Выступление на общешкольном родительском собрании «Жестокое обращение с детьми в семье»
Выступление на общешкольном родительском собрании
«Жестокое обращение с детьми в семье»
Слайд 1
Свое выступление я хочу начать стихами Виктора Павлова.
Дети – главный подарок для мира,С ними чудесней земная картина.Всё понимают, берутся за всёЛучшее с ними людское житьёЧастенько слабы, неумелы их руки,Но некогда думать ребятам о скуке.В движеньях, заботах их время проходит,Удача к усердным с годами приходит.В детские годы мечты расцветают,Взрослые часто об этом не знают.Надо детишкам права объяснить,Многому надо их обучить.Мир станет лучше на нашей планете,Если счастливыми будут все дети! Какие замечательные детские лица! Смотришь на фото, и улыбка появляется на лице. Одно дело смотреть, другое – воспитать, взрастить…
Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто дети рассматриваются как тяжелая ноша и бремя, отрицательно влияющие на семейные и национальные ресурсы.
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей физических и духовных сил, материальных средств и терпения. В общении с ними необходимы психолого-педагогическая грамотность, терпимость, взаимопонимание.
Вторичная занятость родителей, их чрезмерная загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, способствуют тому, что дети большую часть времени лишены родительского внимания и контроля.
Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение, вплоть до сексуального насилия, в собственной семье.
Слайд 2
Тема нашей встречи «Жестокое обращение с ребенком в семье».
Слайд 3
Не так давно эти фотографии не сходили с экранов телевизоров. И улыбка с нашего лица моментально куда-то исчезает, а из груди вырывается крик «За что?», «Это не люди»
Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.
детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
детей продавали и покупали.
Слайд 4
Жестокое обращение с детьми: что это такое? Жесткое обращение с детьми в семье (т.е. несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Слайд 5
Причины жестокого обращения:
Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку
Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнкомНехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами
Семейные традиции (меня так воспитывали)
Алкоголизм и наркомания в семье
Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи
Слайд 6
Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми:
физическое,
психическое (эмоциональное),
сексуальное насилие,
пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость)
Слайд 7
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Выделяют следующие формы физического насилия:
удары по лицу;
тряски, толчки;
затрещины,
удушения,
пинки;
заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
избиение ремнем, веревками;
нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Слайд 8
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми.
Существуют следующие формы психического насилия:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму
Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощренно родная бабушка издевается над любимым внуком. (Можно привести пример из книги)
Слайд 9
Пренебрежение основными потребностями ребёнка, невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:
• оставление ребенка без присмотра;
• отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
• отсутствие должного гигиенического ухода: купание, стирка и смена белья и одежды;
• несоответствие одежды ребенка погодным условиям;
• непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;
• отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.
Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения.
Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка. Ребенок, лишенный заботы родителей, оставленный ими без медицинской помощи, не получивший образования, не может стать полноценным членом общества.
Нередко такие дети начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками, совершают преступления, что причиняет обществу значительный социальный ущерб.
Слайд 10
Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции
Влияние на ребёнка:
Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия
Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым
Может жаловаться на физическое нездоровье
Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.
Скажите, мы же не желаем зла своим детям, почему мы иногда поднимаем на них руку? Почему, если другие обижают наших детей, мы бросаемся на помощь, а сами…? Отчего такая двойственность? Я думаю, каждому стоит задуматься над этими вопросами
Жестокое обращение к детям - это наши срывы или необходимость воспитания? Многие родители считают - что ударить ребенка за провинность - это нормально. Или наорать под влиянием собственных эмоций. Лучше мы поддадимся сиюминутному порыву и выплеснем свои эмоции на малыша, чем сдержимся и закипим от злобы и гнева. Уж лучше потом угрызениями совести помучаемся...
Слайд 11
Последствия жестокого обращения с детьми в семье
уход в религиозные секты;
объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
агрессивное, преступное поведение детей;
сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия.
А как надо правильно, чтобы не навредить? Как сдержаться? Какие методы применить, чтобы защитить ребенка от самого себя в такие моменты?
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
Слайд12
Рассмотрим четыре заповеди мудрого родителя
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
3. Перестаньте шантажировать.
4. Избегайте свидетелей.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Не бойтесь открыть свою любовь к ребенку. Специалисты выделяют три способа:
Слайд 13
Три способа открыть ребёнку свою любовь
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Слайд 14
Памятка родителям
Перед тем, как взяться за ремень или нанести ребенку оскорбления: 1.Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется.
2.Не действуйте сгоряча!
3. Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого.
4. Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию. 5.Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию
Слайд 15
Во всем мире и в нашем обществе также существует защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Об этом изложено в следующих документах:
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Слайд 16
ОБРАЩЕНИЕ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Посмотрите вокруг, если Bы видите:
РЕБЕНКА, который побирается;
РЕБЕНКА, который грязно или не по сезону одет;
РЕБЁНКА, который хулиганит, выпивает или употребляет
наркотические вещества;
РЕБЕНКА, который не посещает школу
СЕМЬЮ, которая ведет асоциальный образ жизни и не
заботится о ребенке;
ФАКТЫ жестокого обращения с детьми;
ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Слайд 17
Понимание, доверие, вера в своего ребенка – истинные помощники в решении возникших проблем .Разговор «по душам» - залог дальнейшей искренности в отношениях. Не вините ребенка в своих собственных ошибках. Будьте другом, старшим наставником учителем для ребенка. Любите ребенка МУДРО!!!
Хочется пожелать всем:«Всегда будьте вместе, любовь берегите,Обиды и ссоры подальше гоните,Хотим, чтоб про Вас говорили всегда:Какая хорошая Ваша семья!»