Статья по теме Современные образовательные технологии в начальной школе
Современные образовательные технологии в начальной школе
(Сафиуллина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №30)
По мнению одного из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукиной Г. И. интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала;
применения современных обучающих технологий.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. ФГОС второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. В классе учатся дети с разным уровнем подготовленности: и отличники, и «середнячки», и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии: технологию критического мышления, здоровье сберегающую технологию, информационно-коммуникативную, игровую технологию, технологию проблемного обучения, технологию “Портфолио”, дифференцированное обучение, технология обучения в сотрудничестве. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.
Технология проблемного обучения
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».
1)Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме: «Непроизносимые согласные» (2 класс)
3.Создание проблемной ситуации (Учитель дает детям слова и просит распределить их в группы)
-Поместите данные слова в группы.
-В какую группу вы отнесли слова: вестник, солнце, грустный?
(записывает все варианты а доске)
1 группа
рыбка
глазки
шапка
сугроб
солнце
сердце
грустный
вестник 2 группа
сосна
зерно
снежки
стена
стрела 1 группа
рыбка
глазки
шапка
сугроб
2 группа
сосна
зерно
снежки
стена
стрела 3 группа
вестник
солнце
сердце
грустный
-Какое задание мы выполняли?
-Мы пришли к одному мнению?
-На какой вопрос будем искать ответ?
Выполняют работу в паре, называют свой вариант размещения слов.
-Раскладывали по группам слова: СОЛНЦЕ, СЕРДЦЕ, ГРУСТНЫЙ, ВЕСТНИК
-В какую группу поместить слова: СОЛНЦЕ, СЕРДЦЕ, ГРУСТНЫЙ, ВЕСТНИК?
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
2) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Тема: «Порядок выполнения действий» (2 класс –Перспектива)
Детям дается задание решить примеры в 2 действия такого образца:
2*3+14
16-8:2
При решении данных примеров у детей получаются разные ответы. Это наводит на мысль, что кто-то из них выполнил задание неверно. И делается детьми вывод о том, что ответы получились разными потому, что был разным порядок выполнения действий. Испытывая данное затруднение, мы приходим к правилу выполнения действий по ступеням.Сложение и вычитание – это действия первой ступени, а умножение и деление – второй ступени. В примере с действиями обеих ступеней сначала выполняют действия второй ступени, а потом действия первой ступени в том порядке, в каком они записаны. А примеры с действиями одной ступени эти действия выполняются в том порядке, в каком они записаны.
Исследовательская работа.
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
Игровые технологии.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.
Технология критического мышления.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:
- чтение с остановками;
- работа с вопросниками;
- написание творческих работ;
- «Верно – неверно».
Эти приемы использую на всех уроках: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа
Здоровьесберегающая технология.
Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Технологии дифференцированного обучения.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней.Они стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках.
Самостоятельная работа по математике на тему: «Свойства сложения» 2 класс.
1 уровень.
Замени суммой разрядных слагаемых числа 15, 39, 51.
Вычисли:12-3= 4+7=8+5= 18-9=15-9= 3+8=
Найди значения выражений:15 – 7+2= 4+8-3=16 – 9+8= 5+6-1=
Укажи порядок действий и вычисли:15-(6+1)= 8+(13-5)=
Сравни, поставь знак «<», «>», «=»;12 - 6 * 5 1 ч * 59 мин3 дм 5 см * 53 см 1 м 3 дм * 13 дм
2 уровень.
Вставь в «окошко» число, чтобы равенство было верным:40 + =43 +7 = 57 + =61
Найди значения выражений:18 – 9 + 5= 48 – 40 = 59 + 1 = 7 + 6 – 3= 67 – 7 = 70 – 1 =
Поставь скобки, чтобы запись была верной:14 – 10 – 3 =7 6 + 18 – 8 = 16
Сравни, поставь знак «<», «>», «=»;15 – 5 * 10 + 6 6 м 3 дм * 36 дм9 + 7 * 7 + 9 1 ч * 65 мин
Из данных чисел: 12, 9, 15, 5, 8, 16 – составь 3 примера с ответом 7.
3 уровень.
Вставь в «окошки» числа так, чтобы записи были верными:11 – 6 = 10 - - 215 – 8 = 4 + + 212 – 3 = 3 + + 5
Найди значения выражений: 10 + 5 + 30 = 30 + 4 + 1=53 – 3 – 1 = 19 – (17 – 8) =60 – (5 + 5) = 20 + (13 – 4) =
Заполни «окошки» числами так, чтобы равенства были верными:1 м 7 дм = дм см 3 мм = 13 мм60 мин = ч 4 дм см = 44 см
Вместо * поставь знак «+» или «-« так, чтобы равенство было верным:87 * 1 – 80 = 8 22 * 2 – 20 = 0
Из данных выражений составь четыре неравенства:7 + (9 + 1) 4 + 6 + 64 + 8 9 + 5Технология “Портфолио”.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания портфолио использовала для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.Создание портфолио - долгосрочная программа. В первом классе, когда дети только начинали работать над составлением портфолио, без помощи родителей обойтись было просто невозможно. Весь год мы трудились над сбором материалов для создания портфолио. Дети выбирали самые удачные творческие работы, с удовольствием принимали участие в разнообразных конкурсах.
Портфолио включает такие разделы:«Немного о себе», «Мой портрет», «Моя семья», «Моя учёба», «Моя семья», «Моё творчество», «Моя общественная жизнь», «Мои достижения», «Самооценка».
В разделе «Мои достижения» помещаются грамоты, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости. В конце учебного года проводится анализ учебных достижений. По желанию ребята представляли свои портфолио. Эта работа успешно продолжается в этом году. Ребята с удовольствием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня. Введение технологии «портфолио» дало положительные результаты.
Информационно – коммуникационные технологии.
Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты. При помощи ИКТ проводила настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.
Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “10 наливных яблок”. Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 5 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.
И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Литература.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.
Педагогические Интернет-ресурсы.
Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5
Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114