Психолого-педагогическое сопровождение семьи дошкольника разновозрастной группы


Психолого-педагогическое сопровождение семьи дошкольника разновозрастной группы
МДОУ «Детский сад № 26
с. Весёлая Лопань Белгородского района
Белгородской области»
Воспитатель: Павленко С.В.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят уистоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания,терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание междусемьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». (ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать равноправными, равноответственными участниками образовательного процесса.
Сотрудничество в совместной деятельности педагогов и родителейосуществляется в основном через:
•открытость детского сада для семьи;
•сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании детей;
•создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
•диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Цель моей деятельности в этом направлении: повышение значимости психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника.
Задачи:
1. Просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастныхособенностей.
2. Установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателями.
3. Выработка общих тенденций и направлений процесса становления и развития ребёнка.
В нашем детском саду две разновозрастные группы: первая группа – это детки от 2-х до 4-х лет, вторая группа – детки от 4-х до 7 лет. Моя группа средне-старше-подготовительная, это детки от 4-х до 7 лет.
Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются разные по своим физическим и умственным возможностям дети.
В совместном воспитании детей разного возраста есть много позитивных моментов. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для младших. Взаимодействие воспитанников в разновозрастной группе является естественным условием постоянного накопления и передачи опыта от старших к младшим дошкольникам.
Когда люди жили большими семьями, ребенок получал информацию об окружающем мире через своих братьев и сестер, через общение с ними. Он осваивал нормы поведения, учился ухаживать за младшими, помогать старшим. Постепенно ребенок усваивал свою роль в этом микросоциуме,  учился взаимодействовать с разными людьми, получал положительный пример социальных отношений.
В современном мире ребенок чаще всего воспитывается в семье один, и кроме родителей у него долгое время нет примеров для подражания. В традиционных группах  ребенок общается со своими сверстниками, которые наравне с ним пытаются усвоить нормы поведения и общения. Гораздо эффективнее этот процесс проходит в разновозрастных группах. Такие группы похожи на живой организм, в котором каждый выполняет свою важную роль.
Разновозрастные группы постоянно меняются — малыши подрастают, а старшие уходят в школу. Среди детей разного возраста ребенок гармонично проходит все этапы своего взросления. Сначала помогают ему, потом он помогает другим. Общаясь в разновозрастной группе, маленький ребенок наблюдает за поведением старших детей и понимает, что скоро и он сам станет таким же важным. Постепенно младшие дети в группе вырастают и им передаются взрослые обязанности — опекать младших, помогать воспитателям. И это ощущение очень важно для ребенка, оно приходит к нему естественным путем. Воспитателям не нужно учить ребенка каким-то социальным нормам, ребенок их усваивает самостоятельно, в разновозрастной среде.
Взаимодействие с родителями я осуществляю через разнообразные формы работы:- родительские собрания;- совместные мероприятия;
- индивидуальные и групповые консультации;
- совместные проекты;- памятки, анкетирование.
Для повышения педагогической компетентности родителей, для качественного психолого-педагогического сопровождения, в ДОУ организовано информационное пространство, которое представлено различными формами.
Информационные технологии. Благодаря данной форме просвещения, мы оказываем теоретическую помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с нами. При оформлении стендов мы учитываем следующие требования: материал должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадет, содержание предполагаемого материала для родителей должно быть актуальным и необходимым по определённой теме.
Благодаря посещению дней открытых дверей родители ближе знакомятся с учреждением, условиями содержания, образования и развития детей.Наиболее актуально эта форма работы для родителей детей, поступающих вдетский сад, ведь период адаптации начинается задолго до того, как ребенокпереступит порог дошкольного учреждения. Знакомство с родителямидетей происходит как на групповых, так и на индивидуальныхконсультациях с педагогами.
Организация совместных мероприятий с родителями, где родители являются активными участниками. Вместе с нами они отправляются на экскурсии по достопримечательностям села; принимают участие в развлекательных мероприятиях, утренниках; участие в конкурсах и выставках. Всё это способствует благоприятному формированию психолого-педагогической атмосферы.
Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создаёт большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьёй и детским садом.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.
Многие родители, которые приводят детей к нам, в разновозрастную группу, переживают, что старшие дети будут обижать младших. Мы стараемся донести родителям, что формирование разновозрастного коллектива – это преимущество для вновь прибывших детей.
Старших детей мы обучаем проявлять заботу о младших; помогать им в процессе одевания и раздевания, в организации режимных моментов. Положительную роль это оказывает и при формировании межличностных отношений, сплочённости детского коллектива. Конфликтные ситуации решаем совместно. Старшим дошкольникам мы предлагаем высказать свою точку зрения, оценивать хорошо или плохо они поступили. Сделать соответствующие выводы.
Очень интересно наблюдать за детьми в такой группе: как они общаются, как играют вместе, как помогают друг другу. Со стороны кажется, что разница у них всего 1 – 2 года, а эти 1 – 2 года очень много значат в их общении и в поведении.
Особое место отводится работе по психолого-педагогической поддержке семей воспитанников подготовительной группы. Уже в начале учебного года мы настраиваем родителей на плодотворную совместную работу, результатом которой должен стать подготовленный к школе ребенок. Для нас очень важна психологическая, эмоциональная готовность, как детей, так и родителей к новому этапу в их жизни. По результатам диагностики на определение уровня готовности детей к школьному обучению, мы проводим индивидуальные и групповые консультации для родителей, на которых, предоставляем итоговую информацию и даём индивидуальные консультации.
Таким образом, у родителей формируется представления:
- о возрастных и психологических особенностях развития ребенкадошкольного возраста;
- об особенностях образовательного процесса в детском саду;
- о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольноговозраста.
Итак, психолого-педагогическое сопровождение семей является необходимым и значимым условием для формирования полноценной, всесторонне развитой личности дошкольника. В основе сотрудничествадошкольного учреждения и семьи лежит совместная деятельность, то естьсовместное определение целей деятельности, совместное распределение сил,средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностямикаждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, азатем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.