Технологическая карта занятия Умники и умницы по теме Развитие логического мышления


Технологическая карта кружка «Умники и умницы» (занятие 6)
Тема занятия Развитие логического мышления. Поиск закономерностей.
Цель Развитие у детей логического мышления, познавательных способностей (внимание, восприятие, различные виды памяти и мышления).
Личностные результаты Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
Способность преодолевать трудность; доводить начатую работу до конца.
Принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относится к ним.
Тип занятия
Комбинированный
Формы работы Индивидуальная, групповая, в парах
Метапредметные результаты
Регулятивные: Научатся принимать и сохранять учебную задачу.
Выявлять и формулировать учебную проблему.
Познавательные: С помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного.
Осуществлять поиск информации из различных источников, осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации
Коммуникативные: Научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы.
Сотрудничать в малых группах.
Структура кружка
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Мотивирование к занятию
Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.
Приветствие и эмоциональный настрой учащихся.
Вчера на улице выпал снег и к нам в класс залетело несколько снежинок.
Соберите из снежинок слово. Какое слово получилось?
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
Ведь с маленькой удачи начинается настоящий успех.
Приветствие учителя.
мышление
Л: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Р: самоконтроль к деятельности.
Мозговая гимнастика
Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов. Организую выполнение упражнений:
«Качание головой»
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
«Ленивая восьмёрка»
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Зоркий глаз»
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»
Двигайте глазами вправо – влево, вверх-вниз по 6 раз.
Выполняют упражнения:
«Качание головой»
«Ленивые восьмерки»
«Зоркий глаз»
«Стрельба глазами» Р: Принимают задачу предложенную учителем на данном этапе.
Определение и осознание учащимися целей и задач занятия
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности игра «Шифровщик» (желтые листы)
На жёлтых листочках зашифровано слово, расшифруйте каждая группа своё слово.
Используя алфавит соберите слова и узнаете, чем будем заниматься на занятии.
17, 1, 14, 33, 20, 30
3, 15, 10, 14,1, 15,10,6
14,29,26,13,6,15,10,6
3,16,16,2,18,1,8,6,15,10,6
- А зачем развивать внимание, память, воображение?
- Где это может нам пригодиться?
- Чем будем заниматься на занятии? Работают группой, разгадывают слово.
17, 1, 14, 33, 20, 30 – память
3, 15, 10, 14,1, 15,10,6-внимание
14,29,26,13,6,15,10,6-мышление
3,16,16,2,18,1,8,6,15,10,6-воображение
Отвечают на вопросы учителя. Познавательные
Поиск информации, работа с алфавитом
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Коммуникативные
 Работа в группе.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение
Разминка
Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции. Отгадай, что это?
Мир живой природы.
Какая птица никогда не строит для себя гнезда, соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает?
Какая птица летит со скоростью автомобиля?
У какого растения вместо листьев колючки?
У какого растения молодые листья завёрнуты, как улитки?
Какое растение отпугивает своим запахом моль?
Сок какого растения закапывают в нос при насморке?
Сок какого растения помогает при укусе комаров?
У какого дерева осенью листья красные?
Из какого дерева делают спички?
У какого дерева даже в самый жаркий летний день кора остаётся прохладной? Отгадывают загадку.
Кукушка
Стриж, до 140 км/ч
У кактуса
У папоротника
Герань
Алоэ
Петрушки
У клена
Из осины
У березы
Личностные:
- проявлять желание узнавать новое;
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Поиск закономерностей
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, логического мышления. Вход - выход, въезд - ?
Увеличить - уменьшить, прибавить - ?
Большой - маленький, храбрец - ?
Наталья - племянница Софьи. Кто Софья Наталье?
По какому признаку ФЕВРАЛЬ - самый короткий месяц в году?
По какому признаку МАЙ - самый короткий месяц в году?
Задание № 1. Выбери нужную фигуру из 4 пронумерованных.
Задание № 2. Вставь вместо точек слово из 3 букв, которое бы служило окончанием первого слова и началом второго.

Задание № 3. Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ЛОЖКА - вначале это нехитрое приспособление делали из глины и дерева. Древние ассирийцы пользовались уже бронзовыми и медными ложками, в Египте делали также из дерева и бронзы. Помимо еды служи ли они для насыпания душистых смол и трав на курильницы. Примерно с XV в. ложки стали делать и дорогих материалов - рога, перламутра, фарфора, бронзы, серебра, золота. Ложки «на каждый день» дл; людей попроще были деревянными. Они имели разны формы и размеры - от больших черпаков, разливательных ложек, до небольших, с совсем коротенькой ручкой - походных. Первые серебряные ложки на Pycи были изготовлены в X в. для княжеской дружины Позднее их стали украшать гербами, вензелями, драгоценными камнями. Такие изящные ложки носили с собой в специальных расшитых футлярах, они служи ли предметом гордости владельца.
Задание № 4. Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из 2 рядом стоящих. Пойми закономерность и впиши недостающие слово в скобки нижнего ряда.
Пояснение. В каждой группе слов надо рассмотреть, как из букв слов верхней строчки образовано слово в скобках. Например: чтобы получилось слове «тоска» взяли две первые буквы у слова «торт» и три первые буквы у слова «скамья».
СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ДЕМОН - в христианской мифологии: злой дух, падший ангел; олицетворение какой-либо страсти, увлечения, порока.
МОНСТР – 1. Тот, кто выделяется, поражает своей необычность, своими особыми свойствами, своим устройством. 2. Человек или животное с каким- либо особенным физическим недостатком, уродством; урод.
ГРОТ - пещера в обрывистых морских берегах, а также искусственное сооружение, подобное пещере (обычно в парках, садах и тому подобное).
ОЛИМП — 1) в древнегреческой мифологии: обиталище, а также собрание, сонм богов. 2) шутл., иронич. - избранный круг, верхушка какого-либо общества. Выезд
Отнять
Трус
Тетя
Февраль короче по количеству дней; май - по количеству букв в его названии
№4
ме (шок) олад, у (кол) есо, утко (нос) орог, кипа (рис) унок.
лишнее слово чемодан, все остальные слова обозначают посуду: тарелка, ложка, чашка
дело (демон, монстр, порог (грот) омлет, рынок (роса) осада, Олимп (порт ) катер.
Познавательные
понимание простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;
Коммуникативные активное участие в обсуждениях;
Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом;
Корригирующая гимнастика
Цель: Профилактика нарушения зрения «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Выполняют упражнения:
Познавательные: 
- сравнение, обобщение;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 
Регулятивные: 
-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Поиск закономерностей
Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, логического мышления. Задание № 5. Вставь недостающее число.
Задание № 6. Буквенные выражения
Реши примеры.
Пояснение. Каждая буква обозначает цифру. Одинаковыми буквами обозначена одна и та же цифра. Угадайте, какие цифры обозначены буквами в каждой записи.
Задание № 7. Подбери слово, которому могут предшествовать любые из букв слева.
Пояснение. Количество точек в скобках указывает, сколько букв должно быть в пропущенном слове. Проверка: какое слово может быть окончанием у данных слов? 1, вычесть число на полу из суммы чисел на окнах.
1) А = 9, Б = 1; 2) А = 9, Б = 1, В = 0; 3) С = 5, К = 2.
«роль» - кроль, пароль, король.
Веселая переменка
Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела Сядьте прямо на стуле. Дотроньтесь вначале левой рукой до правого уха, а правой - до левого. А теперь поменяем руки, переведём левую руку на правое плечо, правую - на левое; поменяли руки. Дотронулись до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени - талия - плечи - уши. Выполнение упражнений вместе с учителем.
Решение нестандартных задач.
Развитие логического мышления, развитие умений работать в группе. Задача №1. У Веры 7 орехов, а у Клавы и Светы их поровну, но меньше, чем у Веры. Всего у трех девочек 11 орехов. Сосчитай, сколько орехов у Клавы и сколько у Светы.
Задача № 2. Если из первой корзины убрать 38 орехов, то в ней останется столько орехов, сколько их во второй корзине. А если в нее добавить 54 ореха, то станет столько, сколько в первой и во второй корзинах вместе. В третьей корзине на 27 орехов меньше, чем в первой корзине. Сосчитай, сколько орехов в третьей корзине.
Задача № 3. В кувшине было 12 литров воды. Когда из него перелили во второй кувшин3 литра воды, то в первом стало на 5 литров меньше, чем во втором. Сколько литров воды было во втором кувшине? 7 + 2 + 2 = 11 орехов. Ответ: у Клавы и у Светы по два ореха.
54 + 38 = 92 орехов - в первой корзине; 92 — 27 = 65 орехов — в третьей корзине. Ответ: в третьей корзине 65 орехов.
12-3 = 9л - осталось в первом кувшине, когда из него отлили; 9 + 5 = 14л - столько воды стало во втором кувшине; 14-3 = 11л - столько воды было во втором кувшине. Ответ: во втором кувшине было 11 литров воды. Рефлексия - Какие задачи мы ставили?
- Удалось ли решить поставленные задачи? Подводят итоги кружка.