«Организация эффективного и безопасного использования средств ИКТ в образовательном процессе ДОУ»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениекомпенсирующего вида «Звездочка» г. Зернограда
«Организация эффективного и безопасного использования средств ИКТ в образовательном процессе ДОУ»

Учитель – логопед высшей категории
Багайскова Марина Александровна
г. Зерноград
2013г. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных, коррекционно - развивающих программ.
Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.
Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природой и социальной действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?
Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.
Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:
1.  Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
2.  С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого “сложного” ребенка.
3.  Делать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
4.  Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
5.  Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
6. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.
Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:
1.  Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения. 
2.  Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
3.  Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
4.  Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
5.  Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
6.  В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребенка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картина на экране двигалась только при определенной голосоподаче.
7.  У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.
Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.
Компьютер — это действительно будущее. За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. На сегодняшний день они стали доступными для покупателя. Пока не всем семьям, но и не в каждом детском саду или школе есть компьютеры, но видна тенденция компьютеризации образовательного процесса. Но все же в интересах наших детей, какие только препятствия мы не преодолеваем.
Но надо заметить, что к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Большая часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно, что данные психические процессы являются психологической базой для развития речи и поэтому эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Наиболее практичными и разносторонними в применении для дошкольников я считаю игры "Игры для Тигры" (автор Лизунова Л.Р.) Электронная версия альбома-пособия «Произношение. Мир звуков» (авторами Чиркина, Российская). Компания «Ксан-Презентации» обучающий диск «Учимся говорить правильно»
Данные игры способствуют формированию произвольности, умению принять и выполнить задание, познавательной мотивации, развитию у детей зрительной, слуховой памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, способствуют активизации словаря, закреплению цвета, формы, букв и др. Развитие этих качеств особенно важно для детей дошкольного возраста, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному обучению.
Занятия с использованием компьютера провожу индивидуально и фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
использование новых моделей компьютера  работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Конечно, существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3. Компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
В том случае, если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.