Урок окружающего мира в 1 классе на тему Живая природа. Животные
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:
«Живая природа. Животные».
Цель: ознакомление детей с животными как части живой природы.
Задачи: * ознакомить детей с отличительными признаками каждого класса
животных, познакомить с некоторыми видами животных;
отрабатывать умение работать в группе;
* воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
воспитание терпения и товарищества;
* развитие кругозора детей, познавательного интереса к предмету;
развитие умения выделять главное и существенное в учебном материале.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
содействовать воспитанию моральных норм взаимодействия с природой;
Регулятивные:
умение определять цель и задачу на уроке; планировать её реализацию в сотрудничестве с учителем;
умение определять успешность своего задания, вносить соответствующие коррективы в его выполнение;
Коммуникативных:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться при работе в группе;
Познавательных:
учить осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, статей, жизненный опыт, наблюдение объектов коллекции, фотографий, видеоматериалов;
умение фиксировать результаты наблюдений в таблице;
проводить сравнение, классификацию, анализ объектов по заданным критериям;
План урока
I. Организационный момент
У. – Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
У. - Давайте с хорошим настроением продолжим урок.
II ЭТАП: Подготовка к основному этапу
-Ребята, посмотрите на картину. Что вы видите?
(Дети называют: дерево, солнце, облако, речка, кустики, рогоз (камыш), камни, цветы, муравейник. Учитель выставляет на доске карточки с изображениями этих объектов.)
-Как сказать одним словом что изображено на картине?
(Природа)
-Что мы выяснили с вами о природе?
(Природа бывает живая и неживая)
-Какое задание вы можете предложить для работы с этими картинками?
(Картинки можно разделить на две группы)
-На какие две группы?
(На объекты живой и объекты неживой природы)
-Давайте выполним это задание.
( Работа в парах. У доски двое детей. Они выполняют это задание.)
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-По каким признакам вы определяли объекты живой природы?
(Дети называют, и признаки появляются на экране по щелчку мыши по зеленым кнопкам:
-рождение
-дыхание
-питание
-движение
-рост
-старение
-умирание)
-Молодцы, хорошо справились с этим заданием.
III.Основной этап.
1.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, а теперь еще раз внимательно посмотрите на нашу картину. Чтобы вы хотели добавить, дорисовать в ней?
(Нам надо поселить на эту картину животных.)
-Так чем же мы сегодня будем заниматься?
(Мы будем изучать жизнь животных. )
-Что мы можем узнать о животных?
(Узнаем, где они живут, как они выглядят, чем питаются.)
Учитель подводит итог:
-Да, ребята, работая по данной теме, мы сегодня выясним:
Где обитают животные.
Как выглядят животные.
Чем питаются животные.
К какой группе природы относятся животные.
2.Работа над проектом.
1)Подготовительная работа. Задания группам.
Учитель делит картину на 4 части.
-Почему я разделила картину на такие части?
(Вы выделили речку, лес, воздух. Одни животные должны жить в лесу, другие – в реке, третьи – в воздухе)
-Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять?
(Если дети не скажут сами, учитель предлагает им:
-Дети, можно тогда я вам предложу задание?)
-Мы будем выбирать животных и селить их в свою часть картины.
-Какая группа хочет поработать с верхней частью нашей картины, с воздухом? С нижней частью, с рекой? С лесом? С подземной частью картины?
-Ребята, вы сейчас поработаете как настоящие ученые. Каждой группе я дала одну часть нашей картины. Вы должны заселить свою часть картины соответствующими животными. Вот вам конверт с картинками. Клеящий карандаш у вас на столе. Вы не должны торопиться. Сразу отберите тех животных, которые вам нужны. Затем наметьте, куда вы их поселите, и только потом приклеивайте картинки. Работать вы будете в группах. Не забывайте, работать вы должны дружно, советуйтесь друг с другом. Когда закончите работу, каждая группа должна отчитаться о своей работе. Для этого вам необходимо составить рассказ о выбранных животных. От каждой группы будет выступать один человек, вы его сами выберете. Но готовить рассказ вы будете вместе.
2)Работа над проектом по группам.
(Во время работы групп над проектом учитель консультирует учащихся)
3)Защита проектов.
1.Выступление 1-ой группы.
Птица летает, потому что у неё есть крылья. Тело птицы покрыто перьями. У птицы две ноги, есть клюв, но нет зубов. Пищу она не жуёт, а заглатывает целиком. Птицы откладывают яйца и высиживают птенцов. Некоторые птицы питаются насекомыми. Поэтому насекомые живут вместе с птицами.
У них есть крылья, усики, три пары ног.
2.Выступление 2-ой группы.
В реку мы поселили рыб. Рыба живёт в воде. У неё есть плавники. Они помогают ей передвигаться. Дышит рыба жабрами. Кожа покрыта чешуёй. Питается рыба водорослями. Есть рыбы – хищники. Они питаются мелкой рыбой. Сюда же мы посадили лягушку. Часть жизни она проводит на земле, а часть в воде. Любимая пища – насекомые. Поэтому здесь у нас оказались и насекомые – стрекозы и мошки.
Учитель: Еще в водоемах живут моллюски. Среди моллюсков осьминоги, кальмары, водные и наземные улитки и многие другие.
3.Выступление 3-ей группы.
Мы поселили ящерицу. Она быстро бегает и резко меняет направление. При нападении многие ящерицы отбрасывают хвост и убегают, позже у них отрастает новый хвост. Тело ящерицы покрыто мелкими чешуйками. Сюда же мы поселили змею. Змеи могут жить на земле и в воде. Здесь же оказались муравьи. Потому что все эти животные роют норки под землёй.
4.Выступление 4-ой группы.
Мы взяли зверей. Тело их покрыто шерстью. Они рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. У зверей прекрасное зрение, тонкий слух, хорошее чутьё.
Учитель: Животных, у которых рождаются живые детёныши, и они их выкармливают молоком, называют млекопитающими.
4)Обобщение. Подведение итогов работы над проектом.
-Нравится ли вам теперь наша картина?
-Скажите, для чего нам нужна эта картина? Для чего мы выполняли эту работу? Где она может нам пригодиться?
Молодцы! Вы не просто поселили животных там, где им удобно, но и распределили их так, как настоящие ученые, которые изучают животных. Их называют зоологами, а науку о животных соответственно зоологией. Так что вас можно назвать юными зоологами и я вас с этим поздравляю!
3.Работа по учебнику.
Группы животных.
-Теперь посмотрите в учебник (с. 21)
-Посмотрите, какие группы животных выделяют ученые.
-Какие группы животных мы сегодня с вами не называли?
4.Подведение итогов.
-В начале урока мы с вами распределяли объекты природы на живую и неживую природу. Теперь скажите, к какой группе природы мы можем отнести животных? Докажите.
(Животные рождаются, питаются)
5.Животные Югры.
-Ребята, посмотрите на картину и скажите, какие животные живут в нашем крае?
(Медведь, заяц, белка, лось, сова, ). На плакате под изображением этих животных ставим красный магнит.
6. Охрана животных. Экологические правила.
- Человек - часть живой природы, как и животные. Природа - наш общий дом. А дом, как известно нужно беречь.
-Ребята, вы на уроке изобразительного искусства изготовили запрещающие знаки, как нельзя вести себя в лесу, как нельзя обижать животных. Предлагаю вам назвать эти правила и повесить свой знак на наш плакат.
Правила не только нужно знать, но и нужно соблюдать.
- Давайте же дружить со всеми членами нашей природной семьи!
V. Рефлексия.
- Нам пора возвращаться из этого удивительного мира - царства животных, части живой природы. Он очень богат и разнообразен.
- Что вам больше всего запомнилось?
- Чему вы удивились на уроке?
Всем спасибо за работу. Вы хорошо и дружно работали. Желаю вам успехов. Урок окончен.
15