Конспект урока по искусству (музыка) на тему Музыкальный портрет (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9» г. Воронежа



















Конспект урока по искусству (музыка) на тему
«Музыкальный портрет» для 5 класса







Выполнил: учитель музыки
Пчелинцева Л.П.

















2016
Тема подраздела: «Музыкальный портрет».

Тема урока: «Может ли музыка выразить характер человека?»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:
- подвести обучающихся к осознанию единства музыки и изобразительного искусства на примере жанра портрета в музыке и изобразительном искусстве; направить их внимание на поиск ответа на
вопрос-тему «Может ли музыка выразить характер человека?»;
- развить творческие и коммуникативные способности;
- духовно-нравственное воспитание обучающегося через приобщение к музыкальной культуре, к искусству.

Задачи: - узнают: музыкальный портрет, Третьяковская галерея, имена выдающихся деятелей искусства: И. Репин, М. Мусоргский, Г. Гладков; научатся самостоятельно работать с информацией учебной литературы; получат возможность размышлять, сравнивать, анализировать музыкальный портрет с портретом изобразительного искусства;
- развить ассоциативно-образное мышление ребенка; вокально-хоровые навыки; навыки восприятия и анализа музыки; развить внутреннее зрение и внутренний слух обучающихся;
- воспитать культурного человека.

Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения М. Мусоргского «Песня Варлаама» (из оперы «Борис Годунов»), «Гном» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»), исполнять «Песню о картинах» Г. Гладкова, наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Метапредметные:
познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются учебной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения; учатся работать в коллективе;
регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.

Методы: метод междисциплинарных взаимодействий, словесный, наглядный, поисковый, метод проблемной ситуации.

Приемы: игра, анкета, «корзина идей».

Художественный материал:
Музыкальный материал:
«Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского;
«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский;
«Гном» из цикла «Картинки с выставки»». М Мусоргский;
«Песня о картинах». Г. Гладков.

Изобразительный ряд: «Протодьякон» И. Репина.

Дидактический материал: УМК «Искусство. Музыка» (5 класс) Т.И. Науменко, В.В. Алеев

Оборудование: маркерная доска, маркер.

ИКТ: проектор, компьютер, мультимедийная доска, презентация.
Сценарий урока

I. Организационный этап.
Вход в класс. Звучит пьеса (фрагмент) «Прогулка» М. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки». Проблемные вопросы.
Учитель: - Давно ли вы были в картинной галерее (выставка картин)?
Давайте совершим сегодня виртуальную экскурсию в один из залов «Третьяковской галереи» (слайд 2).
- В каком городе нашей страны находится знаменитая галерея? (Москва.)
- А сопровождать нас в этой экскурсии будет музыка, тот самый музыкальный фрагмент, под который вы сегодня вошли в класс. Кто из вас может назвать его автора и само произведение? (Ответы обучающихся.)

II. Целеполагание.
Учитель: - В галерее представлено много экспонатов изобразительного искусства, живописи.. (слайд 3). Но мы с вами остановимся вот перед этим экспонатом (слайд 4). К какому жанру изобразительного искусства он относится? (Портрет.)

Учитель: - И так, мы подошли к главному - к определению темы сегодняшнего урока. Кто готов ее озвучить? (Варианты ответов ребят.)
Озвучивание темы урока учителем. Запись ее на доске. (Слайд 5.)

Учитель:- Что вы знаете о музыкальном портрете? Обсудите этот вопрос в парах.
Ребята работают в парах.
- Кто хочет высказаться на тему музыкальный портрет? (Высказываются обучающиеся.)
- Что вас интересует по этой теме? Что хотели бы узнать? Запишите ваши вопросы в рабочую тетрадь. Индивидуальная работа в рабочих тетрадях.
- Кто хочет поделиться своими вопросами, может написать их на доске. Один обучающийся выходит к маркерной доске и выполняет задание.

Учитель: - Посмотрим на доску. Сравним ваши вопросы с теми, что написал (а) (имя ребенка).
- Хотите ли дописать какие-то вопросы? (Если появятся такие желающие, выходят по одному к доске. Каждый может записать один свой, самый интересный, на его взгляд, вопрос.)

Учитель: - И так, задачи вы перед собою поставили, можно приступать к их осуществлению.

III. Основная часть урока.
«Протодьякон» И. Репина. «Песня Варлаама» М. Мусоргского

1. Работа в группах (по 3-4 человека).
Учитель: - Вернемся к нашему портрету (слайд 6). Работая в группах, расскажите коротко о человеке, изображенном на этом портрете, используя слова для справок: добрый, злой, мягкий, грубый, властный, жесткий, трусливый. (Ответы обучающихся.)

Учитель: - Теперь каждая группа пусть озвучит свои варианты ответов. (Высказывания обучающихся.)

2. Работа с учебником (с.133-134.) Поиск нужной информации обучающимися (индивидуальная работа).

Учитель: - Откройте ваш учебник на с. 133-134. Найдите и прочитайте информацию об этом портрете. Ответьте на вопрос: Как назвали этого человека музыкальный критик В.Стасов и композитор М. Мусоргский? (Ответы обучающихся.)

3. Поиск ответа на вопрос № 1 (учебник, с. 137). Работа в группах.
Учитель: - Послушайте, пожалуйста, «Песню Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Сравните два портрета – портрет Протодьякона И. Репина и музыкальный портрет Варлаама, созданный великим русским композитором-портретистом М. Мусоргским. Подумайте над вопросом: - Что общего между этими портретами?
(Звучит «Песня Варлаама» М. Мусоргского.) (Ответы обучающихся.)

Учитель: - Какими средствами музыкальной выразительности помогли композитору создать этот образ? Для ответа воспользуйтесь словами для справок: громкая динамика тихая динамика, ровный ритм, неровный ритм, тембр голоса бас, тембр голоса тенор, песенная мелодия, танцевальная мелодия.

4. Вывод по данной работе. Работа в группах.
Учитель: - Как вы можете объяснить тот факт, что в разных видах искусства – изобразительное искусство и музыка – появились очень похожие по своему характеру портреты?
Обучающиеся: - Эти портреты были взяты авторами из окружающей их жизни. Возможно, авторы встречались с такими людьми.

Пьеса «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского

Учитель: - Звучит пьеса (фрагмент) «Прогулка» М. Мусоргского, которая приглашает нас посмотреть еще один портрет. Давайте последуем за ней (слайд 7).

1. Разминка. Дети выполняют спокойный шаг на месте по музыку. Звучит пьеса «Прогулка» М. Мусоргского.

2. Восприятие обучающимися пьесы «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Работа с учебником.
Учитель: - И так, композитор предлагает нам посмотреть еще один портрет-портрет сказочного существа Гнома. Но портрет не обычный. Он не будет сопровождаться словесным текстом. Его нарисует инструментальная музыка. В учебнике на с. 135 дан его портрет. Но будет ли он похож на Гнома, которого увидите вы? Давайте посмотрим.

Звучит пьеса «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

Ответы обучающихся.

3. Вывод по данной работе. Поиск ответа на поставленный проблемный вопрос № 2 в учебнике (с. 137). Работа в группах.
Учитель: - О чем, по-вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
Обучающиеся:- О внутреннем мире. Гном страдает
Учитель: - Какими музыкальными средствами М. Мусоргскому удается передать это образ? Посовещайтесь в группах. Пользуясь словами для справок (слайд 8) найдите соответствие:

мелодия
Плавная, отрывистая

ритм
ровный, не ровный

лад
Мажор, минор

регистр
низкий, средний, высокий

динамика
Тихая (p), громкая

тембр
м/д д/д с/с уд

темп
Быстрый, медленный, умеренный


4. Работа ребят по группам. Ответы обучающихся (по группам).

IV. «Песня о картинах» Г. Гладкова. Знакомство с песней. Разучивание 1 куплета песни. Вокально-хоровая работа.

V. Рефлексия деятельности обучающихся.
1. Звучит пьеса (фрагмент) «Прогулка» М. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки».
Учитель: - Наш урок подошел к концу. Удалось ли вам найти ответы на все ваши вопросы, которые вы задали себе в самом начале урока? (Ответы ребят.)
(В случае, если ребята не нашли ответы на какие-то вопросы, они, в качестве домашнего задания, могут найти ответы на них самостоятельно дома.)
Учитель: - Может ли музыка выразить характер человека? (Ответы обучающихся.)

2. Обучающиеся высказываются одним предложением (по цепочке), выбирая начало фразы (слайд 9):
Сегодня я узнал (а)
Было интересно
Я выполнял (а) задания
Я понял (а), что
Теперь я могу
Я научил (-ась) ся
У меня получилось
Я смог (ла)
Я попробую
Меня удивило
Урок дал мне для жизни
Мне захотелось

VI. Домашнее задание по выбору обучающегося (слайд 10).
1. Постараться найти ответы на интересующие вопросы по теме урока.
2. Выполнить (письменно) задание № 3 в учебнике на с. 137.
3. Выучить «Песню о картинах» Г. Гладкова (возможно, пользуясь средствами Интернета) до конца.