Добрым жить на белом свете радостно Занятие по внеурочной деятельности во 2 «а» классе (социальное направление)

Добрым жить на белом свете радостно

Занятие по внеурочной деятельности во 2 «а» классе (социальное направление)
Цель:  формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;  развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;  воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим. 
Оборудование: компьютер для показа презентации,  альбомные листы, раздаточный материал для аппликации, золотая рыбка.
Ход занятия 
1. Мотивация к учебной деятельности.   - Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками, и исполнились все ваши желания, а золотая рыбка нам в этом поможет. Встаньте в круг радости. Давайте я первая начну свои добрые пожелания вам:  Желаю счастья и добра  Всем детям с самого утра  (Передаем золотую рыбку по кругу)  Дети:  Я желаю всем здоровья.  Я желаю всем радости.  Я желаю всем солнечного дня.  Я желаю всем веселых игр, добрых друзей  2. Актуализация и пробное действие.
-Догадались о чем сегодня наш разговор?..
( А говорить мы с вами будем о доброте.) -Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. 
- Как вы думаете, что такое доброта? -Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта это солнце, которое согревает душу человека». 
Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как, на ваш взгляд, она выглядит? -С чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы видите, когда слышите это слово? (Дети записывают в тетрадь: солнце, сердце, улыбка, мама, друг, цветы, дом).
3. Построение проекта и решение проблемы.   - А как называют человека, который делает добро другим?  - Как вы поймете, что человек добрый?  Работа по карточке.
Задание: Выберите только те слова, которые характеризуют доброго человека и продолжите, пожалуйста, предложение:
      Добрый человек это тот, кто
(  любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, умеет СОчувствовать , СОпереживать , СОдействовать,  СОстрадать , бережёт природу, любит птиц и зверей, старается  быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)
      -Любого человека украшает доброта, совершенные им добрые поступки и  дела.
- А вы знакомы с добрыми людьми? Назовите их. (Можно литературных героев) 
4.Физминутка                                                       Игра «Сказка»
 -Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
- Молодцы, ребята!
5. Реализация сформированной модели.
-А сейчас золотая рыбка приглашает вас продолжить путешествие.
Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают и взлеты и падения. У каждого человека большого и маленького свой путь к доброте. 1)- Инсценирование рассказа
В.Осеевой «Просто старушка».
 
        По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.
Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
Это твоя бабушка?
Нет, – ответил мальчик.
Мама? – удивилась подруга.
Нет!
Ну, тетя, или знакомая?
Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!

-Что можете сказать о поступке мальчика? Чему учит этот рассказ?
 (Доброта -одно из главных качеств человека.
Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее.)

2)(Стихотворение М.Исаковского «Вишня»)
«В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой. 
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне 
А не вспомнят экая досада,
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят не вспоминай, не надо,
Все равно я вишню посажу!»
-О чём это стихотворение?
-Ребята, доброе отношение порождает доброту в сердцах.

3)Восточная притча (музыкальное видео)
Эта история произошла давным–давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.
«Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:
Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:
Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:
Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: Все в руках твоих!»

- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо, и нужно быть мудрым и не оставаться в стороне. Народная мудрость гласит: «Самое подлое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»  А какие еще пословицы и поговорки о добре вы знаете?  Задание в парах: на столах разрезанные пословицы, собрать и назвать.  Спешите делать добро.  Жизнь дана на добрые дела.  Добро помни, а зло забывай.  Доброе слово лечит, а злое калечит. 

6.Решение задач творческого уровня.
-Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Самостоятельная работа
 (На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.)
- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло»)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)
7.Рефлексия учебной деятельности на занятии.
А сейчас попробуйте ответить на вопросы, которые наверняка волнуют каждого из вас.  1. Как вы думаете, легко ли быть добрым?  2. Как вы думаете можно ли экзамен на доброту сдавать всюду? (В школе, дома, на улице, в транспорте)  3. Можно ли человека заставить быть добрым?  4. Можно ли стать добрым на время? 

- Что бы вы могли сделать для людей, если бы все могли?  -У вас на партах лежат маленькие золотые рыбки, напишите на них 1 самое заветное желание, которое вы бы хотели исполнить для людей.  - Ребята, вокруг нас много добрых людей, и рыбка наша хотела бы наградить их всех за доброту, выполнив желание каждого, но она одна, так пусть наши помощницы помогут ей. Давайте их выпустим в синее море.  (Дети выставляют работы на полотно.)  (В это время идут кадры из мультфильма «Маша и медведь» и звучит песня Золотой рыбки «Не забудь желаньем с другом поделиться») -В каждом из вас есть маленькая рыбка. Эта рыбка-доброта. Добрый человек любит детей животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают душу.  (Станем в круг. Учащиеся передают рыбку по кругу)
Рыбка, рыбка ты со мной,  Словно лучик золотой.  Добро в тебе, добро во мне,  Добро кругом на всей Земле! 

(Что такое доброта (Барбарики)
Заголовок 115