Сценарий литературно-музыкальной композиции У нас и детства не было отдельно. А вместе были детство и война…
Сцена 1 ВСТУПЛЕНИЕ
Слайд «Нам в 43-м выдали медали, а только в 45-м паспорта»
Ведущий 1: Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Ведущий 2: Дети войны Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои Великой Отечественной!
Сцена 2 НАЧАЛО ВОЙНЫ
Ведущий 1: Тебе сейчас 10 или немногим больше, ты родился и вырос на мирной земле, ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома.
Ведущий 2: Ты видишь, как строят новые города, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как весёлый утренний сон.
Ведущий 1: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.
На сцене мама накрывает на стол, выбегает дочь лет 6, отряхивается
Дочь: Мама! Я пришла!
Мать: Мой руки и садись за стол, будем обедать. Видит дочь в рваном платье, вздыхает. Снова дралась во дворе!
Дочь: Ага! Мама, но я не плакала! Вытирает лицо рукавом. Вырасту, выучусь на моряка.Я уже в ванне плавала!
Мать: Боже, не девочка, а беда! Сил моих больше нет! Усаживает дочь за стол.
Дочь: Мама, а вырасту я когда?
Мать: Вырастешь. Ешь котлету.
Дочь: Мама, купим живого коня? Хватает котлету, запихивает в рот.
Мать: Коня? Да что ж это делается?
Дочь: Мама, а в лётчики примут меня?
Мать: Примут, куда ж они денутся? Ты ж из каждого, сатана, душу сумеешь вытрясти.
Дочь: Мама, а правда, что будет война и я не успею вырасти?
Мама и дочь замирают Голос Левитана (от Советского информбюро.
Сводка от 22 июня 1941 года)
Звучит фонограмма песни «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева-Кумача на фоне
Мать: Войны начинаются внезапно.
Ходит по границе тишина.
А потом обвал. И сразу пятна. Красные.
И – вот она – война.
Вот она – гремучая, шальная,
Вся в лоскутьях дыма и огня,
Землю под железо подминая,
Целится в тебя или в меня.
Была земля и жесткой, и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Сцена 3 ВОСПОМИНАНИЯ
Звучит музыка, выходят ребята, читают воспоминания
Мы встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала нас в больших городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. Нам, детям 40-х пороховых предстояло не просто жить, нам предстояло выживать в войну.
Встает девочка с фотоальбомом, начинает его листать.
Чтец 3: Фотокарточки довоенные
Папа, мама, братишка и я
Вот я плачу, а тут с мороженым
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем
В довоенном ушедшем раю
Как недавно все это было
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла
Рассыпает фотографии, идет рисовать фотокарточки из мирной жизни.
Чтец 4: В начале войны мне было 12. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки, собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь, а весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. А во время бомбежек мы дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
Чтец 5: Помнится отрывками, иногда – очень ярко. Как они приехали на мотоциклах. У каждого было ведро, и они тарахтели этими ведрами. А мы с братом спряталисьК нам подселили фашистских офицеров. Они забрали у нас все, мы голодали. На кухню нас не пускали, варили немцы только себе. Брат маленький, чувствуя запах, пополз на кухню. Через пять минут раздался его страшный крик. Его облили кипятком за то, что он попросил есть.
Чтец 6: В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», там его расстреляли, а меня отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У нас выкачали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога».
Чтец 7: Война отучила нас плакать. Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют.
Чтец 8: Страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Три года была узницей фашистских лагерей, а так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей.
Чтец 1: Я родилась в Ленинграде. Когда началась блокада, в городе не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли. На окнах была светомаскировка, которая скрывала свет иногда гревшей свечи и помогала маме убедить меня, что это ночь, а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось
Чтец 2: Я помню, как гестаповцы прибыли в городскую детскую больницу и погрузили больных детей в «душегубку». Полураздетые дети пытались сопротивляться, молили о помощи, некоторые из них падали в обморок. Но машина тронулась, и через 10 минут все они были умерщвлены выхлопными газами, и затем за городом выброшены в ров.
Чтец 9:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля
Была семья, был дом Теперь остались
Совсем одни на свете ты и я»
А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!.. Ой, Мишка, как же страшно мне! Л. Тасси
Сцена 4 СИРОТЫ
Ведущий 1: Дети и война Для кого-то это блокадный Ленинград, для кого – сиротское детство.
Ведущий 2: В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
Ведущий 1: Для борьбы с немецкими парашютистами, шпионами и диверсантами, для выполнения других боевых заданий во всех районах нашей области в 1943г были созданы истребительные специальные батальоны из подростков-сирот.
ролик из фильма «Сволочи» песня группы Любэ
Сцена 5 КОНЦЕРТ в ГОСПИТАЛЕ
Ведущий 1: В суровые годы войны особенно раненые солдаты нуждались не только в заботе, но и в поддержке боевого духа. В этом им помогали организованные детскими силами концерты в госпиталях.
Ведущий 2: Сорок первый трудный год.
Омский госпиталь.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!.. До чего же артисты маленькие»
Выходят артисты из зала
Чтец: Что в программе?
В программе – чтение,
Пара песен
Военных, правильных
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением
Мы вошли
Мы стоим в молчаниивдруг
Срывающимся фальцетом
Я говорю отчаянно:
«Объявляю начало концерта!
Раненые садятся на лавочки. Номер
Сцена 6 В ТЫЛУ
Ведущий 1: Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.
Ведущий 2: Трудовой героизм Особая страница истории Отечественной войны. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Все для фронта, все для победы». В эти трудные дни рядом со взрослыми у станков встали дети. Они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб.
Ведущий 1:
Ведущий 2:
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка.
Пришли на заводы работать мальчишки,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели,
Какие, пожалуй, не снились отцам.
Исценировка фрагмента военной жизни
(диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой)
Женька: Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.
Мишка: А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.
Же
·нька: Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.
Мишка: Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
Женька: Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Мишка: Женька сдержал своё слово. В 1944-ом году он был призван в армию.
Чтец:
Везёт на фронт мальчика товарищ военный врач
Мама моя, мамочка, не гладь меня, не плачь!
На мне военная форма, - не гладь меня при других!
На мне военная форма, на мне твои сапоги.
Не плачь! Мне уже двенадцать, я взрослый почти
Двоятся, двоятся, двоятся рельсовые пути
В кармане моём документы, - печать войсковая строга.
В кармане моём документы, по которым я – сын полка.
Прославленного, гвардейского, проверенного в огне
Я еду на фронт, я надеюсь, что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу, что время моё пришло
Завидев меня старухи, охают тяжело:
«Сыночек, солдатик маленький вот ведь настали дни»
Мама моя, мамочка! Скорее им всё объясни!
Скажи, чего это ради они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят? Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно и тёплый суют калач.
Россия моя, не надо! Не гладь меня! И не плачь!
Я просто будущий сын полка.
И никакого геройства я не6 совершил пока!
И даже тебе неясно, что у меня впереди
Двоятся, двоятся, двоятся рельсовые пути ( Р. Рождественский).
Сцена 7 СЫНЫ ПОЛКА
Ведущий 1: Почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт. Многих детей подбирали солдаты.
Ведущий 2: И если не было возможности отправить их в тыл, ребятишек оставляли у себя. Так на фронте появлялись «сыны полка». Юные партизаны, разведчики, танкисты. Они не знали как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшим нам победу.
Входят Ваня и казачок. Казачок начинает чистить саблю.
Ваня встает возле него с независимым видом, заложив руки за спину.
К.(сумрачно) Что стоишь?
В. Хочу и стою.
К. Иди, откуда пришел.
В. Сам иди. Не твой лес.
К. А вот и мой!
В. Как?
К. Так. Здесь наше подразделение стоит. Видишь, вон там наши кони.
В. А ты кто такой?
К. Знаки различия не понимаешь?
В. Понимаю.
К. Ну так вот (показывает погон). Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?
В. Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов.
К. А вот представь себе, ефрейтор! (показывает медаль) Видал?
В. (завистливо) Великое дело!
К. Великое - не великое, а медаль за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришел, пока цел.
В. Не больно модничай. А то сам получишь.
К. От кого?
В. От меня.
К. От тебя? Молод, брат
В. Не моложе твоего.
К. А тебе сколько лет?
В. Тебя не касается. А тебе?
К. (привирая) Четырнадцать.
В. Ге, какой же ты солдат? Больно молод. Таких не берут.
К. А вот и взяли. На довольствие зачислили.
В. Побожись.
К. Честное гвардейское.
В. И оружие дали?
К. А как же! Все, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Златоустовский. Его, если хочешь знать, можно колесом согнуть, и он не сломается. Да это что! У меня еще бурка есть, но я ее только в бою надеваю. А сейчас она за мной в обозе ездит.
В. (жалобно). А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже один раз в палатке спал, у разведчиков у артиллерийских.
К. Стало быть ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.
В. Как это – за сына? За какого?
К. Известно за какого. За сына полка.
В. А ты сын?
К. Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня еще под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота и служу при майоре Вознесенском связным.. Он меня, братец мой, один раз даже с собой в рейд взял. Там наши казачки большой шум у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там больше чем полторы сотни набили.
В. И ты рубал?
К. (Смущенно) Не, по правде, я тогда не рубал. У меня тогда еще шашки не было. Я на тачанке сидел, вместе со станковым пулеметом Ну и, стало быть, иди, откуда пришел. Прощай, брат. (Уходит)
В. Прощай. Стало быть, я им не показался (отчаянно машет рукой и тоже уходит)
Сцена 8 КОНЦЛАГЕРЬ
Ведущий 1: Фашизм Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа концлагерей.
Ведущий 2: К концу войны, в 1945 году на территории одной только Германии их насчитывалось более 80, в которых содержалось 850 тыс. узников, включая детей.
Ведущий 1: У детей отняли дом, пищу, родителей, свободу, Родину и саму жизнь.
Ведущий 1: У всех у них одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, кровь, расстрелы. Фрагмент
Звук стрельбы из автомата, лай, голос фашистов
Выходят дети, натягивают сетку.
На фоне видеоролика читают стихи
Решеткой небо за окном,
Ключ щелкнул у дверей.
Закрыли детство на замок, -
Нет чувства, тяжелей!
Ручонкам детским не сорвать,
Не тронуть лепестков,
Не видно бабочек полет
Сквозь щели потолков.
Как звуки крыльев о стекло,
Их номера звенят.
По этим самым номерам
Детей впускают в ад.
Кому нужны здесь имена?
Их нет, как нет – забудь!
Не пробежать, не поиграть
В плену барачных пут.
Здесь выстрел затыкает плач
И лепет детских губ.
Фашист, как деспот, как палач
Всех в страхе держит тут.
Звучит музыка Другие ребята выходят со свечами.
Зачем ты, смерть, грозишься людям
Своей бездонной пустотой,
Ведь мы условились, что будем
И за твоею жить чертой.
И за твоею мглой безгласной
Мы – здесь, с живыми заодно.
Мы только врозь тебе подвластны –
Иного смерти не дано.
И как бы ни был провод тонок –
Между своими связь жива.
Ты это слышишь, друг-потомок?
Ты подтвердишь мои слова?
Сцена 9 ГЕРОИ
Ведущий 1: Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Выходят ребята, наводится свет на каждого, проводится перекличка
Ученик 1: Леонид Голиков, 14 лет Герой Советского Союза, в 1943 погиб смертью храбрых в неравном бою.
Ученик 2: Зинаида Портнова 15 лет, Герой Советского Союза юная партизанка, зверски замучена фашистами.
Ученик 3: Валентин Котик 14 лет, Герой Советского Союза, в феврале 1944 погиб в неравном бою с фашистами при охране склада с боеприпасами.
Ученик 4: Марат Казей 15 лет, Герой Советского Союза, в мае 1944 в Белоруссии окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Ученик 5: Нина Сагайдак 14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.
Ученик 6: Володя Дубинин 15 лет, в январе 1942 в Керчи выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.
Ученик 7: Коля Власов. В 14 лет стал солдатом. 10 октября 1944г. совершил подвиг: прикрывая огнем трофейного пулемета группу захвата, уничтожил 31 фашиста. Имеет ордена Славы первой, второй, третьей степени и орден Отечественной войны.
Ведущий 1:
Навечно застыли в строю героев дети,
Чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.
Их имена и в 21 веке сияют звездами
На мирном небе нашей родины.
Звучит фоном песня «Бухенвальдский набат» музыка В. Мурадели, слова А. Соболев
Ведущий 2:
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Минута молчания, звуки метронома
Участники выходят на сцену
Сцена 10 ФИНАЛЬНАЯ
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война! О детях войны Валентина САЛИЙ
Усачева А.Б.: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Степанова Т.В.: Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Усачева А.Б.: Пусть вкинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Сценарий литературно-музыкального вечера «У нас и детства не было отдельно. А были вместе детство и война» к 70-летию Победы Степанова Т.В., Усачева А.Б. МБОУ «Лицей» Арзамас 2015
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115