Урок по истории в 11 классеФакторы победы советского народа в Сталинградской битве
Технологическая карта урока
Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №13 г.о. Жигулевск : Лысенко О.И.
Учебный предмет: история
Класс: 11
Тема урока: Факторы победы советского народа в Сталинградской битве.
Тип урока: Урок обобщения знаний и умений учащихся.
Цель урока: закрепить навыки обоснования (опровержения) истинности положений, характеризующих исторические факты (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).
№ п/п
Этап урока
Методы, реализуемые на этапе
Действия учителя
Действия учащихся
УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
1
2
3
4
5
6
1.
Оргмомент урока
Метод стимулирования
Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.
Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности
Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
(коммуникативные)
2.
Мотивация учебной деятельности
Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД
Обращается к учащимся со словами:
Ребята, вы уже знаете, что на уроках истории мы не только изучает исторические события. Мы также учимся работать с информацией, с документами, проводим их анализ. Вместе с тем на уроках истории мы осваиваем и закрепляем навыки организации вашего учебного труда, позволяющие вам грамотно и четко решать важнейшие учебные задачи. Данные навыки вы можете применять не только на уроках, но и в различных жизненных ситуациях. Одним из таких универсальных приемов выступает прием доказательства или опровержения каких – либо спорных утверждений. Сегодня я предлагаю закрепить умение пользоваться этим приемом
Слушают и
оценивают предложение
учителя,
определяют смысл
предстоящего поиска.
Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.
(личностные)
3.
Целеполагание
Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.
Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы, в частности приемов решения текстовых задач.
Определяют, что предстоит:
Запомнить (основные события Сталинградской битвы и факторы победы в ней советского народа) и
Уметь (доказывать или опровергать утверждение по соответствующему алгоритму).
Самоопределение в целях учебной деятельности
(регулятивные)
4.
Повторение опорных знаний
(Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)
Беседа с учащимися
Предлагает вспомнить и охарактеризовать ситуацию накануне битвы за Сталинград..
Актуализируют необходимые установки,
Сравнивают //,
Вспоминают //,
Аргументируют (объясняют) //.
(опираясь на карту, дают характеристику планам воюющих сторон на 1942 год, раскрывают стратегическое значение обороны Сталинграда)
Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям
(регулятивные)
5.
Изучение нового материала
Исследовательский метод
1. Организует исследовательскую работу учащихся в командах (малых группах).
2. Дает задание командам:
Группа №1
1. Подтвердите или опровергните распространённое утверждение, что приказ наркома обороны №227 от 28 июля 1942 г. оказал решающее значение в победе под Сталинградом».
Группа №2
Подтвердите или опровергните распространенное утверждение, что красноармейцы были психологически готовы стоять насмерть в битве за Сталинград.
Группа №3
Подтвердите или опровергните положение о том, мужество и героизм выступили основой победы под Сталинградом.
Группа №4
Подтвердите или опровергните утверждение о том, что боевая мощь и советское военное искусство сыграли решающую роль в победе под Сталинградом.
3. Предлагает каждой команде пакет документов с описанием фрагментов приказов военно-командующих, свидетельств очевидцев и др.
(См. Приложения № 1 - №5)
Распределяют работу с полученным от учителя пакетом документов между членами своих команд (текстов с описанием фрагментов приказов военно-командующих, свидетельств очевидцев и др.);
Выполняют сопутствующие учебные действия:
- анализ содержания документов,
- подведение выделенных единиц инфомациипод изученные понятия,
- выделение главного,
- сравнение,
- выведение следствий,
- определение достаточности или недостаточности аргументов,
- обобщение и формулирование выводов.
Поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей.
(познавательные).
6.
Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений).
Проблемно-дискуссионный
(учащиеся формулируют проблему и защищают свою точку зрения по ее содержанию и способу решения)
Предлагает командам:
- выбрать докладчика и в рамках полученного задания
- изложить содержание своего понимания и отношения к событиям Сталинградской битвы,
- защитить свою позицию, используя логику доказательства или опровержения исходного тезиса.
Защищают свою версию понимания и отношения к событиям Сталинградской битвы.
Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики.
(коммуникативные,
регулятивные)
7.
Д\З
Приложение 1.
Алгоритм доказательства или опровержения спорных утверждений (в раздаточном материале)
Обоснование или опровержение тезиса в достижении рассматриваемого результата исторического процесса предполагает:
1. Уточнить формулировку тезиса «решающая роль какого-либо события»; указав его существенные признаки
(«решающее событие» - событие, наличие которого является достаточным для достижения рассматриваемого результата, соответственно «другие события», имевшие место, выполняют в достижении этого результата лишь вспомогательную роль),
2. Отобрать состав «других событий», влияющих на достижение рассматриваемого результата.
3. В соответствии определением выбрать аргументы, необходимые для обоснования или опровержения тезиса, в частности:
а) дать определение понятию «решающая роль события»,
3) сравнить влияние «решающего события» и «других событий» на достижение рассматриваемого результата.
4) показать, что «другие события» выполняют в достижении этого результата лишь вспомогательную (или, наоборот, не менее значимую) роль.
5) сделать вывод, подтверждая или опровергая исходный тезис.
Работа с пакетами документов
1 группа
Тезис: «Подтвердите или опровергните распространённое утверждение, что приказ наркома обороны №227 от 28 июля 1942 г. оказал решающее значение в победе под Сталинградом».
Приложение №1
ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№227
28 июля 1942 г. г.Москва.
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на Юге, у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами.
Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на Восток. Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на Восток, так как у нас много территории. . После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало намного меньше территории. Стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик..
Отступать дальше - значит загубить себя и земли, много населения...
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать...Из этого следует, что пора покончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможностиМы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это ни стоило.
Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, авиаэскадрильях, в этом наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять нашу Родину.Паникеры и трусы должны уничтожаться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, политработника, красноармейца должно являться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками поступать надо, как с предателями Родины..После своего зимнего отступления, под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали более 100 штрафных рот из бойцов, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали далее около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи, они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизии и велели им расстреливать на месте паникеров, в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен. Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой. И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей Родины, а есть одна грабительская цель покорить чужую страну, а наши войска, имеющие возвышенную цель защиту своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение. Не следует ли нам поучиться у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу?
Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает:
1. Военным Советам фронтов и прежде всего Командующимфронтов:
а) Безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;
б) Безусловно, снимать с поста и направлять в Ставку для придания Военному суду Командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа Командования фронтом;
в) Сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их наиболее трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным Советам армий и прежде всего Командующим армиями:
а) безусловно, снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа Командования армии и направлять их в Военный Совет фронта для придания Военному суду.
б) Сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отряда (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизии выполнить свой долг перед Родиной.
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:
а) Безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа, командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять их в Военные Советы;
б) Оказывать всяческую помощь и поддержку заградительнымотрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Народный Комиссар Обороны И. Сталин
Приложение №2
«Докладная записка ОО НКВД СТФ в УОО НКВД СССР «О реагировании личного состава частей Сталинградского фронта на приказ №227» 8 августа 1942 г.»
Командир пулеметного эскадрона ст. лейтенант Компанией на митинге, посвященном изданию приказа, сказал: «...Приказ тов. Сталина справедливый и своевременный. Я сам теперь буду, невзирая на лица, призывать трусов и паникеров к порядку. Погибнет родина, погибнем и мы. Если в бою мы погибнем, то враг от нашего сопротивления будет нести большие потери. Только упорным сопротивлением можно отстоять родину и родина останется наша...»
Военврач Хандомиров, в беседе с командным составом, высказал: «...Приказ очень хороший, и если бы он вышел раньше, то, наверное, не было бы таких безобразий, которые пришлось нам пережить...»
Из воспоминаний Героя Советского Союза Ф. Ванина: «Приказ суровый, но объяснимый в эту тревожную пору. Крайнюю необходимость, а не бессмысленную жестокость увидели в ней мы, офицеры и солдаты... Мы все его ждали...»
Из воспоминаний командующего 64-й армией генерал-полковника Шумилова М. С.: «К моменту, когда 64-я армия пришла на Сталинградский фронт за Дон, Суровикино, Верхний Чир, к этому моменту был издан приказ т. Сталина № 227. Этот приказ попал к противнику, и буквально через 5 дней мы имели листовки, обращение к бойцам, командирам, политработникам, где писалось, что Сталин расписался в том, что Красная Армия будет разбита, что толку не будет и что этот приказ ничего не даст.
Но большевики Красной Армии иначе поняли приказ Наркома и вождя партии, что вокруг этого приказа нужно работать. Мы провели громадную работу среди парт состава, среди комсомольцев и 64-й армии, когда получили приказ защищать от немцев Суровикино и дальше, мы стали каменной стеной...»
Маршал Советского Союза А.М. Василевский, оценивая приказ № 227, в книге «Дело всей жизни» пишет: «Приказ этот сразу же привлек внимание всего личного состава Вооруженных Сил. Я был очевидцем, как заслушивали его воины в частях и подразделениях, изучали офицеры и генералы. Приказ № 227
· один из самых сильных документов военных лет по глубине патриотического содержания, по степени эмоциональной напряженности... Я, как и многие другие генералы, видел некоторую резкость и категоричность оценок приказа, но их оправдывало очень суровое и тревожное время. В приказе нас, прежде всего, привлекло его социальное и нравственное содержание. Он обращал на себя внимание суровостью правды, нелицеприятностью разговора наркома и Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина с советскими воинами, начиная от рядового бойца и кончая командармом. Читая его, каждый из нас задумывался над тем, все ли силы мы отдаем борьбе. Мы сознавали, что жестокость и категоричность требований приказа шла от имени Родины, народа, и важно было не то, какие будут введены меры наказания, хотя и это имело значение, а то, что он повышал сознание ответственности у воинов за судьбы своего социалистического Отечества. А те дисциплинарные меры, которые вводились приказом, уже перестали быть непременной, настоятельной необходимостью еще до перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом и окружения немецко-фашистской группировки на берегу Волги».
Приложение №3.
«№ 26. Из спецсообщения отделения ВЦ 62-й армии в ОО НКВД СТФ «О перлюстрации красноармейской почты» (не ранее 2 августа 1942 г.)
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «...Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду...»
Олейник Г. Н. своей сестре пишет: «...В 1942 г. фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретиться. Они должны от меня получить двойную расплату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-го батальона, Лелеко домой пишет: «...Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел, как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей...»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить -убей немца».
Приложение №4
Соотношение сил в Сталинградской битве.
Соотношение сил и средств к началу Сталинградской битвы (июль 1942 года)
Боевые силы и средства
Красная Армия
Германские войска
Личный состав
1,6 млн.
2,7 млн.
Танки и штурмовые орудия
4000
5000
Орудия и минометы
2200
3000
Самолеты
400
1200
Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года.
Боевые силы и средства
Красная Армия
Германские войска
Личный состав
1134 800
1011 500
Танки
1560
675
Орудия и минометы
14934
10290
Самолеты
1916
1219
Группа №2.
Подтвердите или опровергните распространенное утверждение, что красноармейцы были психологически готовы стоять насмерть в битве за Сталинград?
Посмотреть плакаты и сделать вывод о влиянии и содержании плакатов.
Прослушать песню «Вставай страна огромная» (каким образом данная песня влияла на солдат?)
Прочитать стихотворение К. Симонова «Если дорог тебе твой дом»
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл,
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой 100 лет назад
В землю вкопанный дедом стол,
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал...
Если мать тебе дорога -
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока.
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем встав,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав,
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель...
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед;
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят,
Раз фашиста убил твой брат, -
Это он, а не ты, солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтоб стон,
А вего по мертвым стоял
За Отчизны твоей судьбу,
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал...
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел, - так ее любил;
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем
Обнаженную на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь,
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Помолчи о своей любви,
Край, где рос ты,
Где жил, где любил,
Своей Родиной не зови.
Так хотел он, его вина, -
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать,
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
Приложение №4
№ 26. Из спецсообщения отделения ВЦ 62-й армии в ОО НКВД СТФ «О перлюстрации красноармейской почты» (не ранее 2 августа 1942 г.)
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «...Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду...»
Олейник Г. Н. своей сестре пишет: «...В 1942 г. фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретиться. Они должны от меня получить двойную расплату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-го батальона, Лелеко домой пишет: «...Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел, как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей...»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить -убей немца».
Из роты связи 962 с.п. Бочарников Иван Семенович родителям пишет: «...Дорогие родители, я ваш сын - сын трудового народа, клянусь перед Родиной быть честным, хладнокровным, храбрым бойцом, не жалеть ни капли крови и ни жизни для достижения победы над общим врагом - немецким фашизмом.
Клятву выполню на поле боя доверенной мне техникой, выполню приказ - истребить до единого немецких бандитов, вторгшихся на нашу цветущую родину. Отец, мать, сестра! Работайте, не жалея своей силы и энергии, развивайте соцсоревнование, вместе разом разобьем врага в 1942 г.
Получатель: Мамченко П. 21.07.42 г.
«...Хотя победа сама не приходит, и обойдется она, конечно, с большими потерями. Но гитлеровской сволочи все равно не пить из Волги воды и не быть на донских просторах, полных красоты и раздолья. Он будет уничтожен! Победа будет за нами!
За меня не беспокойся. Хотя и нависла угроза над нашим городом, но пока все спокойно.
А если сунет враг свое свиное рыло в наш город, то он будет отбит, ибо наши рабочие и весь наш народ будут стойко и храбро биться до последней капли крови, не щадя своей жизни».
Гор. Саратов, Октябрьская ул., дом № 18, кв. 3, Любимовой И. Л.: «...Всему этому виновен проклятый немецкий фашизм, который пытается поработить наши свободолюбивые народы, любящие так свою Родину. Они, эти злосчастные фрицы, хотят отобрать у нас чувство любви и сделать нас рабами, но это им не удастся никогда.
Мы любим свою Родину - как родную мать и если придется умереть за эту любимую Родину, то только для того, чтобы наши дети, наш весь народ не был поприщем у ненавистного фашизма. Верьте нам, что мы никогда не допустим, чтобы фрицы унижали наших женщин, убивали наших стариков и детей. Мы им за все эти муки наших людей отомстим. Фашистские фрицы будут уничтожены раз и навсегда, и никогда больше прогрессивное человечество не будет видеть таких кровожадных убийц, как немецкие вассалы. Им подходит конец...»
Ивановская область, г. Южа, ул. Куйбышева, 11-3, Панфиловой Валентине Ф.: «...Валя, сейчас такие происходят бои на донецких степях, за родной Дон, за город Сталинград, за нашу красавицу Волгу, каких еще история не знает, враг бросает новые силы на стойкость бойцов и командиров, разбивает все их планы и врагу не видать нашей красавицы Волги и нашего города... Мы клянемся, что не пожалеем своей крови и жизни, но врага не пропустим вперед. Валя, сколько в наших рядах героев, показавших образцы геройства и мужества, с такими людьми мы победим, и победа будет за нами»
Группа №3.
Подтвердите или опровергните положение о том, мужество и героизм выступили основой победы под Сталинградом.
Приложение 1
23 июня на безымянной высоте близ хутора Калмыков в районе станицы Клетской четыре бронебойщика: П. Болото, Г. Самойлов, А. Беликов, И. Алейников отражали атаки 30 немецких танков. 15 танков были уничтожены, остальные повернули назад.
23 июля летчик А. Попов первым совершил воздушный таран во время Сталинградской битвы.
Дом сержанта Павлова стал неприступной крепостью. В течение 58 дней легендарный гарнизон удерживал его и не отдал врагу. Геройски сражался в знаменитом доме командир пулеметного расчета Илья Воронов. Отбивая атаки гитлеровцев, он получил 25 ран. Истекая кровью, пулеметчик зубами срывал кольца гранат и посылал их в гущу врагов.
Сто дней и ночей на нижнем поселке завода «Баррикады» сражалась дивизия полковника И. И. Людникова. Когда немцы 11 ноября прорвались к Волге с северной и южной сторон поселка, дивизия оказалась отрезанной от главных сил 62-й армии. С трех сторон ее окружал враг, с четвертой была Волга. Этот участок длиной в 700 м и 400 м в глубину назовут « Островом Людникова». Бойцы продолжали неравный бой под шквальным огнем противника.
Связист Матвей Путилов ценою своей жизни восстановил связь.
Известен подвиг юного Саши Филиппова, которому шел 17-й год. Из-за возраста его не взяли на фронт. Тогда он организовал товарищей на сбор бутылок для зажигательной смеси, а во время бомбежки города собирал осиротевших детей на сборный пункт. Затем перешел линию фронта и связался с воинской частью, стал разведчиком. 12 раз Саша переходил линию фронта. При выполнении задания был схвачен. После пыток казнен.
Поражает смелость «босоногого батальона»... Бойцами его были хуторские ребята 10-14 лет: братья Аксен и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие, всего 20 человек. Они, как могли, боролись с врагом. Опровергали ложь о падении Сталинграда с помощью листовок, совершили дерзкий налет на почту и похитили мешки с ценными документами и письмами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропадало оружие. Все это сеяло страх и панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны. Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачевского лагеря военнопленных. Они готовились уйти к партизанам, но не успели... 4 ноября 1942 года мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали... Затем расстреляли.
Подвиг рядового Ильи Каплунова... На его позицию устремились пять танков, которые он сумел уничтожить. Но и сам был тяжело ранен. Придя в сознание, Каплунов меткими выстрелами подбил еще три, а последний танк подорвал гранатой.
Навсегда останется в памяти Сталинграда подвиг Михаила Паникахи. На окоп, в котором находился Михаил Паникаха, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с зажигательной смесью, Михаил пополз в сторону головного немецкого танка. По нему был открыт огонь. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на танк и ценой своей жизни остановил его.
(Материал взят из сборника «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории XX века. 10-11 классы» составитель Сорокина Е.Н)
Приложение №2
«№ 26. Из спецсообщения отделения ВЦ 62-й армии в ОО НКВД СТФ «О перлюстрации красноармейской почты» (не ранее 2 августа 1942 г.)
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «...Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду...»
Олейник Г. Н. своей сестре пишет: «...В 1942 г. фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретиться. Они должны от меня получить двойную расплату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-го батальона, Лелеко домой пишет: «...Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел, как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей...»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить -убей немца».
Из роты связи 962 с.п. Бочарников Иван Семенович родителям пишет: «...Дорогие родители, я ваш сын - сын трудового народа, клянусь перед Родиной быть честным, хладнокровным, храбрым бойцом, не жалеть ни капли крови и ни жизни для достижения победы над общим врагом - немецким фашизмом.
Клятву выполню на поле боя доверенной мне техникой, выполню приказ - истребить до единого немецких бандитов, вторгшихся на нашу цветущую родину. Отец, мать, сестра! Работайте, не жалея своей силы и энергии, развивайте соцсоревнование, вместе разом разобьем врага в 1942 г.
Получатель: Мамченко П. 21.07.42 г.
«...Хотя победа сама не приходит, и обойдется она, конечно, с большими потерями. Но гитлеровской сволочи все равно не пить из Волги воды и не быть на донских просторах, полных красоты и раздолья. Он будет уничтожен! Победа будет за нами!
За меня не беспокойся. Хотя и нависла угроза над нашим городом, но пока все спокойно.
А если сунет враг свое свиное рыло в наш город, то он будет отбит, ибо наши рабочие и весь наш народ будут стойко и храбро биться до последней капли крови, не щадя своей жизни».
Гор. Саратов, Октябрьская ул., дом № 18, кв. 3, Любимовой И. Л.: «...Всему этому виновен проклятый немецкий фашизм, который пытается поработить наши свободолюбивые народы, любящие так свою Родину. Они, эти злосчастные фрицы, хотят отобрать у нас чувство любви и сделать нас рабами, но это им не удастся никогда.
Мы любим свою Родину - как родную мать и если придется умереть за эту любимую Родину, то только для того, чтобы наши дети, наш весь народ не был поприщем у ненавистного фашизма. Верьте нам, что мы никогда не допустим, чтобы фрицы унижали наших женщин, убивали наших стариков и детей. Мы им за все эти муки наших людей отомстим. Фашистские фрицы будут уничтожены раз и навсегда, и никогда больше прогрессивное человечество не будет видеть таких кровожадных убийц, как немецкие вассалы. Им подходит конец...»
Ивановская область, г. Южа, ул. Куйбышева, 11-3, Панфиловой Валентине Ф.: «...Валя, сейчас такие происходят бои на донецких степях, за родной Дон, за город Сталинград, за нашу красавицу Волгу, каких еще история не знает, враг бросает новые силы на стойкость бойцов и командиров, разбивает все их планы и врагу не видать нашей красавицы Волги и нашего города... Мы клянемся, что не пожалеем своей крови и жизни, но врага не пропустим вперед. Валя, сколько в наших рядах героев, показавших образцы геройства и мужества, с такими людьми мы победим, и победа будет за нами»
Приложение №3
Письма немцев из Сталинграда
1Ну вот, теперь ты знаешь, что я не вернусь. Пожалуйста, сообщи об этом нашим родителям как можно осторожнее. Я в тяжелом смятении. Прежде я верил и поэтому был сильным, а теперь я ни во что не верю и очень слаб. Я многого не знаю из того, что здесь происходит, но и то малое.в чем я должен участвовать, это уже так много, что мне не справиться. Нет, меня никто не убедит, что здесь погибают со словами «Германия» или «Хайль Гитлер». Да, здесь умирают, этого никто не станет отрицать, но свои последние слова умирающие обращают к матери или к тому, кого любят больше всего, или это просто крик о помощи. Я видел сотни умирающих, многие из них, как я, состояли в гитлерюгенд, но, если они еще могли кричать, это были крики о помощи, или они звали кого-то, кто не мог им помочь.
2.Фюрер твердо обещал вызволить нас отсюда, его слова нам зачитывали, и мы им твердо верим. Я и сегодня еще верю в это, потому что надо хоть во что-нибудь верить. Если это окажется неправдой, то во что же мне верить? Тогда я не хочу ждать ни весны, ни лета, ничего, что приносит радость. Оставь мне эту веру, дорогая Грета, я всю свою жизнь или по крайней мере восемь лет верил в фюрера и в его слово... Это ужасно, с какими сомнениями здесь относятся к его словам, и стыдно, что нечего возразить, потому что факты против них.
Если то, что нам обещают, не будет выполнено, значит, Германия погибла, потому что в таком случае никто не будет верен своему слову. О, эти сомнения, эти ужасные сомнения, если бы можно было поскорее от них избавиться!
3Русские повсюду наступают. А наши части из-за длительного голода, не имея возможности хоть один день отдохнуть от тяжелейших боев, находятся в состоянии полного физического истощения, но тем не менее героически сражаются. Не сдается никто! Когда на исходе все: хлеб, боеприпасы, горючее и люди, раздавить нас, ей-богу, не велика доблесть.
4Нам ясно, что мы стали жертвой тяжелейших ошибок руководства и все это «раздувание» значения крепости Сталинград нанесет нашему народу и народам вообще тяжелейший урон. И все же мы еще верим в счастливое воскресение нашего народа. Об этом позаботятся люди с правдивым сердцем. Придется проделать после войны огромную работу, чтобы положить конец проискам всех сумасбродов, дураков и преступников. Те, кто вернется с войны, выметут их, как сор из квартиры. Мы прусские офицеры и знаем, что надо делать, когда в нас нужда.
5Можно сойти с ума, дорогой Хельмут, можно только писать об этом, но не знаешь кому. Тысячи несчастных в окопах на передовой и не помышляют о такой возможностиотправить письмо, они отдали бы за это все свое годовое солдатское жалованье. Всего год назад сидели мы с тобой в Ютеборге и зубрили «военную науку», а теперь вот я сижу в дерьме и вся та ерунда, которой нам забивали голову, мне совершенно ни к чему. Как и всем остальным. Если тебе вдруг в сводке встретится название «Царица» может ведь так случиться, что когда-нибудь передадут правдивое сообщение, то знай, что я там. Интересно, мы тут живем на Луне или вы там? Сидим 200 000 человек в дерьме, вокруг одни русские, и не можем громко сказать, что мы окружены окончательно и безнадежно.
6.Весь этот ужас продолжается здесь уже одиннадцать дней. И сегодня я наконец могу отправить тебе весточку. Надеюсь, ты получила все остальное. Мне тут пришлось пережить многое, но жизнь такая прекрасная штука, что надо выстоять и спокойно пережить эти дни.
Нас уже полностью вытеснили в город. Этот проклятый город... Уж скорее бы конец! И я уже писал тебе: хоть бы еще разок пройтись по нашей улице...
Прощай!
7Дорогой отец! Наша дивизия «готова» к большой битве, но эта большая битва не состоится. Ты, наверное, удивишься, что я пишу тебе по твоему служебному адресу, но то, что я хочу сказать тебе в этом письме, может сказать лишь мужчина мужчине. Ты сам найдешь подходящую форму, чтобы объяснить матери. Сегодня нам было сказано, что мы можем отправить письма. Тот, кто знает положение, понимает, что мы можем сделать это в последний раз. Ты полковник, дорогой отец, и сидишь в Генштабе. Ты понимаешь, что все это значит, и поэтому можешь избавить меня от объяснений, которые звучали бы сентиментально. Все кончено. Я думаю, что это может продолжаться еще восемь дней, а потом дверца захлопнется. Я не хочу сейчас заниматься поисками причин, которые можно было бы привести за или против нашей ситуации. Эти причины теперь совершенно неважны и обсуждать их бесполезно, и если я все-таки хочу о чем-то сказать, то лишь о том, что вы должны искать причины и объяснения не у нас, а у вас, у того, кто несет ответственность за эту ситуацию. Не падайте духом. Особенно ты, отец, и те, кто разделяет твои взгляды. Но будьте начеку, чтобы еще большие несчастья не обрушились на нашу Родину. Пусть этот ад на Волге послужит вам предостережением. Прошу вас, помните об этом. Ну а теперь наше положение на сегодняшний день. Из всей дивизии боеспособных осталось только 69 человек. Блейер еще жив, и Хартлиб тоже. Маленький Деген потерял обе руки, его, наверно, скоро переправят в Германию. Для него уже тоже все кончено. Расспросите тогда его о деталях, которые вам хотелось бы узнать. У Д. больше нет никакой надежды.
8Из записей Вильгельма Гофмана.
26 июля запись в дневнике гласит:«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград для наших армий не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка»
26 сентября запись гласит: «Сталинград – это ад! Счастливы те, которые получают только ранения, они, безусловно, будут домаВ Германии все убеждены, что Сталинград полностью наш. Как они глубоко ошибаются! Если бы они видели, что сделал с нашей армией Сталинград!...»
Источник - "Знамя", №3, 1990 год.
Приложение№4.
Задание: на ноутбуке просмотрите подборку фотографий Сталинградской битвы и проведите анализ исторического источника
Ответьте на вопросы:
Происхождение источника (дата, автор, место публикации)
Цель создания
Значимость данного источника для изучаемой темы
Какие факторы могут повлиять на искажение истинного представления о событиях?
Какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую у вас сомнения?
Группа №4.
Подтвердите или опровергните утверждение о том, что боевая мощь и советское военное искусство сыграли решающую роль в победе под Сталинградом.
Приложение №1
Соотношение сил в Сталинградской битве.
Соотношение сил и средств к началу Сталинградской битвы (июль 1942 года)
Боевые силы и средства
Красная Армия
Германские войска
Личный состав
1,6 млн.
2,7 млн.
Танки и штурмовые орудия
4000
5000
Орудия и минометы
2200
3000
Самолеты
400
1200
Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года.
Боевые силы и средства
Красная Армия
Германские войска
Личный состав
1 134 800
1 011 500
Танки
1560
675
Орудия и минометы
14934
10290
Самолеты
1916
1219
Генерал Д. Макартур, командовавший в годы войны войсками США на Дальнем Востоке, дал в 1942 г. следующую оценку боевым действиям Советских вооруженных сил в первые месяцы войны и разгрома немецко – фашистских войск под Москвой: «В своей жизни я участвовал в ряде войн, другие наблюдал, детально изучил кампании выдающихся военачальников прошлого. Но нигде я не видел такого эффективного сопротивления сильнейшим ударам до того времени победоносного противника, за которым последовало контрнаступление, отбрасывающее противника назад. Размах и блеск этого усилия делают его величайшим военным достижением во всей истории»
3 человека из данной группы получают опережающее задание «Найти информацию об операциях «Уран» и «Кольцо».
На работу в группах отводится 10 минут.
Учащиеся по очереди представляют свой тезис. (2,5 минуты на каждую группу).
Учитель: Таким образом, мы пришли к выводу, что нельзя считать какой – то один фактор как решающий. Три группы доказали, что и психологическая готовность, и мужество и героизм, и военная мощь и полководческий талант сыграли решающую роль в победе под Сталинградом. В одних ситуациях проявлялся героизм солдат и жителей города, в других психологический настрой на отпор врагу, немаловажным фактором явилось и проведенная мобилизация войск, продуманная операция контрнаступления под Сталинградом. Только в совокупности эти факторы привели советский народ к Победе. Победа на Волге явилась подлинным триумфом советского военного искусства, показателем возросшего боевого мастерства наших войск, примером подлинного героизма советского солдата. Большую цену советский народ заплатил за эту Победу. Подвиг Сталинграда признавали во всем мире. «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Надо, чтобы будущее поколение могло воочию увидеть все величие одержанной Вами победы», - писал Сталину У. Черчилль. В ноябре 1943 года на конференции в Тегеране он предал советской делегации почетный меч. Это был дар короля Георга VI гражданам Сталинграда. Надпись на мече гласила: «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа».
ИЛИ???
Учитель: «Иной возможно, подумает: а стоит ли ворошить то страшное былое, в очередной раз бередить раны? Люди, мол, устали от рассказов о войне, да и написано о ней немало Нет, недостаточно! Нет, не все мы знаем, а главное – понимаем в нашем прошлом. Сегодня, может кто-то из вас впервые задумался о том, как и почему пришла к нам Победа Какую цену мы за нее заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далекие дни. И совершенно прав поэт, писавший:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как правда, нам нужна.»
Учитель:Мы сегодня работали с приемом доказательства или опровержения каких – либо спорных утверждений. Доказывали и опровергали по определенному алгоритму. Можно ли применить данный алгоритм в дальнейшем?
(Учитель заслушивает ответы учащихся о возможности использования алгоритма в других жизненных ситуациях).
Сегодня у нас все получилось, спасибо всем за работу.
15