выполняют упражнения за учителем.
Учащиеся выполняют задание.
Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации.
Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Учащиеся размышляют и предлагают свои варианты ответов.
Учащиеся доказывают свое решение, дают обоснование,
Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников.
Опираясь на свой собственный опыт, учащиеся высказывают свои знания.
На основе ранее полученных знаний, учащиеся отвечают по теме вопроса. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, анализируют.
Учащиеся учатся выслушивать одноклассников, дополняют ответы. Учащиеся учатся формулировать выводы на основе полученной информации.
Учащиеся внимательно смотрят видеоролик. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Организация работы в парах.
-Вспомните правила работы в парах.
- На всех столах лежат конвертики с карточками. Заполните окончательно эту карточку. Мы составили с вами кластер.
-Давайте проверим, что у нас получилось.
Проверка.
-Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.
- Для чего нам необходимы знания о явлениях в живой и неживой природе? Когда и при каких жизненных ситуациях они нам понадобятся? Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания. Учатся договариваться и взаимодействовать между собой. Учащиеся выполняют работу в парах.
Учащиеся рассуждают, высказывают свои предположения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют.
Учащиеся высказывают и отстаивают свое мнение.
Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников.
Учащиеся рассуждают, устанавливают причино-следственные связи.
Открывается слайд №3презентации.
Итог урока. Рефлексия.
Организация фронтальной работы
-Подведем итог нашему разговору.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?
-Как зимой нужно укреплять здоровье?
-У кого возникли трудности при прохождении темы?
Домашнее задание:
Задание по вариантам
Составить синквейны со словами:
1в.-снег
2в.-метель
3в.-гололедица
По желанию:
Подготовить небольшое сообщение о зимнем «Солнцевороте и солнцестоянии». Ученики дают оценку своей учебной деятельности.
Учащиеся формулируют ответы на вопросы, устанавливают причино-следственные связи.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.