Рабочая программа для учащихся 5 класса: Природа. Живая и неживая


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Софьинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Софьинской СОШ
____________ И.А. Волхонская
«_______» ______________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по природоведению
« Природа. Неживая и живая»
для 5 класса
( базовый уровень)
Составитель учитель биологии и экологии
Лебедева Л.Л.
2014 – 2015 учебный год
 
 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства Образования России от 5 марта 2004 года № 1089, примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по природоведению авторов: В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой (2009 год), учебник: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природа. Неживая и живая, М.: Дрофа, 2009.
Программа В.В. Пасечника и созданные на ее основе учебники соблюдают строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение курса природоведения
в 5 классе выделено 68 часов (62ч + 6ч резервное время), 2 часа в неделю.  Преподавание осуществляется с использованием учебника «Природа неживая и живая», авторы В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Курс природоведения в 5 классе продолжает курс «Окружающего мира» начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6–9 классах. Учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют свои знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Отбор содержания образования проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса природоведения составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы и ее многообразие.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии.
Цель программы обучения: обеспечить освоение знаний о многообразии объектов и явлений
природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на решение задач:
1) овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
2) развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
3) воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
4) применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам
стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.
Изменения в программе:
Программа предусматривает следующее распределение часов на изучение содержания
данного курса: 62ч + 6ч резервное время. Для реализации поставленных целей и задач в данной рабочей программе часы резервного времени использованы для изучения наиболее
трудных для пятиклассников тем: «Вселенная» 5ч + 3ч, «Горные породы» 3ч + 2ч, «Воздух»
6ч + 2ч , «Почва» 4ч + 1ч, «Растения» 7ч + 1ч, «Человек. Его здоровье и безопасность жизни»
3ч + 1ч, «Природа едина» 2ч + 1ч.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. В курсе природоведения 5 класса предусмотрено проведение 13 лабораторных работ, 2 практических работ, 3 экскурсий.
Урок является основной формой организации образовательного процесса. Традиционные технологии ориентированы на формирование знаний, умений оперировать ими. Инновационные подходы (деятельностные, личностно-ориентированные) – направлены в большей степени на формирование интеллектуальных практических умений, необходимых в течение всей жизни. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием лабораторного и технического оборудования кабинета биологии.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:
тестовый контроль и письменные проверочные работы.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
4. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы организации работы учащихся: 1) индивидуальная; 2) коллективная: фронтальная,
парная, групповая.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; рефлексия.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения природоведения обучающийся должен:
Знать/понимать
1) отличия живой природы от неживой; 2) строение, свойства тел неживой и живой природы;
3) явления неживой и живой природы; 4) образование ветра, осадков; состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы; 5) состав воды, её свойства и значение для живых тел природы; 6)  основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование человеком; 7) состав и свойства почвы; 8) многообразие растений и животных, условия их жизни, использование человеком; 9) место и роль человека в природе; 10) меры по охране неживой и живой природы; 11) многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы; 12) основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения. уметь
1) узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель;
2) приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
3) указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
4) находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
5) описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
6) сравнивать природные объекты не менее чем по 3—4 признакам;
7) описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
8) использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
9) находить значение указанных терминов в справочной литературе;
10) кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
11) использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях/(на 2 - 3 минуты);
12) пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
13) следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
1) определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
2) измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
3) определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
4) составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
5) оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование
разделов и тем Кол-во часов В том числе:
лабораторных
работ практических
работ экскурсий
Введение 2 - - 1
Глава 1. Вселенная 8 2 1 -
Глава 2. Строение и свойства вещества 11 1 - -
Глава 3. Воздух 6 - 1 -
Глава 4. Вода 3 - - -
Глава 5. Горные породы 5 2 - 1
Глава 6. Почва 5 - - -
Глава 7. Организмы 5 - - 1
Глава 8. Растения – посредники между небом и землей 8 2 - -
Глава 9. Грибы 2 1 - -
Глава 10. Животные – братья наши меньшие 6 1 - -
Глава11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни 4 4 - -
Глава12. Природа едина 3 - - -
Итого: 68 13 2 3
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение - 2 ч. Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа. Для чего изучают природу. Экскурсия № 1. Природа неживая и живая.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- выяснить отличительные признаки тел неживой и живой природы;
- узнать об основных методах изучения природы.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: 1) приводить примеры тел неживой и живой природы; 2) находить тела неживой и живой природы в окружающей среде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
1. Вселенная - 8 ч.
Вселенная. Звёзды на небе, размеры звёзд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звёзд, их яркость и движение.
Солнце – раскалённое небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса. Лабораторные работы:
№ 1. Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.
№ 2. Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.
Практические работы. № 1. Ориентирование на местности с помощью компаса.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) изучить первоначальные понятия о строении вселенной; 2) сформировать знания об оболочках Земли; 3) познакомиться со строением солнечной системы.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: 1) работать с глобусом и картой; находить экватор, ось Земли, стороны света; 2) объяснять причины смены времен года и суток.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности с помощью компаса, по солнцу, звездам, по местным признакам.
2. Строение и свойства вещества - 11 ч. Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твёрдых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические и химические явления, химические реакции.Температура тела.
Лабораторные работы. № 3. Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел. Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) изучить строение веществ; 2) познакомиться с физическими и химическими явлениями;
уметь: 1) объяснять причины физических и химических явлений; 2) отличать простые и сложные вещества; вещества неорганические и органические; 3) объяснять значение кислорода в жизни живых организмов.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экономного и бережного расходования всех видов топлива, воды, воздуха; защиты предметов быта от коррозии, окисления; правильного обращения с огнем.
3. Воздух (6 ч). Состав воздуха. Физические свойства воздуха (бесцветность, прозрачность, объём, упругость, теплопроводность, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Барометры. Химические свойства воздуха. Горение. Дыхание. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.
Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера), теплопроводности воздуха, расширения воздуха при нагревании и сжатия при охлаждении.
Наблюдения: систематические фенологические и ежедневные за погодой.
Практические работы. № 2. Описание погоды за месяц и сезон.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) познакомиться с составом воздуха; 2) узнать об изменении плотности воздуха с высотой, об атмосферном давлении; 3) сформировать знания о причинах образования ветра, типах облаков.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: 1) объяснять свойства воздуха; 2) определять виды осадков и погоду по приметам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для охраны воздуха и предсказания погоды по приметам.
4. Вода - 3 ч. Три состояния воды. Состав воды. Физические свойства воды. Температура плавления льда и кипения воды. Изменение объёма воды при нагревании.
Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Демонстрация температуры кипения воды и плавления льда.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) изучить свойства воды; 2) сформировать понятие о растворах и взвесях; 3) выяснить работу воды в природе, значение воды.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: 1) определять свойства воды по внешним признакам, объяснять свойства воды; 2) определять агрегатное состояние воды, объяснять свойства воды для живых организмов при температуре 4 0 С; 3) проводить механическую очистку воды;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для охраны воды и источников пресной воды; экономного использования воды в быту и хозяйстве.
5. Горные породы - 5 ч.
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.
Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторные работы. № 4. Определение свойств минералов и горных пород.
№ 5. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
Экскурсия № 2. Изучение работы текущих вод и ветра.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) выяснить внутреннее строение Земли; 2) изучить горные породы и минералы; 3) познакомиться со свойствами рудных и нерудных полезных ископаемых; 4) сформировать понятие о разрушительной и созидательной работе воды и ветра.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь:
- объяснять причины разрушения горных пород, роль ветра, солнца, воды в природе, определять полезные ископаемые нашей местности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для охраны и рационального использования полезных ископаемых.
6. Почва - 5 ч. Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Разнообразие почв. Эрозия почв, её виды. Охрана почв.
Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности, почв с разной структурой.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) выяснить процесс образования почвы; 2) изучить типы почв; 3) сформировать представление об эрозии почвы.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь:
- определять структурную почву, бесструктурную почву; горизонты почв;
- проводить мероприятия по защите почв от воздействия воды и ветра;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для защиты почвы от эрозии; использования приемов экологически чистого земледелия и ухода за почвой с целью сохранения её свойств и улучшения плодородия.
7. Организмы - 5 ч. Организм. Свойства живых организмов. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.
Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.
Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Экскурсия № 3. Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям внешней среды.
Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) выяснить свойства живых организмов; 2) сформировать представление о средах обитания, факторах неживой и живой природы; 3) изучить строение увеличительных приборов, строение клетки.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: 1) соотносить свойства организмов с их функциями; 2) выделять примеры приспособленности к среде обитания; 3) различать клетки растений и животных, систематизировать и классифицировать организмы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для охраны окружающей среды и организации наблюдений за растениями и животными.
8. Растения – посредники между небом и землей - 8 ч.
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.
Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Охрана растений, растения Красной книги.
Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Лабораторная работа № 6. Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах.
Лабораторная работа № 7. Определение названия растений.
Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) познакомиться с общими признаками растений; 2) изучить органы цветкового растения, их функции; 3) сформировать представление о многообразии дикорастущих растений, местах их обитания; 4) познакомиться с многообразием культурных растений.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: 1) классифицировать растения, определять органы растений; 2) объяснять значение растений для жизни на Земле, для дыхания и питания всего живого; 3) определять растения Красной книги;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за культурными растениями; размножения растений; создания благоприятной и благотворной среды для жизнедеятельности при помощи комнатных растений и охраны растений.
9. Грибы - 2 ч.
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.
Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Лабораторная работа № 8. Узнавание съедобных и ядовитых грибов.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) получить представление о грибах одноклеточных и многоклеточных, питании грибов, значении грибов; 2) изучить строение шляпочных грибов; 3) узнать о грибах - двойниках, съедобных и ядовитых грибах.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: различать съедобные и ядовитые грибы и объяснять их роль в природе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сбора грибов в лесу; сохранения своего здоровья и охраны природы.
10. Животные – братья наши меньшие - 6 ч.
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие животные и условия их жизни. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги. Охрана диких животных.
Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдения за животными в природе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке.
Лабораторная работа № 9. Узнавание животных своей местности.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) познакомиться с многообразием животных по способу питания; 2) изучить условия жизни и многообразие диких животных; 3) сформировать представление о животных одноклеточных и многоклеточных; позвоночных и беспозвоночных; средах обитания диких животных; 4) узнать о значении животных в природе и для человека; 5) познакомиться с сельскохозяйственными животными.Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: классифицировать, определять животных нашей местности и выделять признаки приспособленности их к среде обитания;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для охраны животных, занесенных в Красную книгу и ухода за домашними животными.
11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни - 4 ч
Человек и окружающая среда. Как беречь свое здоровье и жизнь.
Вредные привычки и их предупреждение.
Лабораторные работы
№ 10. Определение показателей развития своего организма.
№ 11. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах.
№ 12. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок.
№ 13. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) получить представление об органах и системах органов человека; 2) узнать о показателях нормального развития организма учащихся; 3) сформировать знания о том, как сберечь свое здоровье; 4) расширить знания о вреде вредных привычек.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: определять показатели развития своего организма; оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах, капиллярном и венозном кровотечении.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения своего здоровья, оказания первой помощи пострадавшему.
12. Природа едина - 3 ч
Связи живой и неживой природы. Правила поведения в природе.
Природа – наш друг. Охрана природы.
Демонстрация таблиц с изображением различных растений и животных; презентации на экологические и природоохранные темы.
Летние задания
Наблюдения за растениями в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опытов и наблюдений.
Изучение программного материала дает возможность учащимся: 1) углубить и обобщить знания о связях неживой и живой природы; 2) узнать о пищевых цепях и пищевых сетях; 3) сформировать знания о том, что природа – это единое целое.
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
уметь: составлять схемы пищевых цепей; формулировать правила взаимоотношений природы и человека.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для охраны природы родного края.
Календарно – тематическое планирование
по природоведению в 5 классе
(68 часов, 2 часа в неделю)

п/п Тема урока Кол-во
часов Тип урока Хар-ка
основных видов деят-ти уч-ся Дата
по плану Дата
факт-яВведение - Живая и неживая природа. Человек и природа.2ч.
1 Природа. 1 2 Экскурсия №1 «Как изучают природу» 1 Глава 1. Вселенная - 8 ч.
3 Звезды на небе. 1 4 История развития астрономии. Л.Р.  № 1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария» 1 5 Земля – наш дом. Л.Р. №2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий» 1 6 Оболочки Земли. 1 7 Луна – естественный спутник Земли. 1 8 Солнце. Солнечная система. 1 9 Практическая работа № 1 «Определение сторон горизонта по звездам» 1 10 Контрольно-обобщающий урок: «Вселенная» 1 Глава 2. Строение и свойства вещества - 11ч.
11 Тела и вещества. 1 12 Свойства твердых тел, жидкостей и газов. 1 13 Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Л.Р. №3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел». 1 14 Вещества и смеси. 1 15 Молекулы. Атомы. Элементы 1 16 Движение частиц вещества. 1 17 Взаимодействие частиц. 1 18 Разнообразие веществ. 1 19 Явления природы. Физические явления. 1 20 Химические явления. Горение. Окисление. 1 21 Контрольно-обобщающий урок: «Строение и свойства вещества». 1 Глава 3. Воздух – 6 ч.
22 Воздух – смесь газов. 1 23 Свойства воздуха. 1 24 Вес воздуха и атмосферное давление. 1 25 Изменение давления воздуха с высотой. 1 26 Погода и её предсказание. Охрана воздуха.
П.Р. № 2 «Описание погоды за месяц и сезон». 1 27 Обобщающий урок: «Воздух». 1 Глава 4. Вода – 3 ч.
28 Три состояния воды. 1 29 Тепловое расширение воды. 1 30 Вода – растворитель. Работа воды в природе. 1 Глава 5. Горные породы – 5 ч.
31 Внутреннее строение Земли. Горные породы. 1 32 Л.Р. № 4 «Определение свойств минералов и горных пород» 1 33 Разрушение горных пород. 1 34 Полезные ископаемые. Металлы. Л.Р. № 5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами». 1 35 Экскурсия № 2 «Изучение работы текущих вод и ветра» 1 Глава 6. Почва - 5ч.
36 Образование почв и их разнообразие. 1 37 Состав и свойства почвы. 1 38 Уход за почвой. 1 39 Влияние растений на почву. Разрушение почв. Охрана почв. 1 40 Контрольно-обобщающий урок: «Горные породы. Почвы». 1 Глава 7. Организмы – 5 ч.
41 Организм и его свойства. 1 42 Где живут организмы. 1 43 Экскурсия № 3 «Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям внешней среды». 1 44 Увеличительные приборы. 1 45 Строение организмов. 1 Глава 8. Растения – посредники между небом и землей – 8 ч.
46 Признаки растений. 1 47 Разнообразие растительного мира. 1 48 Строение цветковых растений. Л.Р. № 6 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах» 1 49 Места обитания дикорастущих растений. 1 50 «Зеленая аптека». 1 51 Красная книга растений. Л.Р. № 7 «Определение названия растений» 1 52 Многообразие культурных растений. 1 53 Контрольно-обобщающий урок: «Организмы. Растения». 1 Глава 9. Грибы - 2ч.
54 Разнообразие грибов. 1 55 Шляпочные грибы. Л.Р. № 8 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов». 1 Глава 10. Животные – братья наши меньшие – 6 ч.
56 Признаки животных. 1 57 Условия жизни и многообразие диких животных. 1 58 Значение диких животных и их охрана. Л.Р. № 9 «Узнавание животных своей местности». 1 59 Домашние животные. 1 60 Связи живого и неживого. 1 61 Контрольно-обобщающий урок: «Грибы. Животные». 1 Глава 11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни – 4 ч.
62 Человек и окружающая среда. Л.Р. № 10 «Определение показателей развития своего организма». 1 63 Как беречь свое здоровье и жизнь. Л.Р. № 11
«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах». 1 64 Как беречь свое здоровье и жизнь. Л.Р. № 12
«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, при капиллярном и венозном кровотечении» 1 65 Вредные привычки и их предупреждение. Л.Р. № 13 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок». 1 Глава 11. Природа – едина – 3 ч.
66 Связи живого и неживого. 1 67 Мы в ответе за природу. 1 68 Итоговый урок: «Любите природу и помогайте ей». Летние задания. 1 Задания для самостоятельной работы учащихся используются из:
1. Рабочая тетрадь. Природа. Неживая и живая. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
2. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Поурочное планирование по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой.
Критерии оценивания знаний учащихся.
Оценка устного  ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
 
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка «5» ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
 
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
 
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
 
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
 
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Методическая литература и дополнительная литература:
1. Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику. М.: Дрофа, 2009.
2. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. 3. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. 4. «Я познаю мир: детская энциклопедия» под редакцией Е. М. Ивановой, 2000; 5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М. Д. Аксеновой, 2000; – М.: Аванта +, 2001; 6. Е.Н. Демьянков. Биология. Мир растений. Задачи. Дополнительные материалы. - М.: Владос, 2007. 7. В.М. Пакулова Природа. Неживая и живая. 5класс—М.: Дрофа, 2008 8. Ю.Р. Васильев Занимательное природоведение.— М., Омега, 1997
Интернет-ресурсы www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.
Согласовано Согласовано Заместитель директора по УВР на заседании ШМО учителей _________Е.А. Грачева естественно-научного цикла «____» __________________2013 г Протокол № ____ от «____» _____________2013 г.
Председатель ШМО ________ _______________