Программа элективного курса Химия и человек
Элективный курс"Химия и человек"
Основная задача курса - повышение качества образования на уроках химии, обеспечение более высокого научного уровня познания предмета в соответствии с основными задачами модернизации образования учащихся. Программа "Химия и человек" создает условия для более полного осознания учащимися актуальности и социальной значимости проблемы ухудшения здоровья человека, физиологического действия на организм химических веществ; влияния химического загрязнения окружающей среды как следствия производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве; осознания мотивации здорового образа жизни.
Программа позволяет реализовать образовательные, воспитательные и мировоззренческие задачи таких дисциплин как химия, география, экология, биология, валеология. В курсе используются работы творческого, поискового, исследовательского характера, практические занятия. Используется технология создания проектов по проблеме сохранения здоровья, что способствует повышению интереса учащихся к предмету и инициирует творческую активность учащихся, повышает их коммуникабельность при работе в микрогруппах.
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы. Данный курс "Химия и человек" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов, имеет практическую направленность и знакомит с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности.
Данный курс знакомит учащихся с социальными и экологическими факторами, влияющими на состояние здоровья человека. Обучающиеся расширяют и углубляют свои знания о природе как факторе здоровья, знакомятся с новым для них понятием «болезни цивилизации». На занятиях они узнают, что к этим болезням относятся многое сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, неврозы, рак и др. Данный курс раскрывает зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние отдельных химических элементов и их соединений на живые организмы, в частности на организм человека. Учащиеся узнают о том, что рост уровня заболеваемости результат двух основных причин. Одна из них — недостаточная адаптированность людей к интенсивно изменяющимся условиям окружающей природой и социальной среды (загрязнение среды, стрессовые ситуации и др). Другая причина (группа факторов риска), определяется образом жизни человека — характером питания, подвижностью, режимом труда и отдыха, отношением к алкоголю, никотину, наркотикам и т.п.
Таким образом, содержание данного курса направлено на формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Этот курс дает возможность преподавателю и обучающимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, просветительной работой с младшими школьниками и родителями по вопросам здорового образа жизни.В основу курса положен ряд общих принципов: связь курса со школьной программой по химии, географии и биологии и другими учебными предметами; преемственность курсов; использование художественных произведений, средств наглядности в дидактических и иллюстрированных целях; экологический подход при рассмотрении отдельных процессов и явлений, освещение практической значимости веществ; активизация познавательной деятельности учащихся.
Основная цель курса заключается в создании предпосылок для осознанного выбора химико-биологического профиля обучения и может быть конкретизирована в следующих задачах:
развивать и обогащать собственный опыт учащихся и их представления об окружающем мире, влиянии химических веществ на здоровье человека и методах научного познания природы;
расширить познавательные интересы и опыт поиска информации по заданной теме;
развивать различные формы коммуникативной деятельности.
Содержание курса реализуется в учебных исследовательских задачах, что обеспечит участие учащихся в продуктивной деятельности, поможет оценить свои возможности и проявить способности. Все задачи имеют валеологический аспект и отобраны в соответствии с принципами:
практическая значимость работы;
индивидуально-групповая форма работы.
Теоретические вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания, базируются на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении химии, географии и биологии в основной школе. Исследовательский характер работ позволяет развивать умения: самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученные результаты, математически обрабатывать данные, выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Выполнению исследовательских задач предшествует краткая информационная часть о методах химического анализа, в которой источником знаний могут быть и сами учащиеся, заранее подготовив сообщение по соответствующей теме.
Цель курса "Химия и человек": основной целью является изучение разнообразия и свойств химических веществ в повседневной жизни, умение грамотно их использовать. Формирование культуры здоровья и научного миропонимания, расширение кругозора учащихся в области естественных наук, понимание и объяснение многие явления, происходящие в повседневной жизни с научной точки зрения, раскрытие материальные основы окружающего мира, что формирует химическую картину природы, помогает осознанно относиться к проблеме сохранения своего здоровья. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, географии, биологии, экологии.
Основные задачи элективного курса:
Рассмотреть с учащимися химическую основу процессов, которые сопровождают человека в жизни, на основе знаний ранее полученных на уроках химии, географии и биологии.
Усилить роль практических работ и экспериментов, которые способствуют не только повышению знаний, но и формированию практических умений, умений решать задачи с медико-биологической направленностью, обеспечивают наглядное восприятие некоторых химико-биологических проблем и формирование здорового образа жизни.
Создать условия для умения анализировать и систематизировать полученную информацию через участие в учебном исследовании.
Сформировать у учащихся ответственного отношения к своему здоровью и окружающему миру, активную жизненную позицию.
Осуществить становление культурной личности через осознание своей роли в окружающем мире.
УМК. Список рекомендуемой литературы:
Для учителя
Астафуров В. И. Основы химического анализа: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся М.: Просвещение,1977.
Занимательные опыты по химии/ Сост. М.И. Шкурко. Минск: Народная асвета, 1968.
Нифантьев Э.Е. и др. Основы прикладной химии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Ольгин. О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1995.
Совмиз М.А. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение,1999.
Для учащихся
Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.
Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Урок 15.Приложение
Список литературы, использованной при подготовке программы:
Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. 2003. №5. С. 49—55.
Артёмова Л.К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения//Школьные технологии. 2003. №4. С. 22—31.
Артёмова Л.К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование. 2003. №4. С. 84—88.
Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условиях профильного обучения // Химия: методика преподавания в школе. 2003. №6. С. 3—11.
Методические рекомендации по разработке элективных курсов для профильной подготовки учащихся.
О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы. Министерство образования Российской Федерации, 25.08.2003.
Синько Т.П. Элективные курсы. Естественно-научное образование в школе: теория и практика //Имидж №4: МОУ экономический лицей. Новосибирск, 2004.
Учебно-методический комплект к курсу состоит из программы и дополнительных обучающих материалов, энциклопедий и электронных изданий (компакт-дисков и т.д.).
Ожидаемые результаты:
самоопределение учащихся относительно естественнонаучного профиля.
расширение знаний, повышение положительной мотивации на изучение предметов химии, географии и биологии.
умение наблюдать, самостоятельное получение и применение знаний, описывание результатов наблюдений и экспериментов.
оформление данных в виде таблицы или схем, т.е. обобщение, анализ информации, умение самостоятельно делать выводы.
применять приобретённые умения вести дискуссии, отстаивая свою точку зрения, уважая мнение других, нахождение истины и осознание своей значимости в коллективе
развитие познавательной активности, приобретение опыта поиска новой информации;
расширение опыта исследовательской деятельности: наблюдение, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, обработка полученных данных;
воспитание навыков сотрудничества при работе в группе и культуры ведения дискуссии, презентация результатов;
сознательное самоопределение учащихся относительно профиля дальнейшего обучения.
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственности за свое здоровье.
Учащиеся должны знать:
знать о социальных и экологических факторах; влияющих на состояние здоровья человека
иметь представление о правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве;
Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительной, научно-популярной и справочной литературой;
готовить сообщения, пользуясь периодической печатью;
применять и сопоставлять полученные знания и факты на других уроках;
сравнивать, анализировать, обобщать, делать собственные умозаключения и суждения в рамках изучаемого материала.
На каком содержательном материале строится курс? На материале базового курса неорганической химии. Курс поможет ученику сориентироваться в выборе профиля высшего учебного заведения, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, даст возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Чем содержание курса качественно отличается от базового? Содержание курса адекватно возрасту детей и способствует развитию их интереса к химии. Важно не только добиться усвоения школьниками этих понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.
Чем содержание курса качественно отличается от базового? Содержание способствует внутрипрофильной специализации обучения и формирования профильных умений, для каких профессий полезны формируемые умения и навыки.
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? Учебные пособия, дополнительная литература, справочники, энциклопедии, хрестоматии, электронные/мультимедийные пособия: 1. Астафуров В.И. Основы химического анализа: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10-х кл. М.: Просвещение, 1977. 2. Занимательные опыты по химии / Сост. М.И. Шкурко. Минск: Народная асвета, 1968. 3. Краткая химическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, Т. 1—5. 4. Нифантьев Э.Е. и др. Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 5. Ольгин. О. Опыты без взрывов. М.: «Химия» 1995г.
Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чём он может проявить инициативу? Учащиеся могут выбрать:
• объект изучения;
• вид отчётных работ из предложенных (отчёт, статья в газету, сообщение, буклет);
• литературу, по которой они будут готовить отчётные работы.
Какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса? Критерии оценки уровня достижений учащихся:
• наблюдение активности на занятиях;
• беседы с учащимися, родителями;
• анализ работ учащихся;
• тестирование;
• анкетирование.
Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по результатам отчётов о выполненных работах.
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ
Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности? Итоговая конференция с защитой работ учащихся
Методы преподавания. Формы учебных занятий. Формы контроля достижений учащихся.
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете. Основные методические принципы связаны с формами организации деятельности, в которую будут погружаться учащиеся. Это словесный, наглядный, практический методы, проблемно-поисковый и исследовательский методы.
В области предметной компетенции учащиеся овладевают естественнонаучными понятиями, способами химического исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ информации, соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение экологического, медицинского и химического материала, выявление причинно-следственных связей, анализ результатов, определение личностного отношения к решению экологических проблем и правильного отношения к своему здоровью). Это способствует самореализации учащегося и помогает в выборе профессии.
В области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации (умение устанавливать и понимать позиции участников учебного процесса, воспринимать точку зрения собеседника, аргументировано излагать свою точку зрения, давать оценку событий, происходящих в социальной и природной среде).
В области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнеся свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствует индивидуальная и коллективная проектная деятельность (постановка целей проекта, выбор стратегии достижения цели, реализация цели, оценка результатов деятельности).
Важнейшим принципом методики курса является постановка вопросов и заданий, позволяющих проверить уровень усвоения основных дидактических единиц и степень сформированности умений. Это различные виды заданий поискового, творческого, исследовательского характера.
Промежуточный контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися. Итоговый зачет можно выставлять по критериям: личное участие в проведении эксперимента, не менее одного представления результатов исследования, не менее одного выступления при обсуждении полученных данных.Традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений и процессом осознания учеником своей деятельности в процессе рефлексии. Используется методика личностно-ориентированного обучения, гуманно-личностные технологии, методы адаптивной педагогики.
Способы оценивания достижений учащихся
Достижения намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения учащимися заданий в представленных работах на защите проекта или на научно-практической конференции. Промежуточный контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися. Итоговый зачет можно выставлять по критериям: личное участие в проведении исследования, не менее одного выступления при обсуждении полученных данных.
Рекомендуемые методические приемы и методы при организации занятий в элективном курсе "Химия и человек"
Курс представлен как отдельный элективный курс для предпрофильного обучения и может стать основой для проектной деятельности. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников. На занятиях используются проблемные ситуации для мотивации учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности. Вводная информация к работам позволяет школьникам актуализировать и уточнить свои знания, а перечень ключевых понятий и терминов - проверить свой уровень готовности к выполнению работы.
На занятиях предусматривается групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. Каждая работа может иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности школьников в подготовке и участию в конференции, конкурсе или НОУ.
Тематическое планирование элективного курса
"Химия и человек " 1 час в неделю, 34 часа за год
№ п/пТема занятия Кол-во часов Дата
1 четверть - 9 часов 1. Введение.Валеология – наука о сохранении здоровья. Связь валеологии с другими науками. 1
05.09
2 - 3
Раздел 1. Природная среда и здоровье человека.
Атмосферные изменения и их влияние на состояние здоровья. 13
2 12.09
15.09
4 - 5. Роль оксидов серы и азота в образовании кислотных дождей, их действие на организм человека 2 26.09
03.10
6. Изменение содержания диоксида углерода в атмосфере, его влияние на здоровье; 1 10.10
7. Изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье. 1 17.10
8 - 9. Значение воды для человека и его здоровья. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья. 2 24.10
31.10
2четверть -7 часов 10-11 Минеральные воды, их состав и действие на организм. 2 14.11
21.11
12-13 Химическое загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами. Заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм. 2 28.11
05.12
14. Практическая работа. Определение качества питьевой воды. 1 12.12
15-16 Раздел 2. Питание и здоровье.
Наука — о питании. Питание и культура. 10
2 19.12
26.12
3 четверть - 10 часов 17. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. 1 16.01
18,19,20 Теории питания. Вегетарианское естественное, целебное и другие виды питания. Работы И.П. Павлова, И.И. Мечникова, А.М.Уголева, Г.С.Шаталовой и других по проблеме питания. 3 23.01
30.01
06.02
21 - 22 Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества, микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. 2 13.02
20.02
23. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. 1 27.02
24. Практическая работа. Химический анализ напитков. 1 06.03
25 Раздел 3. Химия и здоровье человека.
Влияние характера питания на витаминную недостаточность. Значение овощей и фруктов в рационе питания. Авитаминоз 3
1 13.03
26. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания в процессе приготовления пищи. Влияние нитратов на организм человека. 1 20.03
4 четверть - 8 ч. Дано - 7 ч. (-01.05) 27. Практические работы. Определение витамина «С» в овощах и фруктах. 1 03.04
28. Раздел 4. Химия в доме и здоровье человека.
Вещества, используемые в быту. 3
1 10.04
29. Состав средств бытовой химии. Наличие кислот, щелочей, хлорсодержащих веществ в них, влияние на организм человека. 1 17.04
30. История использования косметических средств человеком. Мыла и шампуни, кремы и лосьоны, их состав и применение. 1 24.04
31. Раздел 5. Образ жизни и вредные привычки.
Сильнодействующие химические вещества их свойства и влияние на организм человека. 4
1 -01.05
32. Отличие токсикомании от наркомании. Виды наркомании. Последствия бесконтрольного применения успокаивающих и снотворных. Меры профилактики наркомании в нашей стране. 1 08.05
33. Причины курения. Воздействие табачного дыма на организм человека. Никотин глазами химика. Меры борьбы с курением. 1 15.05
34. Влияние алкоголя на организм человека, причины и последствия. 1 22.05
По программе за год - 34часа, дано за год - 33 часа.
Корректировка программы: Отставание составляет 1 час по причине праздничного не учебного дня 1 мая. Урок 31 и 32 объединены и проведены 8 мая
При изучении элективного курса планируются следующие темы творческих работ обучающихся:
1. Биологически активные вещества,
2. Витамины с пользой для здоровья,
3. Химические вещества, как их используют в домашнем хозяйстве,
4. О вреде токсикомании и наркомании,
5. Человек и экология,
6. Похититель рассудка,
7. Влияние культуры знаний на отношение к курению.