УРОК ПАМЯТИ «ВОСПЕТЬ МУЖЕСТВО НАРОДА-ПОБЕДИТЕЛЯ»

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум»














УРОК ПАМЯТИ
«ВОСПЕТЬ МУЖЕСТВО НАРОДА-ПОБЕДИТЕЛЯ»









Разработала
Людмила Александровна Кених










Карпинск
2015
Урок Памяти
Воспеть мужество народа-победителя

Цели:
Развитие чувства исторической памяти, любви и уважения к защитникам, отстоявшим независимость и целостность родной страны; формирование гуманистического мировоззрения;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения и читательской культуры;
Формирование умения использовать компьютерные технологии.

1 чтец:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
2 чтец:
Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.


3 чтец:
«Россия должна быть ликвидирован», - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года, а в 1942 году уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере, 100 миллионами людей германской расы».

4 чтец:
У каждого офицера фашистской армии была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителями великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применить самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

5 чтец:
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и этот час,
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днём,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.

6 чтец:
Алексей Толстой в первые месяцы войны написал: «Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, мы молоды, ты добра, добро и красоту ты несёшь в своём сердце. Ты вся – в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. Бессмертна слава погибших за Родину».

2 чтец:
Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолётами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все её защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости – это поистине подвиг воинов-патриотов.

3 чтец:
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!


7 чтец:
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я бьюсь.
Я не сдамся врагу.
А смерть – это просто нелепость,
Её я принять не могу.
8 чтец:
Я – Брест. Я стою обожжённый.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сражённых,
Здесь только убитые есть.
Мой дом окружён и отрезан.
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа –
Я буду камнями стрелять.
9 чтец:
Сквозь смертную эту свирепость,
Сквозь гиблую бурю огня.
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Потомок, ты слышишь меня?

4 чтец:
Фашисты превратили в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях.

10 чтец:
На оккупированных территориях фашисты установили «новый порядок». Каралось буквально всё: отказ от работы, передвижение в ночное время. На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто.

11 чтец:
Производились зверские расправы над людьми. Только в Киеве было уничтожено более 195 тысяч человек, в основном, евреев, из них в Бабьем Яру свыше 100 тысяч человек.

12 чтец:
30 сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашисты взяли в плен много советских людей, захватили 1242 танка и 5412 орудий. Но 5-6 декабря началось мощное советское контрнаступление. Враг отошёл от Москвы на 100 – 250 километров, были освобождены города: Калинин, Калуга, Клин, Волоколамск.

13 чтец:
Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу и по праву,
И по любви – мы бьёмся за тебя!
За то, чтобы черёмух пеной белой
Дымя-дымилась тёплая земля,
Чтоб ликовали отчие пределы,
В отраде жили русские поля;
За то, чтоб солнце гасло на затоне
И звёзды отражались бы в реке,
За то, чтоб мать глядела с-под ладони
На озарённом солнцем большаке;
За то, чтоб смолк повсюду рёв орудий,
Чтоб хлеб и соль стояли на столе,
За то, чтоб просто радовались люди
На снова отвоёванной земле!

3 чтец:
Особенно тяжело было пережить эту зиму детям. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом рассказывают дневниковые записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

1 чтец:
Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

2 чтец:

· Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

4 чтец:
Лёка умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года.

5 чтец:
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.
6 чтец:
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

7 чтец:
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Слово учителя:
Это написано 11-летней школьницей, которая не намного пережила своих близких. Оставшиеся в живых до сих пор с ужасом вспоминают блокаду. Так профессор, доктор исторических наук Л. Т. Шепелева вспоминает: «Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 гг. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. в ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить мены, ребёнка, что это ночь, а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паёк – 120 гр хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось. И чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства»

9 чтец:
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.


10 чтец:
Блокадный хлеб. Блокадная вода.
Блокадный путь под вьюгой ледяною
Какой бессмертье куплено ценою –
Мой город не забудет никогда

11 чтец:
200 дней и ночей не затихали ожесточённые бои под Сталинградом. В этом сражении с обеих сторон участвовало более 2 миллионов ста тысяч солдат и офицеров, около 2500 боевых самолётов, почти 25 тысяч орудий, более 2 тысяч танков и штурмовых орудий.

12 чтец:
На всю страну прославились бойцы Красной Армии, два месяца удерживающие оборону дома под со своим командиром Павловым. Этот разрушенный дом не стали восстанавливать в Волгограде, он стал живым памятником защитникам Сталинграда.

1 чтец:
Особенно тяжёлые бои шли в районе тракторного завода и на Мамаевом кургане. Здесь на каждом квадратном метре насчитывалось от 400 до 1200 осколков.

6 чтец:
Когда я не в силах был дальше идти, –
А путь до Победы был трудным и долгим, –
Россия, к твоей припадал я груди
И сил набирался у матушки Волги.
Да, Вечно течёт в ней живая вода,
Не могут прожить без неё ветераны,
И вновь сталинградцы приходят сюда,
Лечить свои раны, лечить свои раны.
Я знаю: на свете немало есть рек,
И польская Висла, и чешская Влтава,
Но с Волгой слилась воедино навек
Великой Победы Бессмертная слава!

7 чтец:
Зимой 1943 года фашисты овладели Харьковом и Белгородом, и фронт в районе Орла, Харькова и Курска образовал дугу, которую Гитлер решил «срезать» ударами с севера и юга. 5 июля 1943 года началась Курская битва, а 5 августа Красная Армия освободила Орёл и Белгород, 23 августа – Харьков.

Слово педагога:
В марте 1944 года советские войска вышли на границу, но у них за спиной оставались свидетельства чудовищных преступлений фашистов на оккупированных территориях. Вы уже слышали страницы дневника Тани Савичевой, написанные в блокадном Ленинграде. но не легче было и в немецком плену, о чём свидетельствует письмо Кати Сусаниной (стр. 49 в журнале «Классный руководитель», №1, 2005)

13 чтец:
Вы мужеством мир удивили,
Звенит, не стихая, молва,
Собою страну заслонили
От самого страшного зла.
Вы снами, герои планеты,
Мы чувствуем ваше плечо
В шинельном строю, вы воспеты
С карающим, вещим мечом.

14 чтец:
Замри, человек, в День Победы,
Очнись от житейских невзгод,
Добра в тебе явны приметы,
Ты дай им достойный исход.
И с болью, и с памятью вместе
В солдата Победы вглядись,
Победу он выстрадал в Бресте.
Ему до земли поклонись.

1 чтец:
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны.
В эти дни бесконечной весны.

2 чтец:
Возвращались солдаты с войны!
И прошли по Москве, точно сны, –
Были жарки они и хмельны.
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны –
Возвращались солдаты с войны!

3 чтец:
Возвращался народ-исполин
Возвращался?
Нет!
Шёл он вперёд,
Шёл вперёд
Победитель-народ!
Он там, на Эльбе, далеко от дома,
Дошёл до края самого войны.
Он в стольких битвах не оглох от грома.
А вот сейчас оглох от тишины.
Он, улыбаясь, жмурится от света,
Ещё пропахший дымом весь, в пыли.
- Так вот она, товарищи, победа!
Так вот когда мы до неё дошли.











Литература

Елисеева Т.А. А.Платонов. «Взыскание погибших»/ Литература
в школе.2008, №4.
Савин М. Фотографии военных лет/ Литература в школе. 2006, №5.
Соловей Т.Г. Детям своим расскажите о них/ Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». 2008, №4.
Приходько А.В. Воспеть мужество народа-победителя/ Классный руководитель. Научно-методический журнал. 2005, №1.
Учамбрина И.А. Наука жить достойно/ Литература в школе. 2005, №5.









13PAGE 15


13PAGE 141315




15