Разработка открытого занятия на тему: Декоративность в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора. Кружок «Виртуоз резца» Центр Внешкольной работы «?улет» Акмолинская область, город Кокшетау
Разработал: Пархоменко Геннадий Владимирович
Центр Внешкольной работы «Әулет»
Акмолинская область, город Кокшетау
Телефон: 87712539117,263449
E-mail/urduhanova@mail.ruРазработка открытого занятия на тему:
Декоративность в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора.
Кружок «Виртуоз резца»
Декоративность в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора.
1.Место занятия в учебной программа: практическое
2. Год обучения: 2
3. Возраст воспитанников: 10-14 лет
4.Цели урока: ознакомление учащихся с традиционными видами декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной, формирование представлений об оборудовании и инструментах для резьбы по дереву; ознакомление с правилами безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной; формирование у учащихся знаний видов резьбы по дереву, технологии выполнения гравировального узора; формирование умений и навыков выполнения приемов художественной резьбы по дереву.
5. Задачи:
Обучающая. Обучать детей основам декоративности в оформлении миниатюрной пластики резьбы по дереву, формировать навыки резьбы по дереву и работы с гравировальными инструментами (бормашина) ;Развивающая. Развивать навыки в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора.
Воспитательная. Воспитание в детях морально-волевых качеств: терпение, настойчивость, уверенность в своих силах, научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда, с устройством столярного верстака, инструментами и оборудованием; изучить устройство столярного верстака и отработать приёмы крепления заготовок; развивать умение осуществлять планирование и контроль своей деятельности; воспитывать организованность, внимательность.
Прогнозируемые результаты: предметные: учащийся научится правилам ТБ, рационально организовать рабочее место, крепить заготовку в верстаке; мета предметные: учащийся научится осуществлять планирование, выделять необходимую информацию, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; личностные: проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе, осознание значимости организации рабочего места. 6.Формы обучения: групповая, практическая работа.
7.Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
8.Методическое обеспечение: образовательная программа, слайд презентация.
9.Оборудование: образцы изделий художественной обработки древесины; плакаты с изображением изделий миниатюрной пластики; оборудование и инструменты для резьбы по дереву, эскизы и чертежи изделий, имеющих декоративное оформление резьбой, заготовки из древесины, карандаши, стамески, лобзики, бормашина, шлифовальная шкурка лак, кисти.
Наглядные пособия: готовые образцы работ, презентация.
Ход урока
1.Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; - Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Выберите себе место по желанию. Учащиеся, выбирают рабочее место
2. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся:
-Какие действия мы будем выполнять на этих местах? Что здесь будем делать? (работать)
-Какие правила поведения вы соблюдали в классе? - Определяют цели и тему урока (организация рабочего места, правила ТБ)
3 . Актуализация знаний:
1. какие деревья растут в нашей местности?
(ответ: берёза, дуб, клён, сосна, ель…)
2. какие виды деревьев вы знаете?
(ответ: хвойные и лиственные)
3. какие породы древесины вы знаете:
(ответ: мягкие и твёрдые)
4. в каких изделиях может применяться резьба?
(ответ: картинные рамки, мебель, игрушки, спортивные снаряды, вазы, скульптуры и т.д.)Загадки о деревьях
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёзы)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
(Дуб)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат...
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.
(Осины)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
(Рябина)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...
(Сосна)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
(Тополь)
4. Первичное усвоение новых знаний :
Декоративность – совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организационную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде.
Миниатюрная скульптура (среди искусствоведов более распространено название «мелкая пластика») — род объёмных сюжетных или монофигурных изображений небольших размеров, обыкновенно не превышающих 10-15 сантиметров по высоте, создаваемых из самых различных материалов.
Гравировальный узор- это гравировка бормашиной.
Бормашина — ротационный инструмент, развивающий высокую частоту вращения шпинделя (до 40 000 об/мин) при небольшом крутящем моменте. Бормашины используются для высокоточной абразивной и безабразивной обработки мелких объектов. Нашли широкое применение в стоматологии (в составе стоматологических установок), ювелирном деле, художественной резьбе по кости, приборостроении.
Учитель показывает, как работает бормашина и демонстрирует виды гравировального узора.
Учитель демонстрирует как применять гравировальный узор в миниатюрной пластики.
. Рефлексия: : :чебной программа:
5. Практическая работа.
Для работы нам необходимы: Гравировальный станок (бормашина)
Доска (береза и сосна)
Карандаш
Ластик
Правила техники безопасности при работе с электроинструментами:
- Ребята, нужно быть осторожными при работе с электроинструментом бормашиной:
1. Работу производите на исправном оборудовании, пользуйтесь исправными инструментами и приспособлениями и только по их прямому назначению.
2. При неисправности оборудования прекратить работу и поставить в известность преподавателя.
3. Не прикасайтесь к открытым частям электрооборудования, не снимайте кожухи пусковых устройств, крышек, штепсельных розеток и т.д.
Технология выполнение:
1. На заготовку из березы карандашом наносим рисунок.
2. Начинаем вырезать на заготовке бормашиной на малых оборотах.
3. Заполните всю поверхность заготовке декоративными узорами применяя бормашину.
4. Готовое панно покрываем морилкой и лаком .
5. Такая же технология выполнения и для заготовки из сосны.
Практическая работа
- Каждый ребенок индивидуально выполняет работу.
- Воспитанник работает на хвойной породе древесины – сосне и лиственной породе древесины – березе, применяя бормашину в оформлении миниатюрной пластики.
- Дайте название нашей творческой работе.
- Убирают рабочие места, моют руки и присаживаются на свои места.
Подведение итогов.
• С какими видами резьбы вы сегодня познакомились?
• Назовите основные инструмент с которым вы сегодня работали?
• Какие материалы лучше брать для начинающего резчика?
• с каким видом узора вы сегодня познакомились?
• Из какой древесины лучше делать миниатюрные изделия?
• Из какой древесины лучше делать крупные изделия?
Спасибо всем за активную работу во время урока. Все заслуживаете оценки – «5». Молодцы!!!
8.Рефлексия. - -Что понравилось? -Каких целей добились, чему научились? -С каким настроением вы уйдете с урока? Учитель раздает разноцветных колобков (Смайлы)
Урок окончен.
Преподаватель : Пархоменко Геннадий Владимирович