Методическая разработка к уроку истории Влияние идей Просвещения на российскую обществерную мысль второй половины 18 века
Работу выполнила
Высочева Л.Е.
учитель истории и
обществознания
МБОУ Зазерской СОШ
Тацинского района
Ростовской области
Методическая разработка по истории (круглый стол) «Влияние идей Просвещения на российскую общественную мысль 2-й половины XVIII века».
Аннотация: Методическая разработка урока по истории России для учащихся 10 класса. В разработке содержится информация о влиянии французских философов на развитие общественной мысли в России, о творческой деятельности российских просветителей 18 века (Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, Д.И.Фонвизин), об их взглядах на развитие российского общества, о влиянии на последователей. Данный материал можно использовать при проведении интегрированных уроков по истории и литературе.
Ключевые слова: Эпоха Просвещения, «просвещённый» абсолютизм, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И.Фонвизин, Ш.Монтескье, Вольтер.
Цель урока: Изучить и проанализировать, как идеи французских просветителей повлияли на российскую общественную мысль второй половины XVIII века.
Задачи:
Образовательные:
вспомнить основные идеи французских просветителей XVIII века;
обеспечить усвоение учащимися новых знаний о российских просветителях второй половины XVIII века.
Воспитательные:
формировать интерес к истории нашей страны, чувства гордости и сопричастности; формировать мировоззренческую позицию учащихся с гуманистической точки зрения; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, воспитанию патриотизма и гражданственности, активной жизненной позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
Развивающие:
развивать способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях второй половины XVIII века, руководствуясь принципом историзма, в их динамике и взаимосвязи;
формировать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; формировать умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Познавательные УУД:
развивать умения работать с различными видами информации: текстовой, иллюстрациями, видеоматериалами;
развивать логические приемы мышления, умение осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность.
Регулятивные УУД:
развивать умения планировать свою деятельность, осуществлять её в соответствии с предложенным планом, проявлять творчество при выполнении продуктивных заданий;
развивать умения оценивать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
совершенствовать умения работать в группе, коллективно обсуждать проблему;
развивать умения выступать публично, логически грамотно формулировать высказывание;
слушать собеседника, проявлять уважение к позиции выступающего.
Личностные УУД:
способствовать формированию у учащихся эмоционального переживания, уважительного отношения к событиям истории России и Всеобщей истории;
способствовать углублению понимания сопричастности к прошлому России, национальному самоопределению учащихся;
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор.
Наглядность: презентация, портреты французских философов и российских мыслителей XVIII века, отрывки из литературного произведения.
Основное содержание работы над темой.
1.Учащиеся за 10 дней до урока были поделены на группы, каждая группа получила задание.
2.Методом поиска в справочной, художественной, исторической литературе учащиеся находят и систематизируют материал, оформляя его для дальнейшего использования и группируя по следующим направлениям:
а) Влияние идей Просвещения на государственную власть в Российской империи.
б) Деятельность Д.И.Фонвизина.
в) Деятельность Н.И. Новикова.
г) Деятельность А.Н. Радищева.
3.Выступление групп сопровождается слайдами презентации.
4.Закрепление полученных знаний.
4.В конце урока создаётся коллективная работа по данной теме с презентацией.
Ход урока.
I. Оргмомент. Мотивация учащихся. Введение в проблему урока.
(В классе развешаны портреты французских мыслителей и российских философов 2-й половины XVIII века.)
- Чьи портреты вы видите. Что вы знаете о французских мыслителях из курсе Всеобщей истории. Как вы думаете, существует ли связь между французской философией XVIII века и российской?
II. Актуализация проблемы.
Вступительное слово учителя (Презентация http://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-na-temu-vliyanie-idey-prosvescheniya-na-rossiyskuyu-obschestvennuyu-misl-y-polovini-veka-987530.html)
Слайд 1
XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Особенно ярко дух Просвещения проявил себя во Франции, где мыслители-просветители идеологически подготовили революцию 1789—1793 гг.
Слайд 2
Основоположниками французского Просвещения были Вольтер и Ш. Монтескье. Просветительские идеи пронизывали всю духовную культуру Франции, они стали широким общественным достоянием, так как часто распространялись через художественную литературу и театр. Философская мысль Просвещения находилась в постоянном развитии, в поиске, в открытии новых идей. Давайте с вами вспомним всё, что изучали ранее о взглядах французских просветителей.
- Что вы знаете о «естественных» правах человека и теории «общественного» договора.
Предполагаемый ответ учеников (помогает учитель).
Слайд 3
В центре просветительских теорий была теория естественного права и общественного договора, согласно которой каждый человек обладает «естественным» (природным) правом на жизнь и на свое место в мире. И этого права у него больше, чем сил. Но если люди будут неограниченно пользоваться своим «естественным» правом, то их права и интересы неминуемо столкнутся друг с другом и общественная жизнь станет попросту невозможной. Поэтому личный интерес должен быть всегда подчинен общественному. Люди добровольно должны отказаться от части своих естественных прав и делегировать их верховной власти — государству. Между государством и народом должен быть заключён общественный договор: одна сторона (народ) жертвует частью своих прав, другая (государство) — берет на себя обязанность и заботу обеспечить общественный мир и согласие. Просвещенные монархи, по мнению просветителей, и должны осуществить внедрение принципов разума в жизнь, быт своих государств и народов.
- Как относились философы к церкви и церковным догмам?
Слайд 4
Мыслители критиковали церковь, боролись с религиозными догматами. Считали, что они не имеют опытно-рационального обоснования и противоречат здравому смыслу. Ш. Монтескье, автор знаменитой книги «О духе законов», считал, что достоинство человеческих законов именно в том, что они не застыли, не окостенели, а способны к новизне и творчеству в отличие от законов божественных. Вольтер же не отрицал религии как таковой, он требовал религиозной свободы.
- Каким должно быть общественное устройство по мнению просветителей?
Слайд 5
Вольтер считал, что человек существо общественное, и люди должны быть политически и юридически равны. Вместе с тем социальное и имущественное неравенство Вольтер рассматривал как предпосылку общественного равновесия и нормального развития общества.
- Какую идеологию поддерживали просветители?
В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции. Философы поддерживали буржуазию, которая в качестве зрелого класса должна возглавить борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютического строя.
Слова учителя.
Слайд 6
Сочинения французских просветителей были очень популярны в России. Они ходили по рукам среди студентов Петербурга и Москвы, ими увлекалась столичная дворянская молодежь. Переведенные на русский язык еще в 60-х годах, они издавались для широкого читателя. Своим содержанием эти сочинения расшатывали устои феодального мировоззрения.
II. Круглый стол (дети рассаживаются по группам и готовятся к выступлению).
- Сегодня на уроке мы с вами выясним, как идеи Просвещения повлияли на российскую общественную мысль 2-й половины XVIII века (эпоха «просвещённого» абсолютизма).
1. Влияние идей Просвещения на власть (предполагаемое выступление 1 творческой группы).
Слайд 7
Многое повидала Грановитая палата Московского Кремля. Под ее расписными сводами происходили приемы иноземных посольств. Среди парчовых и бархатных шуб бояр появлялись люди в тюрбанах и пестрых шелках Востока, в кружевах, атласах и сукнах Запада. Иван Грозный отпраздновал в ней взятие Казани и принимал посольство Ермака, здесь шумела ассамблея по случаю Полтавской победы. Осенним днем 1767 г. в палате шло заседание Уложенной комиссии. Екатерина II прониклась идеями Просвещения.
Слайд 8
Наиболее ярким воплощением «просвещенного» абсолютизма стал «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии, написанный в 1765-1767 гг. Изучая деятельность императрицы можно утверждать, что она выдавала себя за сторонницу идей Просвещения, привлекая их для обоснования своих самодержавно-крепостнических порядков. Она заявляла, что “Дух законов” Монтескье - ее настольная книга, из которой она переносила целые страницы в свой Наказ. Однако в Наказе она говорит, что самодержавие лучшая и единственно возможная форма правления. Под «вольностью» понималось позволение делать только то, что разрешали законы, а они закрепляли всевластие дворян и полное бесправие крестьян. Императрица звала Дидро приехать в Петербург для завершения публикации «Энциклопедии». Приглашала д'Аламбера поселиться в России и воспитывать ее сына Павла.
Слайд 9
С 1763 г. Екатерина ведет оживленную переписку с Вольтером и называет его своим «учителем». Императрица советуется с просветителями относительно ведения государственных дел, посылает им дорогие подарки, меха, коллекции золотых монет, оказывает денежную помощь. Просветители называют ее «северной Семирамидой», воспевают ее ум и создают вокруг нее нужную ей рекламу. В 1773 г. Дидро приехал в Петербург, он сразу понял, что его визит несвоевременен, та как в России шла борьба с народным движением под предводительством Е. Пугачева. Общаясь с Екатериной II, он сделал вывод, что «глаза философа и глаза самодержца видят вещи по-разному».
2. Деятельность Д.И. Фонвизина (предполагаемое выступление 2 творческой группы).
Слайд 10
После Пугачевского восстания либеральные взгляды по всей России были под жесточайшим контролем цензуры, а потому удивительным является то, что Д.И. Фонвизину удалось написать свое известнейшее произведение «Недоросль». В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию. Писатели, говорил Фонвизин, «...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».
Слайд 11
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», - воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо Отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и равнодушия к общественным интересам. Подобное воспитание сразу меняло цель и смысл жизни. И учителя тут не смогут помочь. У Митрофана не возникало иных желаний, кроме как поесть, погонять голубей да жениться. Но автор не оставляет надежды на то, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые» Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.
В 1782 году Денис Иванович решил уйти в отставку, чтобы сконцентрироваться на своей литературной карьере. В это время он написал свое «Рассуждение о непременных государственных законах», содержавшее огромное количество критики по отношению к самодержавию и использованное позднее декабристами для пропаганды своих идей. Слайд 12
Политическое противостояние княгини Е.Дашковой и Императрицы стало причиной огромного количества публикаций Д.И. Фонвизина в популярном на тот момент либеральном журнале «Собеседник российского слова». Е,Дашкова не только была владельцем журнала, но и главным редактором. Императрица отреагировала на это очень жестко. Фонвизину запретили печататься, а его пятитомник с несколькими десятками сочинений был утерян для последующих поколений, хотя был почти готов к печати. Слайд 13
В тот период его произведения распространялись украдкой почти как революционная агитация. В конце 80-х паралич сковал известного писателя, он практически был привязан к постели, но все также активно работал. Именно в этот момент он написал известное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», которое, к сожалению, не закончил. Умер он 1 декабря 1972 года и покоится в Александро-Невской лавре.
3. Деятельность Н.И. Новикова (предполагаемое выступление 3 творческой группы).
Слайд 14
Во второй половине XVIII века в России усиливается внимание к положению крепостных крестьян, созревают антикрепостнические и революционные идеи. Крестьянский вопрос — главный вопрос жизни русского общества второй половины XVIII столетия. Резкая критика помещичьего произвола, протесты против захвата земель и закрепощения государственных крестьян, против несправедливостей в судебных и административных учреждениях раздавались и на заседаниях Уложенной комиссии.
Слайд 15
Н.И. Новиков развивая общественно-политические взгляды, стал осуждать многие стороны самодержавно-крепостнической действительности. Цель просветителя — отыскать лучшие формы нравственного воспитания сограждан, чтобы воскресить их души. С острой критикой он выступал в своих сатирических журналах, где обличал ужас положения крестьян, бичевал жестокость и беззаконие дворян, старался пробудить в обществе чувство человечности и сострадания.
Слайд 16, 17
Н.И.Новиков критиковал крепостное право в экономическом и юридическом плане. Новиковские журналы показали его аморальность, его разлагающее влияние, как на крестьян, так и на помещиков, которые, привыкнув пользоваться даровым трудом, видят в крестьянах лишь рабочий скот, превращают истязание их в развлечение, сами становятся «хуже зверей» и «недостойны быть рабами у своих рабов».
Слайд 18
Доказывая необходимость изменения положения крестьян, он сам по возможности старался облегчить их участь. Так, зимой 1786–1787 годов сильные морозы уничтожили ржаные посевы - начался голод. Новиковский кружок оказал огромную помощь голодающему народу. На одном из собраний кружка Н. И. Новиков говорил: «Всякий, у кого есть дети, не может равнодушно отнестись к известию о том, что огромное число несчастных малюток умирает… Целые тысячи людей едят древесную кору, умирают от истощения… Прочь веселье, радости и счастье! Раскроем свои сундуки, свои мешки золота, вынем… драгоценные каменья, браслеты, кольца, ожерелья, сложим все это к ногам голодающей братии. И только тогда не будут слышаться их стоны и вопли, не будет стыдно нам жить».
Слайд 19
Значительный интерес в историко-культурном смысле вызывают отношения Екатерины Великой и Н. И. Новикова. О различии во взглядах свидетельствуют их статьи в журналах: «Всякая всячина», идейным вдохновителем, которого была сама Екатерина, и «Трутень», издателем которого был Н. И. Новиков. Императрица с неприязнью относилась к философу и считала его политически неблагонадежным. Впоследствии она усмотрела угрозу в деятельности Н.И. Новикова. В результате он стал узником Шлиссельбургской крепости, из которой его освободил вступивший в 1796 году на престол Павел Первый.
3. Деятельность А.Н. Радищева (предполагаемое выступление 4 творческой группы).
Слайд 20
Восстание Е.Пугачева, европейская просветительская мысль, уроки революционной войны в Америке и революционная ситуация во Франции способствовали возникновению в русском просветительстве революционного направления. Этот перелом в истории русской общественной мысли связан с А. Н. Радищевым, с его знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву».
Слайд 21
А. Н. Радищев писал, что крестьянин «заклепан в узы» и «в законе мертв». Дворяне заставляют крестьян «шесть раз в неделю ходить на барщину», взимают с них непосильные оброки, лишают их земли, применяют «дьявольскую выдумку» — месячину. Помещики истязают крестьян «розгами, плетьми, батожьем или кошками», сдают в рекруты, ссылают на каторгу, «продают в оковах как скот». Ни один крепостной крестьянин «не безопасен в своей жене, отец в дочери». Помещики оставляют «крестьянину только то, чего отнять не могут, — воздух, один воздух». Из этого А.Н.Радищев делал вывод о необходимости «совершенного уничтожения рабства» и передачи всей земли крестьянину — «делателю ее».
А.Н.Радищев выступил с подлинным гимном в честь будущей победоносной революции. Как величайший праздник человечества он рисует день, когда «возникнет рать повсюду бранна, будут «ликовать склепанны народы» и торопиться «в крови мучителя венчанна омыть свой стыд». Праздником будет день, когда победит восставший народ.
После революции и казни царя, по мысли Радищева, на престол «воссядет народ» и воцарится вольность – «дар бесценный источник всех великих дел». Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил, «как могут мстить себя народы», и «Карла на суде казнил».
Требуя полного освобождения крестьян, указывая на революционный путь, А.Н. Радищев не исключал при этом и путь реформ сверху. Однако он имел в виду реформы, которые не укрепляли бы существующий строй, а ослабляли бы его, ускоряли его гибель. Он разработал план постепенного осуществления мероприятий, которые должны завершиться «совершенным уничтожением рабства».
Слайд 22
С именем Радищева связан особый этап революционной, республиканской мысли в России. Идя «вслед Радищеву», затравленному самодержавием, его современники и последователи приняли эстафету из его рук и передали ее поколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова и Пушкина. Если плеяда великих французских просветителей идеологически подготовила буржуазную революцию в Западной Европе, то Радищеву выпала великая честь выступить идеологом начинающегося революционного движения в России.
III. Закрепление полученных знаний.
Определить по характеристике о каком российском философе второй половины XVIII века идёт речь? (задания для творческих групп).
Русский писатель, философ, поэт, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Этот человек является идеологом революционного движения в России. В своих произведениях обличает пороки самодержавия и крепостного права. Требуя полного освобождения крестьян, указывает на революционный путь. Автор знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву».
Великий русский писатель, драматург и знаток русского быта. Автор «Рассуждения о непременных государственных законах», которое содержит огромное количество критики по отношению к самодержавию. Оно было использовано позднее декабристами для пропаганды своих идей. Публиковался в популярном на тот момент либеральном журнале «Собеседник российского слова». Автор знаменитой комедии «Недоросль».
Выдающийся русский просветитель, книгоиздатель,
писатель - публицист. Редактор сатирического журнала «Трутень», который выходил в России в 1769 и 1770. Императрица с неприязнью относилась к философу и считала его политически неблагонадежным. В результате он стал узником Шлиссельбургской крепости, из которой его освободил вступивший в 1796 году на престол Павел Первый.
Составить синквейн с ключевым словом «Просветитель» (задание для творческих групп)
Инструкция для выполнения:
Синквейн – это нерифмованное пятистрочие, составленное по строгим правилам:
1)Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает предмет или объект, о котором идёт речь (тема синквейна).
2)Вторая строка содержит два слова – чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного для синквейна предмета.
3)Третья строка образуется тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия заданного предмета.
4)Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, которая выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.
5)В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета.
1-я строка Кто? Что? 1 существительное или местоимение
2-я строка Какой? 2 прилагательных или причастия
3-я строка Что делает? 3 глагола или деепричастия
4-я строка Что авторы синквейна думают о теме? Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение
5-я строка Кто? Что? (новое звучание темы, её осмысление) 1 слово
Домашнее задание. Написать сочинение (эссе) «Как деятельность российских философов второй половине XVIII века может повлиять на развитие современного общества и воспитание подрастающего поколения».
Литература:
1.Загладин Н.В. Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. Москва «Русское слово» 2008.
2.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. Москва, 1991.
3.Разумовская М.В. «Французские просветители» Альманах «Екатерина II» 96’4
4.Левандовский А.А. История России XVIII- XIX вв.10 класс. Москва «Просвещение»2009.
5.Костомаров Н.И. Российская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Москва «Эксмо», 2006.
6.Павленко Н. И. Екатерина Великая, 2000г.
7.Фонвизин Д.И. Недоросль. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Москва «Просвещение», 1988.
8.Школьная энциклопедия. История Нового времени 16-18вв. Москва «ОЛМА- ПРЕСС Образование», 2003.
Источники:
http://www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/7_05.htmhttp://www.kazedu.kz/referat/106221http://revolution.allbest.ru/culture/00416858_0.htmlhttp://otherreferats.allbest.ru/history/00149433_0.htmlhttp://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=76994http://citaty.su/kratkaya-biografiya-denisa-fonvizina