Дети и война Презентация к внеклассному мероприятию
Методическая разработка (включающая презентацию и план к ней) внеклассного мероприятия на тему: «Дети и война»
После посещения Центрального музея ВОВ на Поклонной горе в городе Москва с моими учениками (2 класс), я подготовила эту разработку для учащихся нашей школы для того, чтобы поделиться впечатлениями, полученными в музее, рассказать и показать ребятам как непросто жилось их сверстникам в годы ВОВ.
1 слайд-обложка Обсуждение плаката «Международная выставка «Дети и война». Предположения детей о теме предстоящей беседы.
Краткий рассказ о выставке в Центральном музее ВОВ на Поклонной Горе.
2 слайд «Что такое война?»
Беседа о том, что такое война.
Что вы себе представляете, слыша слово Война? Какими словами вы могли бы охарактеризовать это понятие?
Рассматривание фотографий на дальнем плане.
3 слайд «В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки строили шалаши и играли в «дочки матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово- война. У целого поколения украли детство. «Дети ВОВ» - так называют сегодняшних 59-76 летних людей. И дело не только в дате рождения. Их воспитала война…»
Обсуждение того, как учащиеся поняли кто эти люди «Дети войны».
Обсуждение фотографии на дальнем плане. Кто эта девочка?...
4 слайд Когда началась 871- дневная блокада Ленинграда, единственной дорогой в осаждённый город было малоизученное Ладожское озеро. Из города по воде эвакуировано 33479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налёты вражеской авиации и осенние штормы делали каждый рейс подвигом.
Из воспоминаний «детей блокадного Ленинграда»: «Мне было 5-6 лет. Нас эвакуировали из блокадного Ленинграда. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбёжку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Всё вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. Я кричала: «Дядя, не надо мою маму!» Сестёр увели, чтобы оказать им первую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали её раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила:» Мама, не умирай!» Но мама умерла. Я осталась одна.»
Возможное обсуждение услышанного. (Вопросы учеников).
5 слайд Блокадный Ленинград.
Краткий рассказ о Блокаде.
Обсуждение фотографий: «Карточка на хлеб», «Игрушки пострадавшие от бомбёжки», «Дети в госпитале блокадного Ленинграда».
6 слайд «Ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. В этом дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких ей людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Почти вся семья Тани Савичевой погибла во время ленинградской блокады. Сама Таня была эвакуирована, но её здоровье было сильно подорвано, и она тоже умерла. Блокаду пережили только её старшая сестра Нина и старший брат Михаил, благодаря которым дневник Тани стал одним из символов Великой Отечественной войны».
Рассматривание фотографии Тани Савичевой, страниц её дневника; фотографий сделанных в музее. Обсуждение личности девочки, её судьбы.
7 слайд «Война отучила этих детей плакать…
Из воспоминаний… «Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на всё стеклянными глазами. Мы чётко усвоили урок: заплачешь- расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Все поняли без переводчика- плакать нельзя. Так просто угасали жизни…»
Возможное обсуждение услышанного. (Вопросы учеников).
Обсуждение фотографий: «Вход в лагерь и разговор через проволоку воспрещён под угрозой расстрела».
8 слайд «Дети теряли родителей, братьев и сестёр… Иногда, напуганные, по нескольку дней дети сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем- в фашистские застенки».
Краткий рассказ о судьбах детей погибших родителей.
Обсуждение фотографий: «Советский детский дом», «Концлагерь фашистской Германии».
9 слайд «Но многие ребята боролись с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.»
Краткий рассказ о том, кто эти ребята на фото. Обсуждение личности детей, воевавших на ряду со взрослыми.
Как вы себе представляете этих ребят? Какими они были?
10 слайд «Вспоминает Николай Пантелеевич Крыжков: «Наш детдом эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. По дороге у нас забирали лошадей, коров для армии и постепенно все разбрелись кто куда. Зиму я скитался. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095-го артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. И комбат приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и прошёл я от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях, ходил в разведку. Был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод.»
Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-степени, медалей «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика- артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания».
Краткий рассказ о детях-героях ВОВ, детях удостоенных звания Героев Советского Союза. Обсуждение личности этих ребят.
Рассказ о фотографии, сделанной в музее ВОВ, на которой изображена экспозиция на тему «Дети- герои ВОВ». (Вопросы учеников).
11 слайд «Дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сёстрам.»
Обсуждение фотографий, на которых изображены дети, работающие на заводах во времена ВОВ.
Обсуждение личности этих ребят. Какими качествами они обладали? Почему они рано повзрослели?...
12 слайд Война и школа.
Возможно ли это? Совместимы ли эти понятия?
Обсуждение предположений учеников на тему Школы и войны.
Учились ли ребята? Если да, то как выглядела школа?
«Несмотря на суровую обстановку фронтового города, в Ленинграде было принято решение продолжать обучение детей. В условиях осаждённого Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днём. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбёжке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.»
Рассматривание фотографии «Школьник Андрей Новиков даёт сигнал воздушной тревоги. 10 сентября 1941 года».
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях.»
Рассматривание и обсуждение фотографии «Урок в школе после бомбёжки». Обсуждение жизни и работы школы во времена ВОВ.
13 слайд «Урок продолжался 20-25 минут.: больше ни выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мёрзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Дети сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах. Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «Зимовщиками».
Обсуждение школы времён ВОВ. Как учились ребята? Чем отличалась школа времён войны от школы в мирное время? Каково было школьникам?...
Рассматривание и обсуждение фотографий тетрадей учеников бомбоубежищ (из экспозиции Центрального музея ВОВ).
14 слайд «К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки.»
Рассматривание фотографии Продовольственной карточки (из экспозиции Центрального музея ВОВ). Краткий рассказ о карточках на хлеб.
«С началом действий Ладожской ледовой трасы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах концертных залах для детей были организованы новогодние ёлки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником».
Обсуждение услышанного. Рассматривание и обсуждение фотографий празднования Нового года во времена ВОВ, фотографии фрагмента росписи стены Центрального музея ВОВ, посвященной культурной жизни людей во времена ВОВ.
15 слайд «Одна из учениц писала об этой новогодней ёлке: «6 января. Сегодня была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: всё думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта ёлка надолго останется в памяти.»
Беседа об услышанном. Почему дети так радовались празднику и простому угощению? Почему эта ёлка останется в памяти ребят надолго?...
«Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».
Рассматривание фотографии новогодней ёлки времён ВОВ. Беседа.
16 – 18 слайды Закончилась война!
Как звучат эти слова?...
Рассматривание фоторабот Сергея Ларенкова «Связь времён».
Что необычного в этих фотографиях? Для чего автор создал такие особенные снимки под названием «Связь времён»?...
Обсуждение. (Вопросы учеников).
19 слайд «8 мая 1945 года по центрально-европейскому времени война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил ГерманииБоевые действия продолжались 1418 дней. Советский Союз не подписал мир с Германией24 июня в Москве состоялся парад Победы»
Беседа о цене победы… О радости победителей, в счастливых воссоединениях семей.
Рассматривание фотографии встречи солдата с сыном.
20 слайд «Мы помним… Мы гордимся!»
Как в современное мирное время мы празднуем победу? Как мы относимся и должны относиться к ветеранам ВОВ? Почему и для чего мы помним, не забываем эту войну?
Беседа. Вопросы учащихся.
21 слайд «Дети рисуют победу»
Рассматривание фотографий рисунков детей, нарисовавших победу в 1945 году и детей, рисующих победу сегодня. Фотографии из экспозиции Центрального музея ВОВ.
22 – 23 слайды Мы пишем письма «Детям войны».
Рассматривание и обсуждение фотографий, сделанных в Центральном музее ВОВ на экскурсии «Дети и война».
Для чего мы пишем эти письма? Что мы хотим сказать Детям войны?
Краткий рассказ о полевой почте времён ВОВ.
24 – 27 слайды Фотографии, сделанные нами в залах Центрального музея ВОВ.
Рассматривание и обсуждение фотографий.
Краткий рассказ о Центральном музее ВОВ.
Наши впечатления об экскурсии. Обсуждение наиболее интересных и запомнившихся моментов увиденного.
28 слайд « НЕ повторится НИКОГДА!»
Рассматривание фотографии «Москва 1941 год Москва. Объявление о начале войны» из цикла Сергея Ларенкова «Связь времён».
Беседа.
Автор: учитель начальных классов Елена Павловна Толкачёва
«Кембриджская Международная Школа»
В работе использованы материалы:
Фотографии предметов экспозиции Центрального музея ВОВ на Поклонной горе (сделанные автором).
Фотографии времён войны, звуковые файлы (взятые из различных интернет источников).
Фотоработы Сергея Ларенкова «Связь времён».
Материалы из архивов.