Программа адаптации пятиклассников в среднем звене
Муниципальное образовательное учреждение "Ряжская средняя общеобразовательная школа №2"
Программа
Адаптация пятиклассников в среднем звене
Социальный педагог
Архипова Е.А.
Ряжск - 2015
Пояснительная записка.
Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям: поступление в школу, переход в среднее звено, поступление в профильный класс или смена места обучения.
Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.
К сожалению, иногда в силу ряда объективных обстоятельств (участие классных руководителей в начале учебного года в обязательных организационных мероприятиях, составление различного вида планов, отчетов, заполнение текущей документации и т.д.) и при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.
Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений (более раннее начало пубертатного периода) и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.
Следовательно, работа социального педагога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.
Данная программа предназначена для организации совместной работы социального педагога, классного руководителя и учителей-предметников на начальном этапе обучения в пятом классе.
Цель:
- обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения.
· Задачи:
1. Провести диагностические исследования с целью уточнения особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия на этапе перехода в среднее звено.
2. Провести тренинговые занятия с учётом особенностей выявленных проблем.
3. Пролонгировать психолого-педагогическую деятельность с учётом анализа полученных результатов работы.
4. Повысить уровень психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
Ожидаемый результат:
1. Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.
2. Снижение уровня школьной тревожности пятиклассников.
3. Повышение уровня их коммуникативных навыков.
4. Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.
5. Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
Система контроля:
1. Тестирование обучающихся.
2. Анкетирование участников образовательного процесса.
3. Наблюдение за особенностями поведения учащихся в учебное и во внеурочное время.
№
Мероприятие
Сроки
Ответственный
1
Отслеживание формирования детских коллективов:
посещение уроков;
посещение классных часов;
наблюдение за поведением на переменах;
наблюдение за поведением в столовой;
индивидуальные беседы
Сентябрь-октябрь
Социальный педагог
2
Посещение уроков в 5 классах
В течение года
Социальный педагог
3
Тренинговое занятие "Я пятиклассник"
Сентябрь
Социальный педагог
4
Проведение тренингов на сплочение коллектива
Сентябрь-октябрь
Социальный педагог
5
Беседы с родителями пятиклассников, с классными руководителями, учителями-предметниками
В течение года
Социальный педагог
6
Родительское собрание "Возрастные особенности младших школьников"
октябрь
Социальный педагог, классный руководитель
7
Свободный разговор "Безопасность поведения в школе"
октябрь
Социальный педагог
8
Выступление на совещании при директоре по вопросу "Адаптация учащихся 5 классов в среднем звене"
октябрь
Социальный педагог
9
Диагностическая диаграмма "Эмоциональное удовлетворение школьника"
Октябрь, январь, май
Социальный педагог, классные руководители
10
Анкетирование "Атмосфера в классе"
Ноябрь, январь, май
Социальный педагог
11
Диагностика уровня школьной тревожности
ноябрь
Социальный педагог
12
Изучение особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия .
В течение года
Социальный педагог, классный руководитель
ребёнок за книгойЗаголовок 115