Урок по познанию мира в 1 классе Тема: «Овощи и пути их выращивания»
Урок по познанию мира в 1 классе
Тема: «Овощи и пути их выращивания»
Цель: систематизировать знания об овощах; развивать речь учащихся, мышление активизировать словарь учащихся, интерес к растительному миру, воспитывать трудолюбие, ЗОЖ, ОБЖ.
Тип урока - изучение нового материала
Форма: урок-исследование
Методы обучения:
1. Частично-поисковый
2. Объяснительно-иллюстративный.
3. Исследовательский
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная
2. Парная
3. Индивидуальная
4.Элементы групповой работы
Оборудование: Карточки с изображением овощей, плодов; презентация « Выращивание овощей», теплица, парник, бахча. Словарь: овощи, корнеплоды, урожай, теплица, парник, бахча, витамины.
Орг.момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты сядем дружно,
Начинать работу нужно.
Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь своему соседу, поприветствуйте друг друга.
Я желаю вам плодотворно потрудиться. Активно мыслите, работайте и творите.
-Ребята, кто делает открытия? (учёные).
Они работают в научно-исследовательских институтах, лабораториях. Сегодня мы с вами будем открывать новые знания, для этого мы должны открыть лабораторию и произвести некоторые исследования. Вы будете младшими научными сотрудниками, а я ваш руководитель.
-Какие методы мы можем использовать на уроке познания мира? (наблюдения, опыт, эксперимент, лабораторная работа, исследование)
За основу нашего общения возьмём слова: я думаю, я предполагаю, я знаю, это очевидно, следовательно.
А ваши ответы должны быть научно-аргументированными.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о растениях.
2.Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам – 8 чел.
а/Дидактическая игра: «Деревья, кустарники, травы» (валеопауза)
Деревья – поднимаем руки вверх и тянемся
Кустарники – разводим руки в сторону
Травы- приседаем
Приготовились: Дуб, малина, одуванчик, сирень, берёза, подорожник, рябина, сосна, калина, ландыш, крыжовник, сосна, василёк, лиственница, крапива, шиповник, медуница.б/ Маршрутный лист. Задание 1. «Найди пятый лишний»
Подчеркни названия только сочных (сухих) плодов.
Вишня, жёлудь, фасоль, арбуз, кукуруза, абрикос, малина, яблоко, горох, огурец, груша, зёрна пшеницы, тыква.- На какие 2 группы мы разделили сочные плоды? /односемянные, многосемянные/
в/Решите задачу по познанию мира:
- Ребята, весной на своем участке я посадила петрушку, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов я обнаружила желтые шарики одуванчика.
-Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)
- Как ещё распространяются семена?
г/ Дидактическая игра «В гости к Кролику»
Винни – Пух и Пятачок пошли в гости к Кролику. У Кролика большая корзина с плодами. Вини – Пух – любит сочные плоды, а Пятачок – сухие. Распределите их в 2 группы.
Морковь, капуста, помидор, пшеница, горох, груша, кукуруза, перец, фасоль, жёлудь.
Проверка. -Какое различие между сочными (сухими) плодами.
д/ Работа со всем классом. «Мозгововй штурм»
а) Плоды образуются на листьях? (нет)
б) Семена находятся внутри плодов? (да)
в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)
г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)
д) Морковь, свёкла, редиска- это корнеплоды?(да)
е) У всех растений есть корни? (да)
ё) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)
ж) Относится ли яблоко к плодам? ( да)
е/ Игра. «Третий лишний». ИКТ
Яблоко, апельсин, картофель.
Зверобой, одуванчик, осина.
Кукуруза, орех, абрикос.
ё / Игра «Познавательно – математическая экологическая разминка» ИКТ
КАКОЕ ДЕРЕВО ЯВЛЯЕТСЯ ЛУЧШИМ ПЫЛЕСОСОМ?
3-берёза 5-тополь 6-сирень 8-сосна
Для проверки выбора правильного ответа нужно воспользоваться схемой на знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10.
5 + 3 – 2 – 5 + 4 = ? (5)
Значит лучший пылесос из деревьев – это тополь.
Прочитав названия растений назови, которое из них лишнее. (сирень)
ж/ Объясни пословицу:
Срубил одно дерево – посади десять.
3.Подготовка к изучению нового материала.
а) Наблюдение над опытом. «Части растений». (Фасоль, выращенная в горшочке)
- Кто нам расскажет об опыте?
Первым появляется корень. Он быстро растёт, укрепляется в почве. Затем появляется стебель. На нём вырастают листья, расцветают цветы. Цветы отцветают, их лепестки осыпаются. На месте цветка появляется плод. Плод растет, созревает, а внутри него созревают семена.
- Что образуется на месте цветка? (плод)
б/ Отгадайте загадку:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
петрушку и свёклу…
-Что принесла хозяйка? Как это назвать одним словом? (овощи)
- Что вы знаете об овощах? Что бы вы ещё хотели узнать? Зачем нам нужны эти знания в жизни?
На уроке мы исследуем какие органы растений человек употребляет в пищу и как они называются.
Загадки:
1. Как надела 100 рубах
Захрустела на зубах. (капуста)
2. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)
3. И зелен, и густ на грядке куст,
Покопай немножко – под кустом … (картошка)
4. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (лук)
4.Изучение нового материала. ИКТ
а/- Давайте по учебнику прочитаем:
-Что такое овощи?
б/ Исследование: 1 гр –помидор, морковь, 2 гр. – огурец, свёкла
- Что у вас на тарелочке? (овощи)
- Есть ли семена?
- Где растёт? Где образуется?
ПОМИДОР МОРКОВЬ
Есть семена Нет семян
ГДЕ РАСТЁТ?
Над землёй Под землёй
ПЛОДЫ КОРНЕПЛОД
(образуется на месте цветка) (Это утолщенный корень, употребляемый в пищу)
● ИКТ: Я вам покажу овощи, а вы расскажите, что использует человек в пищу.
Капуста, салат, укроп - листья
А есть ещё растение, которое находится под землёй, но это не корнеплод
Клубень– картофель
Луковица– лук, чеснок
История: Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться. Огурец сразу в воду бросился, а кочан капусты стал на бережку раздеваться, и раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками.
в/ Валеопауза. Дидактическая игра «Плоды и корнеплоды»
Фасоль, баклажан, морковь, помидор, редька, кабачок, редиска, патиссон, огурцы, свёкла, горох, репа, кукуруза.5. Закрепление по учебнику с. 42. Что же человек употребляет в пищу?
а/ ● назовите корнеплоды, употребляемые в пищу?
У какого растения употребляют листья?
У какого растения употребляют клубни?
Овощи вкусные и полезные. Без них не обходится ни один обед.
б/ Пословица:
Не вырастишь овощей – не сваришь щей.
Обед без овощей – что праздник без музыки.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
6. Презентация «Выращивание овощей».
- Где выращивают овощи? (на грядках, в парниках, в поле, в теплицах, на бахчах)
- Когда собирают урожай овощей? ( летом и осенью)
7. Парад природных витаминов. Опережающее задание
Овощи содержат очень много витаминов. Некоторые овощные растения широко используют в народной медицине.
Дополнительный материал. «Это интересно»
Слово «витамин» придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл новое вещество (амин) – жизненно-необходимое человеку. Соединив слово «вита» – жизнь и слово «амин» – получилось – «витамин» – вещество, необходимое для поддержания здоровья нашего организма. Но организм не создаёт запасов ценных витаминов. А поэтому их нужно постоянно пополнять.
Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно. Детям 7-8 лет надо в день съедать 500 граммов овощей и фруктов.
Морковь:
Про меня рассказ недлинный –
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Лук:
Лук -убивает все бактерии вокруг.
Поможет он от оспы и чумы.
И вылечить простуду -
Им тоже сможем мы.
Тыква:
Это плод- аптека наша,
Из него полезна каша.
Семечки – деликатес
И глистам противовес,
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо.
Свёкла:
Свёкла – бодрый корнеплод
Давление снижает
И кровь оздоровляет.
Салат – от ожирения,
А сок – от воспаления.
Чеснок:
Жизнь была бы не легка
У людей – без чеснока.
В организме он не спит –
Повышает аппетит.
Бережет иммунитет
На все жалобы в ответ.
Если хочешь быть здоров,
Позабыть про докторов,
Кушай овощи и фрукты.
Это лучшие продукты!
- Ребята, вы запомнили почему нужно есть много овощей?
Закрепление:
● Где выращивают овощи?
● Когда собирают урожай овощей?
● Что нужно делать, чтобы на вашем огороде был хороший урожай?
● Где выращивают овощи, которые мы можем употреблять в свежем виде зимой и ранней весной? (теплица)
У нас в городе есть теплица на станции юннатов.
8. Работа по учебнику. Стр.42 - 43
1. Первичное знакомство с текстом. 2. Закрепление.
● К какой группе растений относятся овощи? (травянистые растения).
● Зачем человек выращивает овощи?
● Что используют человек в пищу?
● Где ещё применяют растения? (в медицине)
9. Маршрутный лист . Задание № 2 У детей на партах лежат карточки.
Напиши названия плодов и корнеплодов ( по вариантам)
10. Прочитай стихотворение, найди ошибки поэта.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселённых густо,
Огорбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста,
Сельдерошек поспел и моркофель дозрел.
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник!
Маршрутный лист. Задание № 3 Зарисуй плоды и корнеплоды /по вариантам/
- Что же общего у всех овощей и фруктов? (Плоды. Витамины.)- Чем они отличаются?
11. Домашнее задание с. 42-43, посади весной в огороде семена растений и наблюдай за ними. Дифференцированное задание для 1 и 2 групп: найти дополнительные сведения об овощах.
12. Рефлексия: -Какие вопросы оказались для вас неожиданными?
-Какие задания для вас были трудными, а какие интересными?
Молодцы! Надеюсь, вы запомнили это и сможете поделиться своими знаниями с родителями.
- Какое настроение было на уроке, отметьте в карточке.