Конспект урока физики в 8 классе Плавление и отвердевание кристаллических веществ

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
продолжить формирование представлений о строении вещества.
дать представление о процессах плавления и кристаллизации;
дать представление о круговороте воды в природе;
познакомить с тепловыми явлениями, происходящими в природе с наступлением весны (с учетом интеграции в другие области знаний);
Развивающие:
развитие творческой самостоятельности и аналитического мышления при изучении нового материала;
развитие интереса к физике – как науке;
развитие потребности в изучении природы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе.

Оборудование.
Демонстрационное: пробирка, термометр, штатив, спиртовка, кусочки льда.
Лабораторное: сосуд для плавления вещества, термометр, штатив, спиртовка, канифоль, воск, парафин.


Ход урока.
Приветствие. Эпиграф к уроку: « Физика-это наука понимать природу». Э. Роджерс.
Сегодня на уроке мы с вами будим учиться понимать природу.

Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Островский как-то сказку написал,
Хорошую, красивую, весеннюю,
Но он не знал, что в сказке описал
Физические разные явления.

Морозом девушка из снега создалась,
Красивая и в физике не дурочка.
Но вся холодная, из снега и из льда,
Скажите, как она звалась?
(ответ хором) Снегурочка!

Было это зимою, не помню когда,
Когда вьюга все снегом успела заполнить.
Да, а снег – это, кстати, КРИСТАЛЛИКИ ЛЬДА,
Эту фразу, я очень прошу вас запомнить.

И Снегурочке было неплохо тогда,
Но весною уже до нуля потеплело.
А ведь снег – это что?
(хором): Кристаллики льда,
И Снегурочка очень весной погрустнела.

Ведь когда на термометре выше нуля,
ПЛАВИТСЯ снег (что пенять на природу).
И Снегурочки сердце (быть может не зря),
Из «холодного» льда превращается в воду.

Ах вода, на ней держится весь земной шар,
Тут уж в сказку вступает другое явленье.
При котором вода превращается в пар,
Называют научно его:
(хором): ИСПАРЕНЬЕ.

По Снегурочке плакали люди, слегка.
Испаряясь, их слезы летели до неба,
Ну, а там превращались они в ОБЛАКА,
Или в тучки и разную прочую небыль.

По снегурочке тучки рыдали дождем,
Облака утверждали, что это – сенсация.
Мы такой переход газа в жидкость зовем,
Может кто-нибудь знает из вас? (хором): КОНДЕНСАЦИЯ.

Вот и вновь начинается круговорот:
Дождик, лужи, а лужи – вода (как известно).
А вода, между тем, превращается в лед,
И по-старому наша заводится песня.

Вопрос: Назовите вещество, из которого была изготовлена снегурочка, и какие физические процессы с ней происходили? Как вы правильно заметили, наша снегурочка изготовлена из льда – это одно из трёх состояний воды. Вода может существовать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Различные cостояния существуют практически у любого вещества. А как одним словом называют эти состояния вещества?
- Агрегат – латинское слово, оно значит: внешне единое, но состоящее из более мелких частей. Агрегатное состояние – это физическая форма существования материи.


Тема урока: «Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.»
А, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке
Чем можно объяснить различные состояния вещества?
Почему при различных условиях одно и тоже вещество принимает разное состояние?
Цель урока: объяснить различные агрегатные состояния вещества, с молекулярной точки зре ния. Обьяснить, почему при различных условиях одно и тоже вещество принимает разное состояние? .
Давайте вспомним: Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твёрдых тел? разные молекулы? расположение молекул?)
Вывод: От движения молекул и от их взаимного расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество.
При определённых условиях вещества могут переходить из одного состояния в другое. Мы уже называли процессы, которые происходили со снегурочкой - плавление, испарение, конденсация. Всего же в природе различают шесть процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества два из которых мы сегодня рассмотрим
(плавление и кристаллизация)
Эксперимент
Эксперимент: плавление льда, наблюдение за изменениями температуры льда (воды).
Немецкий философ Иммануил Кант сказал «Без сомнения, все наше знание начинается с опыта»
В пробирку я поместила нашу «физическую снегурочку». В течение нескольких минут мы будем наблюдать, какие изменения будут с ней происходить, как будет изменяться её температура с течением времени. Затем постараемся сделать выводы по проведённому эксперименту. Консультант (один из учащихся) нам будет периодически сообщать время эксперимента, а мы будем фиксировать его в листах наблюдения.

Обсуждение результатов эксперимента: учащиеся рассказывают о процессе плавления льда, о том, что при непосредственном плавлении температура не изменялась, изменение стало происходить только в момент, когда весь лёд превратился в воду.

При плавлении и кристаллизации температура вещества не изменяется. Лёд плавится, а вода кристаллизуется при температуре 0 0С.

Вывод

Плавление – это процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.

(Процесс обратный плавлению).
Кристаллизация (отвердевание) – процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.


При плавлении вещества энергия поглощается. Вещество получает энергию.
При кристаллизации вещество выделяет энергию в окружающую среду.
Поэтому обычно при снегопаде становится теплее. Среда нагревается от энергии, выделяющейся при кристаллизации. Это знают не все люди, но это хорошо известно многим птицам. Недаром их можно заметить зимой во время мороза сидящими на льду, который покрывает реки и озёра. Из-за выделения энергии при образовании льда воздух над ним оказывается на несколько градусов теплее, чем в лесу на деревьях, и птицы этим пользуются.

Температуру, при которой вещество плавиться, называют температурой плавления.
Температура, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой отвердевания или кристаллизации
Работа с учебником таблица температур плавления некоторых веществ.
Ткр=Тпл


Переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое играют важную роль не только в природе, но и в технике. Так, например, превратив воду в пар, мы можем использовать его затем в паровых турбинах на электростанциях. Расплавляя металлы на заводах, мы получаем возможность, изготовить из них различные сплавы: сталь, чугун, латунь. Используют переходы и холодильных установках и при сварочных работах



Закрепление
А теперь ребята, чтобы наша сегодняшняя героиня Снегурочка осталась нами довольна, давайте ответим на контрольные вопросы вопросы:

Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь? (нет)
В каком состоянии находится золото при температуре 1000 0С? (твёрдом)
Останется ли свинцовая проволока в твёрдом состоянии, если её опустить в расплавленный цинк? (нет)



Подведение итогов урока:
О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие новые понятия изучены?
Достигли ли мы цели урока?
Домашнее задание: § 12 – 13, упражнение 7

- Человек подобен аккумулятору и заряжается он в юности.
Заряжайтесь знаниями и отношением к жизни.

-Спасибо всем вам за урок.



































Островский как-то сказку написал,
Хорошую, красивую, весеннюю,
Но он не знал, что в сказке описал
Физические разные явления.

Морозом девушка из снега создалась,
Красивая и в физике не дурочка.
Но вся холодная, из снега и из льда,
Скажите, как она звалась?
(ответ хором) Снегурочка!

Было это зимою, не помню когда,
Когда вьюга все снегом успела заполнить.
Да, а снег – это, кстати, КРИСТАЛЛИКИ ЛЬДА,
Эту фразу, я очень прошу вас запомнить.

И Снегурочке было неплохо тогда,
Но весною уже до нуля потеплело.
А ведь снег – это что?
(хором): Кристаллики льда,
И Снегурочка очень весной погрустнела.

Ведь когда на термометре выше нуля,
ПЛАВИТСЯ снег (что пенять на природу).
И Снегурочки сердце (быть может не зря),
Из «холодного» льда превращается в воду.

Ах вода, на ней держится весь земной шар,
Тут уж в сказку вступает другое явленье.
При котором вода превращается в пар,
Называют научно его:
(хором): ИСПАРЕНЬЕ.

По Снегурочке плакали люди, слегка.
Испаряясь, их слезы летели до неба,
Ну, а там превращались они в ОБЛАКА,
Или в тучки и разную прочую небыль.

По снегурочке тучки рыдали дождем,
Облака утверждали, что это – сенсация.
Мы такой переход газа в жидкость зовем,
Может кто-нибудь знает из вас? (хором): КОНДЕНСАЦИЯ.

Вот и вновь начинается круговорот:Дождик, лужи, а лужи – вода (как известно).А вода, между тем, превращается в лед, И по-старому наша заводится песня.














Заголовок 115