Урок открытия нового знания по русскому языку на тему Виды глагола (5 класс)
Урок открытия нового знания по теме «Виды глагола» в 5 классеЦель урока: создать условия для формирования лингвистических и коммуникативных компетенций через освоение понятий «несовершенный и совершенный вид», отработка умений применять полученные знания на практике, закрепление навыков правописания.
Задачи:
образовательные: научиться различать виды глагола, знать способы образования глаголов совершенного вида;
воспитательные: воспитать самостоятельность, умение доказать свою точку зрения, спорить, работать в коллективе, создание ситуации успеха;
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
I Организационный этап.
Анализ сочинений, написанных на уроке развития речи.
II Актуализация знаний.
Найти в филворде слова, связанные с темой «Глагол»
аббгуртамивитинифниррдубвсамлтесказуемоемошдинаюцгяодействиеВ Л Е Б Г П К Н Л Ю
В С К И Ф Т С О П И
И И А Д О М Ч Т иВ
рЧ мС Р Л Щ Э цА
(инфинитив, время, сказуемое, лицо, число, действие, постфикс)
III Проблемная ситуация. (На экране)
Вернувшись с работы, мама Сережи нашла записку: «Мамочка, я посуду мыл, уроки делал, не беспокойся. Сережа.»
А мама Коли прочитала в записке сына: «Мамочка, я посуду вымыл, уроки сделал. Коля.»
- Какой маме будет спокойнее за своего сына?
- Найдите глаголы прошедшего времени из записки, выпишите, рядом укажите вопрос, на который глагол отвечает. Работа по вариантам.
Сережа Коля
Мыл – что делал? Вымыл – что сделал?
Делал – что делал? Сделал – что сделал?
- Чем различаются эти глаголы?
- Как бы вы назвали такие глаголы? (выслушать версии ребят)
IV Формулировка темы, целей урока.
Молодцы, вы озвучили много интересных названий. Но ученые решили называть такие глаголы глаголами совершенного и несовершенного вида. Записываем тему.
- О чем пойдет речь на уроке?
- Как мы можем узнать, что означают эти термины?
V Выход из затруднения.
- Как мы будем определять вид глагола, на ваш взгляд?
- Открываем учебники, читаем правило и выделяем только новую информацию, переносим ее в тетрадь в виде схемы.
VI Первичное закрепление.
Поиграем в Золушку. На экране вы видите глаголы. Ваша задача – выбрать глагол нужного вида.
1 вариант – совершенного вида.
2 вариант – несовершенного вида.
Бил
Схватил
Слепил
Стукнул
Поссориться
Мириться
Подлечил
Примерз
Хохотал
Бормочет
Думать
Рассмеяться
Подарю
Увезу
Буду рисовать
Нарисую
Расхвалил
Помог
- Проверяем работы, меняйтесь друг с другом тетрадками, отмечайте правильные и неправильные ответы.
- Объясните соседу по парте, где он допустил ошибки, расскажите друг друг правило.
- Почему слово СЛЕПИЛ записали и 1, и 2 варианты?
- Верно, это слово многозначное, в зависимости от значения, оно может быть совершенного вида или несовершенного.
VII Физминутка. Игра «Крокодил»
Без звуков, только с помощью жестов и мимики покажите слова СЛЕПИЛ, СХВАТИЛ, ДУМАТЬ, ПОДАРЮ, УВЕЗУ, ПРИМЕРЗ.
VIII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнения упражнения 642 из учебника.
IX Этап включения в систему знаний и умений.
(По рядам)
Найдите четвертое лишнее.
X Домашнее задание.
- На выбор 1) упражнение 641, 2) кроссворд
XI Рефлексия.
- Составьте синквейн на тему «Виды глагола»