Программа прикладного курса по химии для учащихся 10 класса ««Повседневная химия в задачах


ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»

Прикладной курс по химии для учащихся 11 класса «Повседневная химия в задачах».
Автор: Засименко О.В.
с.Тогузак 2013г.
«Рассмотрено»
на заседании экспертного совета
протокол №2 от 28.08.2013 г
Пояснительная записка
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов развития критического мышления, посредством которого одновременно обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. В связи с тем, что в школьной программе при сокращении часов по изучению химии решение задач включается в структуру урока эпизодически, у учащихся формируются недостаточные представления о химизме процессов, которые окружают нас. Решение задач содействует не только закреплению имеющегося теоретического материала по химии, но, прежде всего, формирует и развивает у школьников деятельностные компетенции, позволяющие им активно овладевать этими знаниями, устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. В связи с этим особое значение приобретает проблема развития критического мышления при решении задач по химии в рамках прикладного курса «Повседневная химия в задачах». Данная программа предназначена для учащихся 11 класса естественно - математического направления и рассчитана на 34 часа. В содержание программы для 11 класса входят задачи по органической химии. Решение задач по разделам школьной программы представляет собой не просто наборы числовых величин, а маленькие рассказы по химии, которые касаются разных сторон нашего быта, повседневной жизни и досуга, условий жизни человека и сохранения окружающей среды. Решая задачи, учащиеся узнают важные сведения о здоровье и гигиене человека, советы по рациональному использованию различных веществ, рассматривают проблемы экологии. Многие задачи носят компетентностно - ориентированный характер.
Цель курса: формирование у учащихся умений и навыков решения нестандартных и творческих задач разными методами, направленными на развитие критического мышления учащихся и повышение качества обучения химии.
Задачи:
использование нестандартных задач, направленных на развитие критического мышления, которые соответствуют разным этапам логики движения учащегося в предмете;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи при решении задач;
развитие умений применять знания в конкретных ситуациях;
отработка при решении задач рефлексивного механизма критического мышления (аналитико-определяющий, вариативно-оценивающий, организационно-системный);
Ожидаемый результат:
формирование такой личности, которая, владея определенным запасом информации химических явлений вокруг нас, могла бы анализировать ее с позиции логики, умела выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Содержание программы
Тема 1. Введение. Основные понятия и стехиометрические законы химии. (9 часов)
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон постоянства состава. Закон Авогадро. Молярный объём газа. Относительная плотность газа. Массовая доля элемента в сложном веществе.
Тема 2. Три этапа базовой модели развития критического мышления при решении химических задач. (3 часа)
Вызов. Осмысление. Рефлексия.
Тема 3. Химические реакции. Расчёты по уравнениям реакций. (9 часов)
Закон сохранения массы веществ. Расчёты по уравнениям реакций. Избыток и недостаток реагентов. Практический выход продукта. Тепловой эффект химической реакции. Расчёты по термохимическим уравнениям. Массовая доля вещества в смеси. Смесь чистоты вещества.
Тема 4. Химическая кинетика. Химическое равновесие. (3 часа)
Химическая кинетика. Скорость реакции. Влияние природы реагентов на скорость реакции. Влияние концентрации реагентов на скорость реакции. Влияние температуры на скорость реакции. Влияние катализатора на скорость реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Смещение равновесия под влиянием температуры. Смещение равновесия под влиянием давления. Влияние концентрации на состояние химического равновесия.
Тема 5. Общие свойства растворов. Приготовление растворов. (7 часов)
Растворы. Массовая доля и молярная концентрация растворённого вещества. Насыщенные и перенасыщенные растворы. Растворимость веществ. Растворимые и нерастворимые вещества. Разбавленные и концентрированные растворы. Тепловой эффект растворения. Кристаллогидраты.
Тема 6. Электролитическая диссоциация. Кислоты и основания. Гидролиз. (3 часа)
Слабые и сильные электролиты. Кислоты. Основания. Соли. Нейтральная, кислотная и щелочная среда. Водородные показатель рН. Индикаторы. Степень диссоциации. Понятие о протолизе. Ионные уравнения реакций. Гидролиз солей. Гидролиз солей по аниону. Гидролиз солей по катиону. Гидролиз по катиону и аниону. Гидролиз бинарных соединений.
Список использованной литературы:
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. «Полезная химия: задачи и истории». Москва, 2005 г.
Руководство для учителя третьего (базового) уровня.
http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html.
Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. - М.: Просвещение, 1984.
Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1995.