Урок чтения в 3 классе «Легко ли смеяться над собой по рассказу В.Драгунского «Нада иметь чувство юмора»
Урок литературного чтения
Тема: «Легко ли смеяться над собой. В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора» 3 класс
Ковальчук Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 51»
Цель: способствовать развитию умения характеризовать литературного героя, его поступков, делать выводы о взаимоотношениях с близкими людьми; развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие:
– обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;
– совершенствовать различные виды анализа прозаического произведения;
– отрабатывать умение характеризовать литературного героя;
Развивающие:
– развивать устную монологическую речь;
– совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;
Воспитывающие:
– воспитывать любовь к своим близким, умение шутить по-доброму;
– воспитывать интерес к чтению.
Оборудование:
- презентация к уроку, аудиозапись рассказа, иллюстрации детей, портреты писателей;
-учебник «Литературное чтение 3 класс» ОС «Школа 2100»,
- индивидуальные таблицы для учащихся, карточки для групповой работы.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Вид урока: урок – исследование.
Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.
Методы: структуры Сингапурского обучения, исследовательские.
Формы обучения: фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.
Ход урока
I. Приветствие. Создание ситуации успеха.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, дайте соседу «пять», договоритесь работать дружно!
II. Проверка домашнего чтения
Выразительное чтение стихов Г.Сапгира под выставку иллюстраций к стихам.
III. Постановка учебной задачи
- Что можно сказать об авторе этих стихотворений? (Он весёлый, добрый человек, имеющий чувство юмора)
- Сам о себе поэт Г.Сапгир писал так: «Я сам - взрослый ребёнок, играю забавными пёстрыми словами». А вот что писал о себе другой писатель от лица Клоуна - героя своих произведений: «Я не знаю, что мне сделать, чтобы спасти детей. Я не могу положить их с собой всех, обнять их и закрыть своим телом. Потому что дети должны жить, они должны радоваться и я должен ежедневно доставлять радость детям. Смех - это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом.» Можно сказать о нём т же, что он весёлый, добрый человек, имеющий чувство юмора? (Да) Это В. Драгунский. Узнаем о нём побольше.
Сималтиниус Раунд Тэйбл СЛАЙД 1
- Возьмите зелёные листочки, прочитайте текст, подчеркните то, что было интересно узнать о В. Драгунском. Время - 1 мин.
- Передайте по кругу одновременно свои работы, узнайте, что подчеркнул каждый участник. Время – 1 мин.
- Поделитесь информацией с классом. Участник №1 (стол 1, 2, ..) (.Был мастером улыбки, имел чувство юмора)
IV. Работа с текстом до чтения
- Именно так звучит тема урока. СЛАЙД 2
- На что похоже название произведения? (На совет)
- Прочитайте формулировку темы урока?
Тэйк Оф – Тач Даун
- Я не люблю смеяться над собой!
- Я люблю смеяться над собой!
- Я люблю, когда надо мной смеются!
- Я не люблю, когда надо мной смеются!
- А что думает об этом В. Драгунский, мы узнаем, прочитав рассказ. СЛАЙД 3
V. Работа с текстом во время чтения. АУДИОЗАПИСЬ
Часть 1 дети читают под аудиозапись. Пауза после слов «Это всё лемуры виноваты»
- Кто такие лемуры? СЛАЙД 4
- На самом ли деле виноваты лемуры? Что можете сказать мальчикам? СЛАЙД 5
Финк-Райт-Раунд-Робин
- Возьмите белый листочек, подумайте 10 сек. Запишите свой совет, обсудите в команде по очереди с участника № 2.
- Кто хочет поделиться советами своей команды? (Варианты: не отвлекайся, когда делаешь уроки
·)
Дослушали 1-ю часть до конца. СЛАЙД 6
- Почему в начале 1-ой части Мишка и Дениска смеются оба, а в конце – Дениска смеётся один?
Клок Баддис
- Подумайте 10 сек. Поделитесь мнениями на встрече с друзьями, назначенной на 9 часов. Встаньте, задвиньте стулья. Время 1 мин.
Варианты ответов:
( Им обоим весело, их смех добрый, он никого не обижает)
(Денис смеётся, т.к. ему нравится его смешная задачка и то, что Миша с ней не справился, есть возможность покрасоваться перед папой. Миша не смеётся, т.к. ему неловко от своей недогадливости. Папа не смеётся, т.к. ему не нравится поступок Дениса: он задаёт не свою задачу и ставит друга в неуютное положение.)
- Можете сказать, у кого из них есть чувство юмора? (Без комментариев учителя)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Микс-Фриз-Груп
Под музыку дети перемешиваются, после окончания музыки группируются по ответу на вопрос учителя:
- Сколько героев в рассказе В. Драгунского «Тайное становится Явным»? (4)
- Сколько героев в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах»? (6)
- Сколько героев-животных в рассказе В. Драгунского «Дымка и Антон»? (3)
- Сколько героев в рассказе В. Драгунского «Арбузный переулок»? (?) – Ещё не чит.
Часть 2. АУДИОЗАПИСЬ
Дети прослушали, читая про себя. СЛАЙД 7
- Кому же в этой ситуации было не до смеха и почему?
- Посмотрите на название произведения. Как вы думаете, соответствует ли название произведения его содержанию полностью?
- Достаточно ли только иметь чувство юмора? Что нужно ещё уметь?
СЛАЙД 8
Вывод: Папа хотел научить Дениску своей задачей тому, что мало только обладать чувством юмора, так как надо уметь шутить по-доброму, не обижая своего собеседника. И только тогда чувство юмора принесёт радость от общения всем! Шутка удачна, когда весело и тому, кто шутит, и тому, кому она адресована.
Часть 3. АУДИОЗАПИСЬ
Дети прослушали, читая про себя
VI. Работа с текстом после чтения
- Вспомним вопрос начала урока «Легко ли смеяться над собой?» (Не очень)
- Какой совет можем дать Дениске? (Надо иметь чувство юмора)
- Проверим, есть ли у вас чувство юмора! (Учитель задаёт две смешные задачки)
Эй Ар Гайд СЛАЙД 9 Творческое задание
- Для чего надо иметь чувство юмора? Как развивать чувство юмора? Возьмите жёлтые листочки, в таблице заполните окна «До» напротив каждого утверждения.
- Теперь возьмите оранжевые листочки, прочитайте и заполните окна «После» напротив каждого утверждения.
- Как изменилось ваше мнение? (Дети анализируют)
VII. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание СЛАЙД 10
- Вот несколько бесценных советов о том, как развить чувство юмора.
1. Создавайте веселую атмосферу.
2. Общайтесь с веселыми людьми, обладающими хорошим чувством юмора.
3. Не бойтесь смеяться над собой. Это нормально использовать себя в качестве субъекта для юмора и шуток. Чаще смейтесь над собой. Это поможет создавать ту самую веселую атмосферу вокруг себя.
4. Коллекционируйте шутки. Читайте новые анекдоты в юмористических изданиях. Смотрите хорошие юмористические шоу. Используйте те шутки, которые показались вам особенно смешными, в качестве основы для своих собственных шуток. Попробуйте выбрать определенные шутки для конкретных ситуаций.
- Что было интересно на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Какую ситуацию из жизни вспомнили?
Творческое задание на дом на выбор:
- Приготовить смешные задачки для класса.
- Составить план и пересказ рассказа.
15