Доклад Профориентирование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья как важный этап социально-средового ориентирования


В настоящее время профориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья , ориентирование в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда
Наша задача в этом отношении - в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учётом особенностей их возраста и состояния здоровья .Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в детском возрасте. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:
I этап.
Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). Здесь выделяют два подэтапа: эмоционально-образный и пропедевтический.
II этап.
Профессиональное самопознание. Ориентировочные границы этого этапа – 5-9 класс. Здесь также выделяют два подэтапа: поисково-зондирующий и подэтап развития профессионального самоопределения.
III этап.
Собственно профессиональное самоопределение. Здесь выделяют три подэтапа: уточнение социально-профессионального статуса (характерен для учащихся 10-11 классов), вхождение в профессию (характерен для студентов) и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности (характерен для работающей части населения).
Профориентационные занятия и мероприятия для наших детей являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение.
Ранняя профориентация призвана:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Данное направление работы реализуются:
1) в присущих развитию и возрасту детей видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
2) в процессе специально организованных форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Презентация.
1.